Учет научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюджетных средств

12239
В последнее время возросла заинтересованность государства в эффективном использовании интеллектуальных ресурсов. Кардинальному реформированию подверглось законодательство, касающееся прав на результаты интеллектуальной деятельности, одним из продуктов которой являются нематериальные активы.

Требование времени

Пристальное внимание к нематериальным активам не случайно, поскольку в со­временной экономике решающее значение имеют не столько материальные, сколько интеллектуальные ресурсы.

В отношении активов, не имеющих материальной структуры, в настоящее вре­мя применяются инструменты учета, анализа и оценки, характерные для усло­вий индустриальной экономики, когда производство материальных экономи­ческих продуктов преобладало над интеллектуальными, а доля материальных ресурсов, используемых в производстве товаров, превосходила долю немате­риальных.

Чтобы “вписать” нематериальные активы в существующую систему бюджетного учета, разработчики нормативных правовых и методических документов изы­скивают возможности “привязать” их к традиционным методам учета материаль­ных объектов, для которых правила учета давно разработаны и привычны.

Такой подход приводит к тому, что факт существования подобного рода активов не признается в случае отсутствия материального носителя, либо нематериаль­ные активы должны “принять облик” материального объекта, быть отождествле­ны с их материальными носителями для последующего применения методов, используемых для работы с материальными объектами. Тем самым игнорируют­ся уникальные свойства нематериального объекта, ограничивается возмож­ность их использования.

Проведенные исследования показали наличие существенных отличий матери­альных и нематериальных активов (таблица):

Отличие материальных и нематериальных активов

№ п/п

Критерии

Материальный объект

Нематериальный объект

1

Труд

Результат физического труда

Результат интеллектуального труда

2

Структура

Имеет материально-вещественную струк­туру

Отсутствует материально-вещественная структура

3

Измерение

Измеряется прямыми количественными параметрами, имеющими конечную вели­чину (вес, размер, кВт/час и т. д.)

Измеряется качественными параметрами (“больше-меньше”, “лучше-хуже”, “быстрее- медленнее” и т. п.)

4

Собствен­ность

Является отчуждаемым объектом, может переходить от одного собственника к другому

Является не отчуждаемым, а распростра­няемым объектом собственности

5

Право

Право собственности приобретается при получении объекта

Приобретается право на объект, а не сам объект

6

Затраты

Затраты на транспортировку могут состав­лять значительную часть стоимости

Затраты на транспортировку несоизмери­мо малы по сравнению со стоимостью са­мого ресурса

7

Воспроиз­водство

Затраты на воспроизводство последую­щих экземпляров сопоставимы со стоимо­стью первого экземпляра

Затраты на воспроизводство последующих экземпляров несоизмеримо малы в срав­нении со стоимостью первого экземпляра

8

Стоимость

Стоимость определяется объективно по фактически понесенным затратам на фор­мирование объекта. Основным методом оценки является затратный метод

Стоимость определяется субъективно и в приложении к материальным носителям. Для оценки применяется сравнительный либо доходный метод

9

Износ

В процессе использования уменьшается (расходуется), подвержен физическому износу

Не уменьшается, а, как правило, увеличи­вается в процессе эксплуатации, подвер­жен моральному износу

Данные таблицы показывают, что отличительные свойства нематериальных объ­ектов делают невозможным их идентификацию и оценку с использованием ме­тодов, применяемых для материальных объектов.

Так, например, в противоположность материальным большинство нематериаль­ных объектов в процессе потребления не уменьшаются, а увеличиваются, т. е. прирастают своими качественными характеристиками. Проявление этой важ­нейшей особенности нематериального объекта представлено на рисунке.

Широко известно выражение “идеи не стареют”. Знаменитая таблица Д.И. Мен­делеева, наглядно демонстрирующая периодический закон, неоднократно до­полнялась и расширялась. И никто не может сказать, когда будет до конца поня­то все ее содержание.

Технология магнитной памяти (MRAM) более чем в 1 тыс. раз быстрее ныне су­ществующей флэш-памяти. Компьютер с MRAM сможет загружаться практиче­ски мгновенно, что делает затраты на транспортировку интеллектуального ре­сурса несоизмеримо малыми по сравнению со стоимостью самого ресурса.

Книга со временем ветшает, приходит в негодность, идеи, содержащиеся в кни­ге, продолжают жить и развиваться. Гвоздь, вбитый в стену, ржавеет, технология производства гвоздя совершенствуется.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что изучение существующих и разработка новых подходов к управлению интеллектуальными ресурсами, ме­тодов учета различных групп активов, не имеющих материальной структуры, от­ражающих исключительные свойства и характеристики является актуальной на­учной и практической задачей.

Сектор государственного управления выступает крупнейшим заказчиком и по­требителем интеллектуальных ресурсов. Значительные бюджетные средства вы­деляются на научно-техническую деятельность. Средства федерального бюджета расходуются на фундаментальные исследования и разработки в приоритетных областях науки и техники, создание результатов научно-технической деятельно­сти, содержащих охраноспособные объекты интеллектуальной собственности, а также результатов, обеспечивающих наибольшую социально-экономическую эффективность, реализацию основных целей государства, решения задач укреп­ления обороноспособности страны. Бюджетные средства на фундаментальные и прикладные исследования распределяются согласно ведомственной структу­ре расходов по министерствам и ведомствам, включая академии наук и их отде­ления, а также целевые фонды, в частности Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд.

Управление результатами научно-технической деятельности в государственном секторе многоаспектно и имеет свою специфику в каждой конкретной области знаний. Обратим внимание на следующие направления:

  • регулирование прав на результаты научной и научно-технической дея­тельности в государственных контрактах;
  • государственная регистрация и учет открытых научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее – НИОКР);
  • государственный учет результатов научно-технической деятельности;
  • анализ сведений о результатах научно-технической деятельности;
  • инвентаризация прав на результаты научно-технической деятельности;
  • контроль в сфере правовой охраны и использования результатов НИОКР гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета.

Регулирование прав на результаты научной и научно-технической деятельности в государственных контрактах

Основной правовой формой отношений между исполнителем работ и государ­ственным заказчиком является государственный контракт на выполнение научно-исследовательских (далее – НИР), опытно-конструкторских (далее – ОКР) и тех­нологических работ (далее – ТР). По договору на выполнение НИОКР одна сторона (исполнитель) обязуется выполнить определенную научную или техни­ческую разработку в предусмотренный срок в соответствии с техническим зада­нием и передать ее результаты другой стороне (заказчику), которая, в свою очередь, обязуется принять эту работу (или обеспечить ее приемку), оплатить ее. Договор на выполнение работ может включать обе стадии НИОКР: НИР, ОКР (и/или ТР) или только одну из стадий.

Права на результаты, полученные в ходе выполнения НИОКР, могут принадлежать:

  • государству в лице государственного заказчика, исполнителю;
  • совместно государственному заказчику и исполнителю.

При урегулировании отношений, возникающих между заказчиком и исполните­лем по поводу права на полученные результаты научно-технической деятельно­сти по государственному контракту, необходимо руководствоваться ст. 1298, 1373, 1432, 1464 ч. 4 ГК РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.09.1999 № 982 “Об ис­пользовании результатов научно-технической деятельности” государственные заказчики обеспечивают включение в государственные контракты положения о том, что:

  • право на подачу заявки и получение патента (свидетельства) на создавае­мые объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и техноло­гий, а также право на конфиденциальную информацию о результатах науч­но-технической деятельности принадлежит Российской Федерации, от имени которой выступают государственные заказчики, или исполнителю работ, либо Российской Федерации и исполнителю совместно;
  • исполнитель обязан незамедлительно уведомлять государственного за­казчика обо всех объектах интеллектуальной собственности, полученных в сфере науки и технологий;
  • использование объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий для обеспечения федеральных государственных нужд осу­ществляется, как правило, на основе безвозмездной неисключительной лицензии, предоставляемой государственным заказчиком;
  • для целей, не связанных с обеспечением федеральных государственных нужд, права на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, а также конфиденциальная информация о результатах научно-технической деятельности могут передаваться третьим лицам по лицензи­онным договорам в соответствии с законодательством РФ.

Под результатами научно-технической деятельности, созданными при реализа­ции государственных контрактов на НИОКР, на которые государственный за­казчик обеспечивает закрепление прав, понимаются изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии инте­гральных микросхем, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных, результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.11.2001 № 1607-р “Ос­новные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности” в обяза­тельном порядке в контрактах за государством закрепляются права на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической дея­тельности, созданные за счет средств федерального бюджета, которые непо­средственно связаны с обеспечением обороны и безопасности страны и те ре­зультаты, доведение которых до стадии промышленного применения берет на себя государство.

В случаях если права на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической деятельности закрепляются за организацией-исполнителем, то в государственном контракте должна предусматриваться обязанность такой организации представлять государственному заказчику сведения:

  • о заявках на выдачу охранных документов на объекты интеллектуальной собственности и о наличии ноу-хау;
  • о полученных охранных документах;
  • о заключенных сделках, касающихся прав на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической деятельности;
  • о фактах использования объектов интеллектуальной собственности и дру­гих результатов научно-технической деятельности, в т. ч. о лицензионных договорах (соглашениях) с зарубежными партнерами.

Права на использование созданных за счет средств федерального бюджета ре­зультатов научно-технической деятельности могут быть изъяты государством, если организация – владелец прав в течение установленного срока не пред­приняла эффективных мер для их практического использования и введения в хозяйственный оборот или правообладатель нарушает условие об использо­вании преимущественно в России объектов интеллектуальной собственности или созданного с их использованием продукта.

В государственные контракты необходимо включать и другие положения, уста­навливающие права и обязанности сторон по закреплению прав и правовой охране результатов научно-технической деятельности.

Государственная регистрация и учет открытых научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

Начальным этапом процесса учета результатов научной и научно-технической деятельности является регистрация учреждением-заказчиком государственно­го контракта на выполнение НИОКР.

Приказом Министерства науки и технологий РФ от 17.11.1997 № 125 утверждено Положение о государственной регистрации и учете открытых научно-иссле­довательских и опытно-конструкторских работ. Данный приказ устанавлива­ет единые требования государственной регистрации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и доставки обязательного бесплатного эк­земпляра отчета о них во Всероссийский научно-технический информацион­ный центр (ВНТИЦ) для его регистрации и учета в целях формирования нацио­нального библиотечно-информационного фонда Российской Федерации, выпуска информационных изданий о нем, обеспечения его сохранности и ис­пользования.

Обязательной государственной регистрации во ВНТИЦ подлежат все открытые НИОКР, выполняемые организациями Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм. При этом один экземпляр отчета о проведен­ных НИОКР подлежит обязательной доставке во ВНТИЦ.

За недоставку, несвоевременную и неполную доставку отчета о НИОКР производители документов несут ответственность в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации об административных правонару­шениях.

Государственный учет результатов научно-технической деятельности

Правительством РФ принято постановление от 04.05.2005 № 284 “О государст­венном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения”. Указанным постановлени­ем утвержден порядок государственного учета результатов НИОКР гражданско­го назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета. Кроме того, федеральным органам исполнительной власти, российским академиям наук, имеющим государственный статус, иным организациям, осуществляющим финансирование научно-технической деятельности, поручено обеспечивать государственный учет результатов научно-технической деятельности в целях реализации государственной политики в области создания и использования указанных результатов в хозяйственном и гражданском правовом обороте*. Государственный учет результатов научно-технической деятельности включает в себя ведение: баз данных заказчиков и единого реестра результатов научно-технической деятельности.

В качестве объектов учета выбираются результаты научно-технической деятель­ности, которые:

  • получены за счет средств федерального бюджета;
  • могут быть выделены и использованы в качестве самостоятельных объек­тов прав в хозяйственном и гражданском правовом обороте;
  • в соответствии с законодательством принадлежат Российской Федерации и (или) исполнителю и могут безвозмездно использоваться для федераль­ных государственных нужд.

Сведения, содержащиеся в базах данных заказчиков и реестре, являются феде­ральным информационным ресурсом.

Ведение баз данных заказчиками

У каждого государственного заказчика, распоряжающегося бюджетными сред­ствами на научные исследования и разработки, должна быть база данных НИОКР гражданского назначения. Степень детализации объектов учета в базе данных заказчика производится исходя из необходимости или целесообразно­сти закрепления прав на отдельные научно-технические решения и документи­рованную информацию для их последующего правомерного использования в экономическом и гражданско-правовом обороте.

На подразделение заказчика, уполномоченного осуществлять государственный учет результатов интеллектуальной деятельности, возлагаются следующие ос­новные обязанности:

  • организация работ по государственному учету результатов интеллекту­альной деятельности;
  • взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти при получении регистрационных свидетельств на объекты учета;
  • участие в разработке государственных контрактов на выполнение НИОКР в части учета полученных результатов интеллектуальной деятельности, определения их правообладателей и порядка использования указанных результатов в экономическом и гражданско-правовом обороте;
  • участие в разработке условий гражданско-правовых договоров о переда­че или приобретении прав на использование результатов интеллектуаль­ной деятельности;
  • рассмотрение учетных форм и иных документов, предоставляемых по ре­зультатам выполнения НИОКР или их этапов;
  • внесение сведений об объектах учета в учетные формы;
  • организация ознакомления государственных органов и заинтересованных организаций со сведениями, включенными в учетные формы.

Ведение единого реестра результатов научно-технической деятель­ности

Эту деятельность осуществляет Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) на основании следующих документов:

  • заявки на регистрацию государственного контракта или документов, в со­ответствии с которыми были выделены средства федерального бюджета на осуществление научно-технической деятельности;
  • заявки на регистрацию объекта учета;
  • извещения об изменении сведений о включенном в реестр объекте учета.

Объекту учета, указанному в заявке на регистрацию, присваивается регистраци­онный номер. Сведения об объекте учета заносятся в реестр, а государственно­му заказчику выдается регистрационное свидетельство. Присвоенный номер используется в дальнейшем для идентификации этого объекта учета при уточ­нении сведений о нем и его использовании.

Потенциально охраноспособные результаты НИОКР, на которые может быть по­лучен охранный документ в соответствии с законодательством РФ в единый го­сударственный реестр не вносится, т. к. на такие виды результатов не представ­ляется возможным установить имущественные права Российской Федерации. Подобные результаты НИОКР включаются только в базу данных заказчика.

Исключение данных об объекте учета из базы данных заказчика и реестра осу­ществляется на основании прекращения действия на него прав Российской Федерации.

Анализ сведений о результатах научно-технической деятельности

При анализе сведений о результатах НИОКР рассматриваются данные о резуль­татах научно-технической деятельности; о правах на результаты научно-техни­ческой деятельности; авторах и исполнителях НИОКР.

Любой результат НИОКР должен обладать определенными функциональными показателями, позволяющими его идентифицировать, установить вид имущест­венных прав на него и отличить от другого, т. е.:

  • иметь узнаваемое описание (наименование, позволяющее идентифициро­вать результат и отличающееся от существующих научных достижений);
  • иметь вещественное доказательство или проявление своего существова­ния (зафиксирован на любом информационном носителе или находится в гражданском правовом обороте);
  • иметь дату возникновения и дату окончания (прекращения) действия иму­щественных (исключительных) прав;
  • приносить определенную выгоду (экономическую, социальную, экологи­ческую и т. п.).

Процедура признания интеллектуального результата НИОКР может быть сле­дующая. Наименование (узнаваемое описание) интеллектуального (нематери­ального) результата НИОКР устанавливается решением научного (ученого) со­вета организации. Дата возникновения и окончания действия, исключительных прав определяется по охранному документу или законодательством РФ, а в слу­чае его отсутствия – решением научного (ученого) совета организации. Время возникновения исключительных прав на произведение науки устанавливается по дате его обнародования. Вещественное доказательство результата НИОКР имеет место, если он находится на каком-либо информационном носителе. Ме­сто хранения носителя результата НИОКР, количество экземпляров хранения и ответственный за хранение определяются государственным контрактом, ре­шением научного (ученого) совета организации. Научный (ученый) совет орга­низации может принять решение об охране интеллектуального (нематериаль­ного) результата НИОКР в режиме авторского права в том случае, если он посчитает невозможным по правовым обстоятельствам получить охранный до­кумент (патент, свидетельство) или по коммерческим причинам охранять его в виде секрета производства (ноу-хау). Об этом делается запись в решении науч­ного (ученого) совета. Дата возникновения и прекращения имущественных прав на материальный результат НИОКР определяется соответствующими актами о производстве (изготовлении) и передаче (ликвидации и т. п.) объекта.

При анализе прав Российской Федерации на объект учета рассматриваются:

  • государственные контракты (соглашения) о порядке использования прав на результаты, полученные при выполнении НИОКР;
  • контракты, заключаемые организациями – исполнителями НИОКР с соис­полнителями;
  • гражданские правовые договоры, заключаемые с обладателями прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные не в рамках госу­дарственных контрактов, на приобретение прав на использование указан­ных объектов для федеральных государственных нужд;
  • гражданские правовые договоры, заключаемые с обладателями информа­ции, в отношении которой установлен режим коммерческой тайны, по ис­пользованию секретов производства (ноу-хау) для федеральных государ­ственных нужд;
  • иные гражданские правовые договоры, предусматривающие приобрете­ние Российской Федерацией прав на объект учета.

Для анализа данных об исполнителях НИОКР используются:

  • учредительные документы, свидетельства о государственной регистрации и другая документация;
  • бухгалтерская отчетность;
  • документы об осуществлении в организации мероприятий по охране сведений о результатах научно-технической деятельности в режиме служебной или коммерческой тайны в соответствии с законодательст­вом РФ;
  • копии актов об инвентаризации результатов научно-технической дея­тельности.

Анализ данных об авторах необходим для решения вопроса о выплате возна­граждения. Для этого рассматриваются трудовые договоры, документы, под­тверждающие служебный характер разработки.

Необходимость такого анализа связана с выполнением требований Граждан­ского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Так, ст. 1298 ч. IV ГК РФ предусмотрено, что если в соответствии с государственным контрактом исключительное право на произведение науки принадлежит Российской Федерации, то исполни­тель обязан путем заключения договора приобрести у своего работника (т. е. автора) права на это произведение науки. Работник, исключительное право которого на произведение науки перешло к исполнителю, имеет право на вознаграждение.

Инвентаризация прав на результаты научно-технической деятельности

Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической дея­тельности утверждено постановлением Правительства РФ от 14.01.2002 № 7. Под инвентаризацией прав на результаты научно-технической деятельности по­нимается выявление прав на результаты научно-технической деятельности с це­лью их последующего учета и правомерного использования в гражданском обороте.

Инвентаризация может быть обязательной и инициативной. Обязательная ин­вентаризация проводится в случаях, предусмотренных законодательством Рос­сийской Федерации при приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, реорганизации или ликвидации организаций. Ини­циативная инвентаризация проводится по решению собственника имущества или юридического лица, обладающего этим имуществом на праве хозяйствен­ного ведения или оперативного управления.

При проведении инвентаризации выявляются права на следующие результаты научно-технической деятельности:

  • результаты научно-технической деятельности, являющиеся объектами ис­ключительных прав, включая изобретения, промышленные образцы, по­лезные модели, топологии интегральных микросхем, программы для электронно-вычислительных машин и базы данных;
  • потенциально охраноспособные (способные к правовой охране в соот­ветствии с законодательством РФ) результаты научно-технической дея­тельности;
  • результаты научно-технической деятельности, которые не могут являться объектами исключительных прав.

Методические рекомендации, утвержденные совместным распоряжением Ми­нистерства имущественных отношений РФ, Министерства промышленности, науки и технологий РФ, Министерства юстиции РФ от 22.05.2002 № 1272-р/Р-8/149 определяют порядок проведения обязательной и инициативной инвентариза­ции прав на результаты научно-технической деятельности, оформления и пред­ставления их результатов.

В указанных Методических рекомендациях к документам, подтверждающим права правообладателя, отнесены:

  • патенты на изобретение, полезную модель, промышленный образец, то­варный знак, знак обслуживания;
  • свидетельства о государственной регистрации программ для электронно-вычислительных машин, баз данных, топологии интегральной микросхемы;
  • договоры об отчуждении права на получение патента на изобретение, по­лезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслужива­ния, топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу дан­ных, селекционное достижение;
  • лицензионные договоры о предоставлении права на использование изо­бретения, полезной модели, промышленного образца, товарного знака, знака обслуживания, фонограммы, программы для ЭВМ, базы данных, се­лекционного достижения.

Первичными учетными документами, отражающими факт поступления или вы­бытия соответствующих объектов учета, являются: договоры на выполнение НИОКР; договоры о передаче научно-технической продукции; акт приемки (оприходования) нематериального актива; акт оценки стоимости нематери­ального актива; акт выбытия нематериального актива; акт списания нематери­ального актива.

При инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности рас­сматриваются и иные документы: отчет о патентных исследованиях; отчетные документы о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; трудовой договор (контракт), заключенный организа­цией, выполняющей функции работодателя, с сотрудником; служебное задание сотрудника организации-работодателя; трудовой договор (контракт) организа­ции с привлеченным специалистом на выполнение определенных договором работ; учредительные документы, составленные и подписанные учредителями и зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством; до­кументы, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конст­рукторских и технологических работ.

Учет выявленных при инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности осуществляется в соответствии с нормативными правовыми акта­ми о бюджетном учете и отчетности, об учете федерального имущества, а также другими нормативными правовыми актами, определяющими порядок учета ре­зультатов научно-технической деятельности.

Расходы по обеспечению правовой охраны результатов научно-технической деятельности осуществляются: при закреплении прав на них за Российской Фе­дерацией – за счет выделяемых государственным заказчикам средств федераль­ного бюджета; при закреплении прав на них за исполнителем – за счет средств исполнителя.

Контроль в сфере правовой охраны и использования результатов НИОКР гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета

Контроль в сфере правовой охраны и использования результатов НИОКР про­водит Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и то­варным знакам в соответствии с Положением об осуществлении контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследователь­ских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначе­ния, выполняемых за счет средств федерального бюджета, утвержденным по­становлением Правительства РФ от 18.11.2006 № 696.

Целью контроля является реализация государственной политики в области создания и использования результатов научно-технической деятельности в гражданском обороте и обеспечения защиты прав Российской Федерации, российских физических и юридических лиц на созданные результаты научно-технической деятельности.

В ходе контроля проверяется:

  • наличие в государственном контракте и иных договорах на выполнение НИОКР для федеральных государственных нужд положений о распреде­лении прав на результаты научно-технической деятельности и обязанно­стей в отношении прав интеллектуальной собственности;
  • обеспечение правовой охраны созданных охраноспособных результатов научно-технической деятельности;
  • соответствие объема правовой охраны результатов научно-исследова­тельских, опытно-конструкторских и технологических работ для феде­ральных государственных нужд условиям контракта на выполнение НИОКР;
  • исполнение условий государственного контракта на выполнение НИОКР для федеральных государственных нужд в части распределения, закреп­ления и правовой охраны полученных результатов научно-технической деятельности;
  • исполнение условий государственного контракта на выполнение НИОКР для федеральных государственных нужд в части использования получен­ных результатов научно-технической деятельности;
  • ведение государственного учета результатов научно-технической дея­тельности, а также внутреннего управленческого учета организации-правообладателя и организации-исполнителя;
  • использование результатов научно-технической деятельности, в т. ч. объ­ектов интеллектуальной собственности, в собственном производстве ор­ганизации-правообладателя либо в рамках лицензионных договоров и до­говоров уступки прав.

По итогам проверки составляется акт о ее результатах.

Заключение

За последние годы в Российской Федерации созданы правовые основы учета и контроля научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюд­жетных средств. Регулирование порядка учета, оценки, инвентаризации и амор­тизации объектов интеллектуальной собственности отнесено к мерам государ­ственного стимулирования научной и научно-технической деятельности.

Вместе с тем, существует несколько причин, снижающих эффективность исполь­зования нематериальных активов.

Одной из главных причин является отсутствие должным образом оформленных прав на результаты научно-технической деятельности. В итоге основная масса имеющихся у государственных заказчиков результатов существует в неохраняе­мом виде. При этом сам государственный заказчик не всегда заинтересован в применении полученных результатов. Так, на расширенном заседании Бюро совета директоров институтов РАН отмечалось, что при проверке 300 государ­ственных контрактов было выявлено только около 3% результатов, которые ис­пользуются на практике.

Серьезные препятствия в постановке на учет объектов интеллектуальной соб­ственности в составе нематериальных активов содержатся в нормативных до­кументах по бюджетному учету. Пункт 23 Инструкции по бюджетному учету, ут­вержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н (далее – Инструкция № 25н), требует одновременного выполнения шести обязательных условий для принятия к бюджетному учету нематериальных активов. В отношении терминов, применяемых в Инструкции № 25н, возникают сомнения в толковании смысла понятия “нематериальных активов, пришедших в негодность” в контексте осно­ваний для списания активов.

Затрудняет учет нематериальных активов сложившаяся практика списания рас­ходов на НИОКР общей суммой без выделения расходов на создание объекта интеллектуальной собственности.

О необходимости внесения изменений в систему бюджетного учета в целях эф­фективного учета нематериальных активов говорилось на совместном расши­ренном заседании Межведомственной рабочей группы по подготовке предло­жений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области новых направлений осуществления научно-технической и инновацион­ной деятельности при Администрации Президента РФ и Торгово-промышлен­ной палате РФ.

Недостаточным остается методическое обеспечение учета объектов нематери­альных активов. Поэтому специалисты вынуждены руководствоваться общими принципами, сформулированными в законодательных и нормативных докумен­тах, применять собственные профессиональные суждения.

В заключение отметим, что подходы к учету результатов научной и научно-тех­нической деятельности разнообразны и строятся с учетом отраслевой специ­фики государственного заказчика. Однако успех достигается там, где учет опи­рается на известные приемы и методы и, вместе с тем, отражает исключительные свойства и характеристики объектов нематериальных активов.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль