Органы управления автономным учреждением

5585
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «Об автономных учреждениях» органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «Об автономных учреж­дениях» органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и др.).

Органы автономного учреждения должны быть предусмотрены законодательст­вом и уставом учреждения.

Единственным нововведением, которое до принятия Федерального закона «Об ав­тономных учреждениях» не было предусмотрено ни одним другим федеральным законом, в данной структуре является наблюдательный совет. При изменении типа существующего бюджетного государственного (муниципального) учреждения на автономное учреждение внутренняя структура управления, как правило, со­храняется, если только само учреждение не решит внести в нее какие-либо кор­рективы, воспользовавшись удобным моментом внесения изменений в устав.

Наблюдательный совет является новым органом, поэтому принципы его созда­ния, количественный и персональный состав, сроки действия, полномочия и ком­петенция достаточно подробно прописаны в статьях 10-12 Федерального закона «Об автономных учреждениях». Решение о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем автономного учреждения. Решение о назначении пред­ставителя работников автономного учреждения членом наблюдательного совета или досрочном прекращении его полномочий принимается в порядке, предусмот­ренном уставом автономного учреждения. Утверждая устав автономного учреж­дения, учредитель определяет общий количественный состав наблюдательного совета, хотя предложение по этому вопросу дает само учреждение.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона «Об автономных учреждениях» в состав наблюдательного совета входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, на которых возложено управление государст­венным или муниципальным имуществом, а также представители общественно­сти (в т. ч. лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере дея­тельности). В этом же пункте закреплено, что количество представителей государ­ственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательно­го совета должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. Количество представителей работников авто­номного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета.

Следует понимать, что непосредственно сотрудники, например, федеральных орга­нов исполнительной власти, осуществляющих функции учредителя федерального автономного учреждения, и сотрудники Росимущества не могут входить в состав наблюдательного совета каждого федерального учреждения, участвовать в его за­седаниях не менее 4 раз в году. Таких учреждений насчитываются сотни и тысячи. Только Рособразованию подведомственны следующие образовательные учреж­дения: 345 вузов; 663 ССУЗа; 250 учреждений начального профессионального образования (НПО); 20 учреждений дополнительного профессионального образо­вания.

Скорее всего, вопрос о представительстве будет решаться даже не с региональны­ми, а с соответствующими муниципальными органами исполнительной власти. Аналогичная ситуация будет наблюдаться и в крупных регионах. Так, сотрудники региональных отраслевых органов и регионального органа исполнительной вла­сти, на которое возложено управление государственным или муниципальным иму­ществом, не смогут входить в состав наблюдательных советов всех региональных автономных учреждений в таких регионах, как Красноярский или Хабаровский край, Московская область и др. В связи с удаленностью и ограниченной численно­стью людей в этих органах им придется заниматься только вопросами, рассматри­ваемыми наблюдательными советами региональных автономных учреждений. Поэтому и региональные исполнительные органы власти нередко будут договари­ваться о назначении в наблюдательные советы в качестве своих представителей сотрудников муниципальных органов.

Следует отметить, что наблюдательный совет является органом ав­тономного учреждения, а не управляющим органом.

Во-первых, орган, собирающийся на свои заседания раз в квартал, не может быть управляющим (пункт 1 статьи 12 Федерального закона «Об автономных учрежде­ниях»). Во-вторых, большинство вопросов, входящих в компетенцию наблюдатель­ного совета, носят совещательный или рекомендательный характер, за некото­рым исключением. Так, согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона «Об ав­тономных учреждениях» наблюдательный совет по представлению руководителя автономного учреждения рассматривает проекты отчетов о деятельности учреж­дения, использовании его имущества, исполнении плана финансово-хозяйствен­ной деятельности, а также годовую бухгалтерскую отчетность. Кроме того, рас­сматривает предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупных сделок или сделок, в совершении которых имеется заинтересованность; вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреж­дения и утверждения аудиторской организации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона «Об автономных учреж­дениях» наблюдательный совет постфактум утверждает отчетность автономного учреждения, хотя по плану финансово-хозяйственной деятельности наблюдатель­ный совет только дает заключение, копия которого направляется учредителю ав­тономного учреждения. И только по вопросам о совершении крупных сделок; со­вершении сделок, в которых имеется заинтересованность; проведении аудита го­довой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудитор­ской организации наблюдательный совет автономного учреждения принимает решения, обязательные для руководителя автономного учреждения (статьи 11 Фе­дерального закона «Об автономных учреждениях»).

Практически все вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения относятся к компетенции его руководителя.

Несмотря на ограниченные права наблюдательного совета, против его создания на стадии обсуждения законопроекта и принятия закона возражали многие, в пер­вую очередь руководители учреждений культуры. Они обосновывали это тем, что некомпетентные люди будут вмешиваться в художественную политику учрежде­ния, формирование репертуарного плана и т. п. Сегодня подобных опасений уже нет. Совершенно ясно, что никакой компетенцией, позволяющей вмешиваться в формирование научной, учебной или художественной деятельности автономно­го учреждения, наблюдательный совет не обладает, зато при грамотном формиро­вании может принести большую пользу автономному учреждению.

Многие учреждения имеют опыт участия во всевозможных проектах, налажен­ные связи с производственными предприятиями, бизнес-структурами и т. п. Включение в наблюдательный совет представителей, а лучше руководителей та­ких организаций, авторитетных представителей СМИ позволит повысить престиж автономного учреждения, привлечь дополнительные внебюджетные средства. Это составляет важную задачу отраслевого исполнительного органа, осуществ­ляющего полномочия учредителя, утверждающего количественный и персональ­ный состав совета. Не следует ставить его руководителем представителя учреди­теля, т. е. чиновника. Наоборот, целесообразно привлечь к участию в работе со­вета, к руководству советом независимых людей, представителей (руководите­лей) успешного бизнеса. Возглавив наблюдательный совет, такой руководитель всегда найдет, как помочь учреждению, поскольку это повысит престиж возглав­ляемого им предприятия (организации, бизнес-структуры), поможет сделать его социально ориентированным. Директору учреждения тоже следует проявить ак­тивность, но для этого учреждение должно иметь хорошую репутацию - предос­тавлять качественные услуги, выполнять необходимые для местного сообщества работы.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль