Предпосылки принятия закона об автономных учреждениях

5437
Сегодня в России практически во всех сферах запланированы или уже реализуются масштабные реформы.

Сегодня в России практически во всех сферах запланированы или уже реали­зуются масштабные реформы. Одной из них является реформирование соци­ально-культурной сферы путем введения нового типа организационно-право­вой формы государственных (муниципальных) учреждений - автономных учреж­дений.

Повышение эффективности бюджетного сектора экономики является одной из ос­новных причин, приведших к постановке задачи реструктуризации учреждений социально-культурной сферы на основе внедрения новых моделей организацион­но-правовых форм.

Реформы, намеченные в отраслях социальной сферы, невозможны при абсолют­ном доминировании в ней такой формы некоммерческой организации, как бюд­жетное учреждение. Суть преобразования состоит в снятии с государства обязан­ности гарантированного финансирования подобных организаций на основе сме­ты доходов и расходов и ответственности по их обязательствам.

В целях повышения эффективности функционирования государственного (муни­ципального) сектора был принят Федеральный закон от «Об автономных учрежде­ниях». Такие учреждения являются разновидностью общей категории учреждений, поэтому при изменении статуса речь идет об изменении типа, а не о реорганиза­ции. Это делает возможным особый способ их создания и позволяет избежать не­обходимой процедуры реорганизации юридического лица.

Основной идеей Федерального закона «Об автономных учреждениях» является создание автономной некоммерческой организации для оказания услуг (вы­полнения работ) в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Уже после принятия данного Закона его действие было распространено и на другие сферы.

Основная цель создания автономных учреждений как еще одного типа госу­дарственных (муниципальных) учреждений - предоставление государствен­ным и муниципальным учреждениям большей самостоятельности в распоря­жении имуществом и осуществлении поставленных перед ними задач, усиле­ние ответственности, а также создание механизмов, позволяющих повысить эффективность, в т. ч. экономическую, функционирования организаций соци­ально-культурной сферы в условиях введения новых организационно-право­вых форм.

Таким образом, переход бюджетных учреждений в категорию автономных связан с необходимостью повышения качества предоставления услуг с учетом повыше­ния эффективности бюджетных расходов. Появление таких юридических лиц вы­звано потребностью предоставления ряду учреждений большей свободы в распо­ряжении имеющимся у них имуществом и оказании платных услуг населению при условии сохранения соответствующей части бесплатных (финансируемых государ­ством) услуг.

Закон исходит из того, что автономные учреждения при всей предоставляемой им свободе экономической деятельности остаются некоммерческими организация­ми, финансируемыми публично-правовыми образованиями - собственниками их имущества и оказывающими, прежде всего, бесплатные или льготные услуги на­селению.

Сочетание прав принятия самостоятельных решений о привлечении и расходова­нии ресурсов с ограничениями на использование и распоряжение имуществом определяет форму автономной государственной организации.

Предоставление возможности получения большей самостоятельности значитель­ному количеству бюджетных учреждений способствует повышению инвестицион­ной привлекательности такой крупной сферы, какой в России является бюджетная сфера.

Бюджетные учреждения, способные зарабатывать дополнитель­ные средства, могут перейти в автономные учреждения по их ини­циативе при согласии учредителя. Для преобразования учрежде­ний в форму автономных должны учитываться следующие крите­рии: возможность сохранения государственных гарантий и зада­ний; доля внебюджетных доходов; приспособленность учреждения к самостоятельной рыночной деятельности; наличие конкурент­ной среды.

Основными преимуществами автономных учреждений являются: ориентация на конкретные услуги; оказание качественных услуг и в необходимых количест­вах; высокая степень самостоятельности и ответственности; контроль над исполь­зованием имущества.

Внедрение новых организационно-правовых форм организаций и переход на дру­гие механизмы их финансирования введет в действие антизатратные механиз­мы, которые в бюджетных учреждениях практически не работают. Это приведет к экономии использования организацией имеющихся у нее средств (при закупках оборудования и материалов, оплате труда сторонних организаций и др.), включая использование бюджетных средств.

Основной экономический эффект от реструктуризации учреждений социально-культурной сферы можно получить за счет повышения заинтересованности преобразованных учреждений в оптимизации структуры расходов и их объемов, по­скольку это позволит расходовать сэкономленные средства на те нужды, которые учреждение считает для себя приоритетными.

Новые экономические механизмы в организациях обеспечат возможность более эффективно использовать трудовые ресурсы и внедрять различные стимулирую­щие системы оплаты труда работников организаций.

Создание новой формы юридического лица - автономного учреждения, переход от финансирования по смете доходов и расходов к оплате производства услуг на основе установленных заданий позволят пресечь имеющее место в настоящее время бесконтрольное замещение бесплатных для населения услуг платными. Доступность данных услуг для населения и их качество повысятся.

Введение новой организационно-правовой формы обеспечит возможность со­кратить бюджетные расходы на содержание этих учреждений и направить средст­ва бюджета непосредственно на оказанную услугу.

Предполагается, что автономные учреждения должны не заменить, а дополнить существующую форму бюджетного учреждения. Традиционная форма «учрежде­ние» не подлежит полному вытеснению, так как соответствует характеру и услови­ям деятельности учреждений.

Автономные учреждения являются государственными (муниципальными) и будут действовать наряду с существующими бюджетными учреждениями. Однако в от­личие от бюджетных они будут обладать большей свободой в отношении передан­ного им имущества и в осуществлении поставленных перед ними целей, закреп­ленных в уставе автономного учреждения.

Успешное освоение новых форм предполагает два этапа - готовность коллектива к переходу и заинтересованность в этом, а также наличие стимулов.

Широкая экономическая самостоятельность в сочетании с высоким уровнем от­ветственности, прозрачность деятельности автономных учреждений, более высо­кие требования к обязательной публичной отчетности делают деятельность авто­номных учреждений более открытой и прозрачной. Публичная ежегодная отчет­ность будет способствовать созданию открытого доступа средств массовой инфор­мации к целому ряду документов автономного учреждения, что обеспечит наряду с государственным контролем его деятельности общественный контроль.

Преобразование учреждений в новые организационно-правовые формы неком­мерческих организаций позволит:

  • решить вопрос внедрения в бюджетной сфере новых экономических меха­низмов и одновременно обеспечить надежную основу для реализации социальных гарантий, сохранив объекты социальной сферы в государственной (муниципальной) собственности;
  • стать средством привлечения инвестиций в отрасли социальной сферы и рас­ширения источников финансирования текущей деятельности этих органи­заций;
  • создать необходимые стимулы и условия для существенного повышения эф­фективности использования кадровых, материально-технических и финансо­вых ресурсов;
  • создать конкурентные способы распределения бюджетных средств, конку­ренцию между организациями, борьбу за получателя социальных услуг;
  • повысить качество предоставляемых населению услуг.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль