Показатели деятельности дошкольного учреждения

14710
Проводимая государством бюджетная политика все настойчивее требует от бюджетных учреждений оценивать свою деятельность с использованием как количественных, так и качественных показателей. Согласно ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) такие показатели должны быть основанием для формирования государственного (муниципального) задания бюджетному учреждению.

Выполнение бюджетным учреждением государственного задания

С начала этого года при составлении проектов бюджетов необходимо учиты­вать объемы финансового обеспечения, которые запланированы на выполне­ние бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания. Пока Правительство РФ не установило порядок формирования задания для бюджетных учреждений. Не спешат в этом вопросе также ни высшие исполни­тельные органы государственной власти субъекта РФ, ни местные администра­ции муниципальных образований.

Тем не менее состав показателей деятельности учреждения, которые станут ос­новой для выдачи задания, согласовывается учредителем и подведомственным ему бюджетным учреждением. В свою очередь, в бюджетных учреждениях дол­жен быть организован управленческий учет по контролю за выполнением госу­дарственного (муниципального) задания, за созданием необходимых условий для достижения каждого из утвержденных показателей.

Формирование показателей работы учреждения по выполнению государствен­ного (муниципального) задания – один из самых сложных вопросов. Однако не во всех отраслях бюджетной сферы учреждения готовы к выработке таких пока­зателей деятельности. Пионерами в этом деле являются дошкольные образова­тельные учреждения.

Количественные и качественные показатели

В нашей стране дошкольное образование не является обязательным. Однако обучение дошкольников – важнейшее направление развития образовательной системы. С внедрением дошкольного образования количественные показатели охвата детей дошкольного возраста, качества предоставления образовательных услуг стали еще более актуальны.

Отметим, что повышение внимания к дошкольному образованию не означает автоматическое увеличение количества дошкольных образовательных учреж­дений. Обучать будущих школьников можно и в обычном образовательном уч­реждении, и даже в вузе. Пример – Нижегородская архитектурно-строительная академия, реализующая программу дошкольного образования.

Очевидно, что приоритеты государства и предпочтения родителей будут зави­сеть от стоимости бюджетных услуг и соответствия стоимости заявленному ка­честву. При этом показателями, которые станут определяющими для государст­ва и родителей, являются:

  • посещаемость дошкольного учреждения детьми;
  • доступность образовательных услуг;
  • доля платных услуг в учреждении.

Посещаемость

К концу 2008 г. планируется охватить дошкольным образованием 70% детей в целом по стране, что почти на 20% больше, чем в 2007 г. Специалисты доволь­но скептически относятся к возможности такого прироста, т. к. последние де­сять лет показатели неуклонно снижались, а “всплеск” в 2007 г. составил чуть более 5%.

В некоторых регионах разрыв в показателях выглядит критическим. Например, десять лет назад в Дагестане дошкольным образованием было охвачено 98% де­тей, сегодня этот показатель снизился почти в пять раз, на Алтае в настоящее время дошкольное образование получают около половины детей, для сравне­ния, десять лет назад этот показатель равнялся 88%.

Благополучнее всего дела обстоят на Чукотке. Если в 1995 г. в дошкольных уч­реждениях обучались 76% детей в возрасте от трех до семи лет, то в 2007 г. этот показатель перевалил за отметку в 90%.

Пристальное внимание Минобрнауки России к подобной статистике означает, что в ближайшие годы посещаемость будет одним из основных показателей ра­боты учреждений. Таким образом, чем большее количество дошкольников смо­жет привлечь образовательное учреждение, тем на более выгодных условиях оно получит государственный (муниципальный) заказ.

Доступность образовательных услуг

Высокий уровень охвата детей невозможен без повышения доступности дошкольного образования. Это давно поняли в Вологодской области, где сделан акцент на дошкольном образовании. С 2007 года в этом регионе около 30,2 тысяч детей старшего дошкольного возраста (92%) получают дошкольное образование. Дети обучаются не только в старших и подготовительных группах дошкольных учреждений, но и в группах:

  • кратковременного пребывания (от 2 до 6 часов, с питанием или без него);
  • по подготовке детей к школе.

Кроме того, в Вологодской области оказываются образовательные услуги на дому. Работа по созданию разнообразных форм организации дошкольного об­разования позволяет сделать бюджетные услуги более доступными для населе­ния, в т. ч. и за счет снижения родительской платы.

Доля платных услуг

Рост оплаты за содержание детей в дошкольных учреждениях в некоторых слу­чаях можно оценить позитивно. Например, как повышение имиджа учрежде­ния, если родители готовы на высокую оплату дополнительных услуг по иннова­ционным технологиям.

Проблема качества дошкольного образования приобретает особый экономиче­ский смысл в связи с тем, что государство не способно финансировать в полном объеме все услуги по уходу, оздоровлению, воспитанию, развитию, коррекции и обучению детей дошкольного возраста. С 2001 года начался и продолжается эксперимент по организации долевого финансирования дошкольных образо­вательных учреждений. Большую актуальность приобрели вопросы:

  • разработки формул для измерения показателей образовательной дея­тельности;
  • определения целей педагогического процесса через описание специ­фических операций.

Стандартные показатели

В отличие от рассмотренных выше показателей, которые могут представить лишь самую общую информацию о деятельности дошкольного учреждения, существуют и показатели, регламентированные нормативными документами соответствующих органов исполнительной власти. Такие показатели также могут быть основой для формирования государственного (муниципального) задания.

В настоящее время регламентирован состав двух групп показателей работы образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного обра­зования:

  • статистические (утверждаются Росстатом);
  • аккредитационные (необходимы, утверждаются органами исполнитель­ной власти, осуществляющими функции по выработке государствен­ной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обра­зования).

Взаимосвязь между двумя группами очевидна, однако вид и категорию учреж­дения определяют не на основании статистического отчета, а в процессе аккре­дитации.

Рассмотрим особенности формирования стандартных показателей подробнее.

Статистические показатели

За 2007 год учреждения сферы дошкольного образования отчитались по обнов­ленной форме № 85-К “Сведения о деятельности дошкольного образовательно­го учреждения”. В ходе реализации федеральной целевой программы “Развитие государственной статистики России в 2007–2011 годах”, утвержденной поста­новлением Правительства РФ от 02.10.2006 № 595, статистическую отчетность в ближайшее время ожидают кардинальные изменения.

Качественные изменения статистических показателей сферы дошкольного об­разования произойдут, в частности, из-за внедрения международных стати­стических стандартов. Заметим, что международная стандартная классифика­ция образования (далее – МСКО) прошла тщательную проверку временем. Разработанная ЮНЕСКО в начале 70-х годов для того, чтобы служить “инстру­ментом, способствующим сбору, компиляции и изложению статистических данных об образовании как по отдельным странам, так и в международном масштабе”, она была принята Международной конференцией по образованию только в 1975 г.

Утверждение классификации Генеральной конференцией ЮНЕСКО произошло еще тремя годами позже, после принятия пересмотренной Рекомендации о международной стандартизации статистики в области образования.

В соответствии с МСКО первоначальным этапом организованного образования определена ступень 0 (доначальная). Программы на этой ступени предназначе­ны для детей в возрасте не менее трех лет и служат мостом между домашней и школьной обстановкой. Основными критериями являются:

  • образовательная направленность программы;
  • организация на базе школы или центра;
  • минимальный возраст детей;
  • максимальный возраст детей (не применяется в случае предоставления образования в больницах или специальных центрах).

Квалификация персонала по МСКО считается вспомогательным критерием, ко­торый позволяет проводить различия между доначальным образованием и ухо­дом за детьми. Ведь для ухода за детьми персонал должен обладать квалифика­цией на уровне среднего медицинского персонала, либо квалификация не требуется совсем.

Фактически Росстат лишь констатирует происходящие перемены в образова­нии. Например, на применении международных статистических стандартов ос­новано одно из мероприятий, намеченных приказом Минобрнауки России от 25.04.2005 № 309 “Об утверждении Порядка подготовки и оформления докумен­тов при реализации федеральной, федеральных целевых, государственной про­грамм в сфере образования”, а именно – разработка:

  • системы показателей работы образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования;
  • инструментария статистического наблюдения за детскими дошкольными учреждениями.

Аккредитация

Дошкольная советская педагогика ориентировалась на типовую программу образца 30-х годов, чуть подправленную во время “оттепели” 60-х. И только на волне перестройки требования к дошкольному образованию и его стан­дарты были приведены в соответствие с международными нормами и реко­мендациями.

В соответствии с Международной конвенцией о правах ребенка Госкомитетом СССР по народному образованию отечественным ученым было предложено разработать новые подходы к дошкольному образованию. В разработку новых концепций и программ включились исследователи и методисты из разных науч­ных центров и городов России.

Обобщая опыт исследований в сфере дошкольного образования, в июле 1995 г. постановление Правительства РФ утвердило Типовое положение о дошколь­ном образовательном учреждении. В нем закреплено право дошкольного обра­зовательного учреждения самостоятельно:

  • выбирать программы из комплекса тех вариативных программ, которые рекомендованы органами управления образованием;
  • вносить в выбранные программы изменения;
  • разрабатывать собственные (авторские) программы в соответствии с тре­бованиями государственного образовательного стандарта.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” каждое образовательное учреж­дение, в т. ч. и дошкольное, должно реализовывать Государственный образова­тельный стандарт. Для подтверждения этого учреждение должно проходить процедуру государственной аккредитации, получать лицензию, т. е. право на образовательную деятельность. Ее содержание оценивается с помощью про­цедуры аттестации – экспертизы соответствия содержания и организации педа­гогического процесса Государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования начал разрабатываться с 1993 г. с целью сохранения:

  • качества дошкольного образования в условиях его вариативности и разно­образия;
  • единого образовательного пространства на территории России в услови­ях самостоятельности ее регионов.

Основным показателем, характеризующим работу в соответствии с государст­венным образовательным стандартом, является комплектование групп. Приме­ры формирования этого показателя приведены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Комплектование групп детей, имеющих полный режим дня

Группы в соответствии с возрастом детей

Предельная наполняемость групп

Общеразви­вающие группы

Оздорови­тельные группы

Компенси­рующие группы

1. Группы младенческого, ран­него и дошкольного возрастов:

– от двух мес. до одного года;

– от одного до двух лет;

– от двух до трех лет;

– от трех до четырех лет;

– от четырех до пяти лет;

– от пяти до шести лет;

– от шести до семи лет

10 детей

15 детей

15 детей

20 детей

20 детей

20 детей

20 детей

2. Разновозрастные группы:

– для детей двух возрастов;

– для детей трех возрастов;

– для детей любых возрастов

8 детей

10 детей

20 детей

Таблица 2

Комплектование групп кратковременного пребывания детей в ДОУ(при их наличии)

Наименования групп

Возраст детей

Число групп

Число детей

1. Адаптационные

2. Физкультурно-оздоровительные

3. Медико-социальной педагогической реабилитации

4. Реабилитации детей-инвалидов

5. Одаренных детей

6. Развития и подготовки детей к школе

7. Других направлений развития детей

Государственный образовательный стандарт понимается как определенные требования государства к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей в детском саду. При этом качество педагогического сопровож­дения детей в государственном учреждении рассматривается с учетом таких факторов, как:

  • характер программы воспитания и обучения;
  • особенности взаимодействия детей и взрослых;
  • организация предметно-пространственной среды жизни детей;
  • состояние здоровья детей;
  • преемственность дошкольного и начального школьного образования.

Пример показателей педагогического сопровождения представлен в табл. 3.

Таблица 3

Содержание и методы воспитания и обучения

Наименования программ

Автор

Год издания, издательство, гриф МО РФ

Учебно-методиче­ское обеспе­чение

Возраст детей, на который рассчитана программа

Число групп, занимаю­щихся по программе

Комплексные

Парциальные

Авторские

Базовое содержание Государственного стандарта предполагает следующие ориентиры:

  • развитие детей в игровой деятельности;
  • охрана здоровья и физическое развитие;
  • речевое развитие, развитие в изобразительной, музыкальной, театрализо­ванной, конструктивной, математической деятельности, освоение элемен­тарных представлений о человеке в истории культуры, основ естественно-научных знаний, развитие экологической культуры.

Показатели, характеризующие охрану здоровья детей, представлены в табл. 4.

Таблица 4

Охрана здоровья

Годы

Всего воспитан­ников

Число случаев заболеваний на одного ребенка

Число случаев инфекционных заболеваний

Индекс здоровья* в %

* Количество детей, относящихся к I, II, III группам здоровья.

Разработка подходов к вопросам управления качеством дошкольного образо­вания происходит на различных уровнях, начиная с самого образовательного учреждения и заканчивая федеральным уровнем. Ценностные ориентиры, ха­рактеризующие качество дошкольного образования, базируются прежде всего на социальной адресности и сбалансированности социальных интересов. По­этому основные показатели отражают:

  • возможность удовлетворения потребности семьи и ребенка в услугах до­школьных учреждений;
  • сохранение самоценности дошкольного детства, обеспечение благополучия ребенка, его комфортного пребывания в образовательном учреждении;
  • готовность учреждения к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития;
  • практическую ориентированность дошкольного образования на успеш­ность обучения ребенка на следующей ступени образования;
  • выбор образовательных программ и их научно-методическое обеспечение;
  • рост профессионального мастерства педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений.

Возможность удовлетворения потребностей семьи лучше всего характеризуют показатели развития дополнительных услуг (табл. 5).

Таблица 5

Дополнительные образовательные услуги

Названия кружков, секций, студий

Число занимающихся

Возраст детей

Бесплатные занятия

Платные занятия

Квалификация руководителя

1.

2.

и т. д.

Показатели роста профессионального мастерства представлены в табл. 6 и 7.

В настоящее время Минобрнауки России разрабатывает рекомендации органам управления образования субъектов Федерации о внедрении в контрольно-оценочную деятельность дошкольных образовательных учреждений опреде­ленных возрастных характеристик детей, на основании которых можно будет диагностировать готовность детей к школе, осуществлять контроль качества образовательных услуг.

Конкурентоспособность

Экономическая сущность конкурентоспособности учреждения выражается че­рез систему показателей, каждый из которых характеризует определенную сто­рону этого многогранного явления. Наиболее эффективно использование пока­зателей, полученных с помощью маркетинговых исследований. Для облегчения формулировки и систематизации требований родителей к образовательному учреждению или образовательной программе можно предложить им конкрети­зировать свое представление о показателях, отражающих имидж учреждения. Примеры такой номенклатуры приведены в табл. 8.

К полученному перечню необходимо добавить еще два показателя:

  • ценовую привлекательность услуг;
  • территориальную доступность учреждения.

Таблица 6

Образовательный уровень

Категория

Высшее образование по специальности

Обучение в педвузе по специаль­ности

Среднее специальное образование по специальности

Среднее общее образова­ние

Вос­пита­тель

Учи­тель

Дру­гое

Вос­пита­тель

Учи­тель

Вос­пита­тель

Учи­тель

Дру­гое

Руководитель

Ст. воспитатель

Воспитатель

Другие

Всего в %

Таблица 7

Квалификация работников

Категория

Наличие категории

Формы повышения квалификации (кроме аттестации)

Год

Высшая

I

II

Курсы повышения квалификации

Семинары на уровне района, области

Дру­гое

Руководитель

Ст. воспитатель

Воспитатель

Другие

Всего в %

Конкурентоспособность

Экономическая сущность конкурентоспособности учреждения выражается че­рез систему показателей, каждый из которых характеризует определенную сто­рону этого многогранного явления. Наиболее эффективно использование пока­зателей, полученных с помощью маркетинговых исследований. Для облегчения формулировки и систематизации требований родителей к образовательному учреждению или образовательной программе можно предложить им конкрети­зировать свое представление о показателях, отражающих имидж учреждения. Примеры такой номенклатуры приведены в табл. 8.

К полученному перечню необходимо добавить еще два показателя:

  • ценовую привлекательность услуг;
  • территориальную доступность учреждения.

Таблица 8

Номенклатура показателей, характеризующих учебный процесс

Основные характеристики учебного процесса

Традиционные методы обучения

Современные методы обучения

Показатель

Балл

Показатель

Балл

1. Стиль взаимоотно­шений

Авторитарный

Демократический

2. Приоритеты изуче­ния

Предметный мир

Духовный мир человека

3. Содержание обуче­ния

Информационно-теоретическое, направлено на освоение уме­ний, знаний и навыков в рамках нормативных стандартов

Умение выходить за рамки обще­принятых нормативов и стандар­тов

4. Приоритет направ­ленности содержания

Технократический, основанный на научной логике

Духовно-практический, направ­лен на постижение смысла жиз­ни человека

5. Главные технологии обучения

Обучение по образцу, сообще­ние готовых знаний

Проблемно-творческие, поиско­вые

6. Особенности задей­ствованного мышле­ния

Репродуктивное

Поисково-творческое, исследо­вательское, продуктивное

7. Результат обучения

Владение нормативной суммой знаний, умений и навыков

Способность подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точ­ки зрения исходной задачи

8. Форма подачи учебного материала

Монолог учителя

Диалог на основе содействия и сотворчества педагога с воспи­танником

9. Форма взаимодей­ствия учителя и уча­щихся

Преобладают коллективные ме­тоды работы

Преобладают индивидуальные методы работы

10. Характер поощре­ния в процессе обу­чения

Поощряется традиционный под­ход, предписанный программой обучения

Поощряются собственные трак­товки воспринятого и усвоенного

11. Преимуществен­ный вид творчества

Репродуктивный

Продуктивный

12. Отношение к са­мостоятельному твор­честву учащихся

Не поощряется

Поощряются самовыражение и личностный подход

Оценку значимости показателей для потенциальных потребителей услуг до­школьного образования удобнее проводить по балльной шкале.

В настоящей статье мы рассмотрели упрощенный расчет конкурентоспособно­сти, более сложные методики будут рассмотрены в статье, посвященной другим сферам образования.

Очевидно, что использование рассмотренных показателей в комплексе, с учетом особенностей деятельности каждого детского дошкольного учреждения позво­лит не только получить объективную оценку деятельности учреждения, но и рас­считать и обеспечить должный уровень его финансового обеспечения.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль