Уменьшение государственного заказа и, соответственно, бюджетного финансирования

4240
Уменьшение государственного заказа - достаточно обычное явление не только для автономного, но и для бюджетного учреждения, в первую очередь в сфере образования.

Уменьшение государственного заказа - достаточно обычное явление не только для автономного, но и для бюджетного учреждения, в первую очередь в сфере образования. Это связано с уменьшением численности обучающихся, вызванным демографическим спадом. Наибольший спад наблюдается в последние годы в общем образовании.

Данные, представленные на рисунке 1, указывают на сокращение численности учащихся с 2000 года, которое составило почти 30%, причем в городах оно даже более интенсивное, чем в сельской местности (29,1 и 27,5% соответственно). Не­смотря на уменьшение количества школ, как в городах, так и особенно в сельской местности, численность учащихся в расчете на одно учреждение также снижается. Причем за счет мер, проводимых за последние годы в рамках оптимиза­ции сети сельских школ, в городах это снижение намного существеннее (25%), чем в сельской местности (15%).

Существенно снижается численность учащихся, обучающихся за счет бюджетных средств, в системе НПО. Это снижение составило 27,4%. И только рост обучающихся по договорам с физическими и юридическими лицами на 25,2% позволил добиться того, что общее уменьшение количества обучающихся состави­ло всего 15,8%.

Численность учеников в школах и учащихся, обучающихся за счет бюджетных средств в учреждениях НПО, должна служить объемным показателем заданий уч­редителя для данных типов рассматриваемых учреждений. Такое падение числен­ности учащихся не приводит к уменьшению финансирования учреждений только за счет еще более высоких темпов бюджетного финансирования. За рассматри­ваемые годы расходы на общее образование выросли в 4,4 раза, а на систему НПО - более чем в 3,5 раза.

Начиная с 2005 года уменьшаются контрольные цифры приема студентов в вузах. Это вызвано как снижением общей численности населения в России, так и сущест­венным превышением установленного законодательством числа студентов, обучаю­щихся за счет бюджетных средств, в расчете на 10 тысяч человек: в 2006 году оно составило 209,4 человека против установленных законодательством 170.

Конечно, по разным вузам ситуация разная: каким-то учреждениям ВПО конт­рольные цифры приема могут быть даже увеличены, если на рынке труда ощуща­ется дефицит в специалистах данного профиля. В 2007 г. впервые за много лет снижены в целом по России контрольные цифры приема на педагогические спе­циальности, несмотря на всеобщее убеждение, что педагогов в стране не хватает. На самом деле недостаток педагогов ощущается далеко не во всех регионах, а там, где учителей действительно не хватает, причину следует искать не в недостаточном выпуске учителей, а в их низкой заработной плате, что делает данную профессию неконкурентоспособной и непрестижной. Численность выпускников педагогиче­ских вузов существенно превышает потребности сферы образования, что и обу­словило снижение контрольных цифр приема.

В сфере образования происходит существенное сни­жение численности обучающихся практически на всех уровнях.

И все эти процессы происходят вне зависимости от того, что еще практически ни­где не созданы автономные учреждения. Раньше процесс уменьшения численно­сти обучаемых не очень беспокоил руководителей образовательных учреждений, поскольку финансировались эти учреждения скорее по факту существования, а не в зависимости от того, сколько учеников или студентов в них учится. С принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях» возможность уменьшения задания учредителя стала восприниматься как риск. Но в связи с изменениями, внесенными в БК РФ Федеральным законом от 27.04.2007 № 63-ФЗ, задание стало основой финансирования для всех учреждений - как бюджетных, так и ав­тономных. В статье 6 определено, что государственное (муниципальное) зада­ние - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) ус­луг. Таким образом, задание учредителя - это не просто «осуществление учебного процесса», а конкретные количественные и качественные показатели. Кроме из­менений в БК РФ происходят изменения и в процессе финансирования сферы образования, в первую очередь в общем образовании, объем финансирования которого составляет более 45% общих затрат на образование. Во многих регио­нах вводится нормативно-подушевое финансирование (далее - НПФ), когда об­щий объем средств зависит от количества обучающихся. В результате введения НПФ часть образовательных учреждений, главным образом с небольшим числом учащихся, уже испытывают затруднения, особенно в сравнении с большими шко­лами. При этом речь идет не только о малокомплектных школах, для которых вводятся адаптационные коэффициенты или особые условия финансирования, но и о немногочисленных городских школах.

Аналогичная ситуация может возникнуть и для учреждений здравоохранения, хотя возможность их перевода в статус автономных приостановлена: общая чис­ленность населения в России, к сожалению, сокращается, следовательно, со­кращается количество пациентов в поликлиниках и больницах. Особенно болез­ненным этот процесс является для регионов, в которых наблюдается отток насе­ления. Например, в Корякском АО численность населения с 2000 года сократилась более чем на 18%, в Магаданской области - почти на 20%, в Чукотском АО - на 22%, в Тверской и Псковской областях - более чем на 11%. В России числен­ность врачей в расчете на 10 тысяч населения, хотя и незначительно, но посто­янно возрастает, при этом данный показатель давно является одним из самых высоких среди развитых стран. Растет и мощность поликлиник в расчете на 10 тысяч населения. И все это при полной убежденности населения, что мест в больницах и врачей не хватает, а очереди в поликлиниках растут. Такая ситуация свидетельствует во многом о неэффективности функционирования системы здравоохранения.

Снижение численности населения может повлечь за собой уменьшение количест­ва потребителей услуг сферы социального обеспечения, хотя пожилые люди и ин­валиды относятся к категории наименее мобильной части населения, и при все­возможных миграционных процессах именно они чаще всего сохраняют место проживания. А вот для спортивных учреждений эти вопросы крайне актуальны, ведь детско-юношеские спортивные школы, дворцы спорта и т. п. рассчитаны именно на молодую и активную часть населения, представители которой и состав­ляют основные миграционные потоки.

Уменьшение государственного (муниципального) задания - это риск не только автономного, но и бюджетного учреждения. И здесь следует отметить, что автономное учреждение имеет даже некото­рые преимущества перед бюджетным за счет большей самостоя­тельности в управлении и распоряжении своими финансовыми средствами. Но для того чтобы воспользоваться этими преимуще­ствами, автономное учреждение должно иметь высокий управлен­ческий потенциал (высокопрофессиональный, активный менедж­мент). Оценивать способность и готовность учреждения работать в условиях снижения объемов задания учредителя следует на ос­новании стратегического (перспективного) и трехлетнего финан­сового планов развития учреждения. В стратегическом плане раз­вития должны быть отражены следующие вопросы:

  • возможность расширения спектра предоставляемых услуг (вы­полняемых работ);
  • наличие широкого круга потребителей услуг (заказчиков ра­бот) и намечаемые пути их расширения;
  • партнерские связи учреждения с местными структурами вла­сти, бизнесом, общественными организациями, предусматри­вающие взаимодействие как на безвозмездной, так и на воз­мездной основе.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль