Автономное учреждение: алгоритм преобразования (начало)

7147
Достаточно времени прошло с момента вступления в силу Федерального закона “Об автономных учреждениях”. Новая организационно-правовая форма была воспринята неоднозначно, тем не менее многие руководители, не пугаясь непроторенной дорожки, приняли решение о переходе их учреждений в автономные. Сегодня мы расскажем о формальной стороне этого процесса, о необходимых действиях и документах.

АУ – что это?

Напомним, что под автономным учреждением (далее – АУ) понимается неком­мерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для оказания услуг, выполнения работ в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах науки, об­разования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населе­ния, физической культуры и спорта. Об этом сказано в ст. 2 Федерального закона от 03.11.06 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (далее – Закон № 174-ФЗ).

Автономные учреждения будут играть немаловажную роль в оценке эффектив­ности деятельности органов исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ от 28.06.07 № 825 одним из ее показателей является доля рас­ходов консолидированного бюджета субъекта РФ на финансирование услуг социальной сферы, оказываемых автономными учреждениями и негосударст­венными (немуниципальными) организациями, в общем объеме расходов кон­солидированного бюджета субъекта РФ на эти цели. Другими словами, чем больше в регионе будет автономных учреждений, чем значительнее будет доля расходов на финансирование услуг, оказываемых ими, тем выше будет оценка деятельности органов исполнительной власти.

Преобразование – не реорганизация

Федеральным законом № 174-ФЗ предусмотрено два варианта создания авто­номного учреждения:

  • в качестве нового юридического лица;
  • путем изменения типа существующего государственного или муниципаль­ного учреждения, которое не является реорганизацией.

Соответственно, при первом варианте новое АУ регистрируется в установлен­ном порядке в качестве юридического лица, а во втором случае вносятся изме­нения в устав учреждения. Однако в любом случае до окончательного “рожде­ния” автономного учреждения необходимо пройти цепочку обязательных процедур.

Процедура создания АУ как нового юридического лица предусматривает прак­тически тот же алгоритм и последовательность действий его учредителей, как и при создании “с белого листа” любой организации.

На наш взгляд, в ближайшее время большинство автономных учреждений будут появляться в результате преобразования из бюджетных учреждений. Поэтому более подробно рассмотрим именно такой вариант развития событий.

Этапы “большого пути”

Законодательство не содержит конкретного перечня последовательных меро­приятий или алгоритма действий, которые нужно соблюсти при изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения. Однако порядок проведения основных процедур, которые предшествуют “метаморфо­зе” бюджетного учреждения, изложен в следующих нормативных актах:

  • Федеральный закон от 03.11.06 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”;
  • постановление Правительства РФ от 28.05.07 № 325 “Об утверждении фор­мы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения” (далее – Постановление № 325);
  • приказ Минэкономразвития России от 20.07.07 № 261 “Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы предложения о соз­дании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения” (далее – Приказ № 261).

Изучив требования указанных документов, можно составить план действий, ко­торые нужно совершить учреждению, решившему стать автономным.

Отметим, что Законом № 174-ФЗ предусмотрен ряд ограничений на преобразо­вание учреждений в автономные, среди которых можно выделить следующие:

  • отсутствие согласия бюджетного учреждения на преобразование;
  • нарушение преобразованием конституционных прав граждан: права на бесплатное образование, права на участие в культурной жизни и др.;
  • изменение типа существующих государственных и муниципальных учреж­дений здравоохранения вообще не допускается ни при каких условиях;
  • Правительством РФ, органами государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления могут также определяться перечни го­сударственных и муниципальных учреждений, тип которых не подлежит изменению.

Рассмотрим более подробно этапы преобразования бюджетного учреждения в автономное.

Получение согласия учреждения

Очевидно, что принятие столь судьбоносного решения должно быть обосно­ванным, взвешенным и легитимным.

Согласие учреждения должно быть закреплено документально. Специальной формы такого документа в нормативных актах не предусмотрено, но, на наш взгляд, в нем должны содержаться следующие сведения:

  • дата и место принятия решения о преобразовании учреждения;
  • орган, рассматривающий вопрос о преобразовании (собрание трудового коллектива, ученый совет и т. п.);
  • легитимность принятого решения.

Действующее законодательство не содержит четкого понятия и статуса органов управления бюджетных учреждений. Другими словами, оно в настоящий мо­мент не регулирует вопрос разграничения органов управления по их статусу и компетенции с позиции деления на высшие органы управления и высшие кол­легиальные органы управления. Поэтому формально можно считать, что орган, который прописан в уставе в качестве высшего коллегиального органа (ученый совет в вузе, совет школы и т. п.), можно считать легитимным. В случае отсутствия такого органа целесообразно рассмотрение вопроса об одобрении изменения типа учреждения провести непосредственно на общем собрании (конферен­ции) работников государственного или муниципального учреждения.

Причем такое рассмотрение, на наш взгляд, целесообразно даже при наличии коллегиального органа управления, закрепленного уставом. В дальнейшем это поможет избежать многих конфликтных ситуаций и упреков типа: “а нашего мне­ния никто не спрашивал”.

Решения о преобразовании учреждения должно основываться на обстоятель­ном разъяснении, сопровождаемом расчетами, всем заинтересованным лицам возможных последствий: как положительных моментов, так и отрицательных тенденций.

По нашему мнению, на заседании коллегиального органа или конференции тру­дового коллектива обязательно должны присутствовать представители эконо­мических служб и бухгалтерии, работники отдела кадров и руководители обслу­живающих структурных подразделений.

Проведение аудиторской проверки

Проведение учреждением аудиторской проверки предусмотрено п. 10 При­каза № 261. По итогам проверки должно быть получено заключение об иму­ществе государственного (муниципального) учреждения. Руководителю учреж­дения представляется аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в уста­новленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируе­мого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законо­дательству РФ.

Наличие такого заключения необходимо. Ведь именно на его основе заполня­ются данные раздела IV Сведения об имуществе существующего государствен­ного или муниципального учреждения Формы “Предложения о создании авто­номного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения”, утвержденной Постановлением № 325.

Напомним, что основными документами, регламентирующими процедуру про­ведения аудиторской проверки, являются:

  • Федеральный закон от 07.08.01 № 119-ФЗ “Об аудиторской деятельности”;
  • Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (утв. поста­новлением Правительства РФ от 23 .09.02 № 696);
  • Кодекс этики аудиторов России, одобренный Советом по аудиторской дея­тельности при Минфине России протоколом № 56 от 31.09.07.

Оценка доступности предоставляемых услуг

Необходимость проведения исследования об оценке доступности услуг, кото­рые будут предоставляться автономным учреждением в результате преобразо­вания, вытекает из п. 5 Приказа № 261.

В результате такого исследования необходимо получить информацию о сле­дующем:

  • насколько будут доступны услуги (работы) населению, оказываемые (вы­полняемые) создаваемым АУ;
  • ожидаемое качество выполняемых работ (оказываемых услуг).

При этом оценку доступности услуг (работ) и их качества Приказом № 261 ре­комендуется приводить в сравнении с доступностью предоставления услуг существующим государственным (муниципальным) учреждением с указанием количества и территориального размещения фактических и потенциальных потребителей услуг. Кроме того, при характеристике качества выполняемых работ и оказываемых услуг рекомендуется описывать степень их соответст­вия установленным требованиям (национальным стандартам, техническим регламентам, стандартам качества услуг, процедурам их оказания) и степень удовлетворенности потребителей работ (услуг).

Очевидно, что такое исследование должно проводиться учреждением само­стоятельно до момента его преобразования в автономное.

Заметим, что критерии оценки доступности услуг не установлены. По нашему мнению, в их качестве можно использовать сведения о количестве обратив­шихся в учреждение граждан (с делением по возрасту, социальному положе­нию, и пр.), данные о динамике притока потребителей услуг, результаты опро­сов и т. д.

Оценка последствий преобразования

На данном этапе специалистам учреждения также придется проявить свои творческие способности. Ведь никакой единой методики расчета последствий преобразования бюджетного учреждения в автономное не существует.

На наш взгляд, при подготовке расчетов о последствиях преобразования необ­ходимо обратить внимание на следующее:

  • увеличатся ли доходы бюджетов в результате преобразования;
  • произойдет ли сокращение рабочих мест;
  • возрастет ли заработная плата работников АУ;
  • есть ли перспективы для развития АУ в ближайшие 3–5 лет;
  • есть ли резервы для увеличения доходности АУ.

По нашему мнению, результаты оценки последствий должны быть доведены до всех членов трудового коллектива преобразуемого учреждения.

Формирование проекта устава

Создание автономного учреждения, как и любого другого юридического лица, начинается с разработки проекта учредительного документа. Им является устав, который должен быть утвержден учредителем.

Устав АУ – это локальный акт, который необходим как для осуществления дея­тельности самого учреждения, так и для иных лиц, которые должны иметь воз­можность получить полную и юридически достоверную информацию о нем.

В соответствии со ст. 7 Закона № 174-ФЗ устав автономного учреждения должен содержать следующие сведения:

1) наименование АУ, включающее в себя слова “автономное учреждение” и со­держащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества;

2) место нахождения АУ;

3) сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя АУ;

4) предмет и цели деятельности АУ;

5) исчерпывающий перечень видов деятельности, которые АУ вправе осуществ­лять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

6) сведения о филиалах, представительствах АУ;

7) структура, компетенция органов АУ, порядок их формирования, сроки полно­мочий и порядок деятельности таких органов;

8) иные предусмотренные федеральными законами сведения.

Необходимо заметить, что сам Закон № 174-ФЗ в ряде норм содержит требова­ния о включении в текст устава тех или иных сведений, не упомянутых в тексте ст. 7. Так, в соответствии со ст. 10 в уставе АУ следует предусмотреть порядок принятия решения о назначении представителя работников АУ членом наблю­дательного совета. Кроме того, в соответствии со ст. 12 уставом должны быть регламентированы порядок и сроки подготовки, созыва и проведения заседа­ний наблюдательного совета автономного учреждения.

Закон № 174-ФЗ позволяет в уставе АУ в зависимости от условий их хозяйство­вания и мнения учредителя предусмотреть:

  • возможность учета мнения члена наблюдательного совета, представлен­ного в письменной форме, но отсутствующего на его заседании по уважи­тельной причине;
  • возможность принятия решений наблюдательным советом путем прове­дения заочного голосования;
  • установить меньший по сравнению с указанным в ст. 14 Закона № 174-ФЗ размер крупной сделки. Напомним, что в соответствии с этой статьей крупной является сделка, связанная с распоряжением денежными средст­вами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества, а также с передачей такого имущества в пользование или в залог. При этом цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого иму­щества превышает десять процентов балансовой стоимости активов авто­номного учреждения.

При разработке устава АУ помимо Закона № 174-ФЗ необходимо учитывать пра­вовые нормы, которые содержатся в таких нормативных актах, как:

  • Гражданский кодекс РФ (ч. 1 от 30.11.94 № 51-ФЗ, ч. 2 от 26.01.96 № 14-ФЗ, ч. 3 от 26.11.01 № 146-ФЗ);
  • Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”;
  • Закон РФ от 10.07.92 № 3266-1 “Об образовании”;
  • Федеральный закон от 22.08.96 № 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”;
  • Закон РФ от 09.10.92 № 3612-1 “Основы законодательства Российской Фе­дерации о культуре”.

В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ любые некоммерче­ские организации, в т. ч. и АУ, осуществляют только те виды деятельности, кото­рые прямо закреплены в их учредительных документах. Это важно, поскольку в уставе автономного учреждения устанавливается объем его специальной пра­воспособности как некоммерческой организации. Заметим, что в отличие от не­коммерческих коммерческие организации могут осуществлять любую деятель­ность, основываясь на формулировке “осуществление иных не запрещенных законом видов деятельности”, закрепленной в учредительных документах.

Кроме того, правовые нормы, устанавливающие обязательные требования к ус­тавам автономных учреждений, содержатся в п. 2 ст. 52 Гражданского кодекса РФ, где сформулированы общие требования к учредительным документам любых юридических лиц.

Соответствующие правовые нормы есть и в Федеральном законе “О некоммер­ческих организациях”. Так, в п. 3 ст. 14 сформулированы специальные требова­ния к учредительным документам некоммерческих организаций.

Требования к уставу автономного учреждения содержатся также в отраслевых нормативных актах. Так, согласно ст. 13 Закона РФ “Об образовании”, в уставе об­разовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

2) учредитель;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

  • язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
  • порядок приема обучающихся, воспитанников;
  • порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
  • система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее про­ведения;
  • другие;

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного уч­реждения;

7) порядок управления образовательным учреждением, в т. ч.:

  • компетенция учредителя;
  • структура, порядок формирования органов управления образовательно­го учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
  • порядок комплектования работников образовательного учреждения и ус­ловия оплаты их труда;
  • порядок изменения устава образовательного учреждения;
  • порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Очевидно, что указанный перечень сведений в части образовательного про­цесса существенно шире положений Федерального закона “Об автономных уч­реждениях”.

Кроме того, ст. 12 Федерального закона “О высшем и послевузовском профес­сиональном образовании” предусматривает, что в части, не урегулированной законодательством РФ, порядок формирования органов управления образова­тельного учреждения и их компетенция определяются уставом образователь­ного учреждения.

Статьей 411 Закона РФ “Основы законодательства Российской Федерации о куль­туре” установлено правило, согласно которому уставом организации культуры может предусматриваться создание коллегиальных органов этой организации (попечительских, художественных советов и других) и определяться их функции.

перейти к продолжению



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.57%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.84%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 66.67%
  • Над налоговой отчетностью 25.49%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль