Госзакупки. За что могут наказать?

1871
Ермакова А. В.
руководитель экспертно-консультационного центра Института госзакупок РГТЭУ, к. ю. н.
Несоблюдение норм законодательства при размещении госзаказа может привести к крупным штрафам. Рекомендации Анны Валентиновны ЕРМАКОВОЙ, ведущего юрисконсульта Института госзакупок РАГС, помогут избежать неприятностей.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Федеральная антимонопольная служба России в своем докладе привела такие данные. По результатам контрольной деятельности только во II квартале 2010 года ФАС России возбуждено 5102 дела об административных правонарушениях. По итогам рассмотрения вынесено 3176 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 64 522 тыс. руб.

Наибольшее количество постановлений о наложении штрафа, а именно 1688, выдано по части 2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Напомню, что этой нормой предусмотрена ответственность за нарушение членами комиссии порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, порядка оценки и сопоставления заявок, а также за нарушение членом комиссии порядка отбора участников конкурса или участников аукциона, в том числе отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством РФ, либо нарушение членом комиссии порядка проведения аукциона. За данные нарушения грозит штраф в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5000 руб. и не более 30 000 руб.

Кроме того, на практике чаще других встречаются такие нарушения:

— неправильный способ размещения заказа (ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях);

— размещение информации о закупках с грубыми нарушениями (ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях);

— нарушение порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий (ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и др.
 

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Рассмотрим самые распространенные ошибки, допускаемые заказчиками, которые в дальнейшем могут повлечь за собой привлечение к административной ответственности.

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ установлены пороговые значения для размещения заказов путем запроса котировок цен (до 500 000 руб. в течение одного квартала) и способом закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) — до 100 000 руб. в течение одного квартала.

Однако эти лимиты нередко нарушаются, что подтверждается арбитражной практикой. Для примера обратимся к постановлению ФАС Уральского округа от 27 апреля 2009 г. № Ф09-1493/09-С5. Учреждение заключило государственный контракт (13 августа) на поставку горюче-смазочных материалов на общую сумму 469 972 руб. Позже, 27 сентября этого же года заказчик заключил еще один договор на поставку топлива (на общую сумму 359 794 руб.). Получается, что квартальный лимит (500 000 руб.) был превышен.

По факту проверки должностное лицо учреждения было оштрафовано на 10 000 руб. (на основании ч. 1 ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Один из государственных контрактов на поставку топлива был признан судом недействительным.

Чтобы избежать подобных случаев, следует руководствоваться разъяснениями Минэкономразвития России, которые даны в письме от 18 января 2008 г. № Д04-106. Там сказано, что размещение заказа запросом котировок будет относиться к тому кварталу, в котором был заключен государственный или муниципальный контракт. Такой вывод прямо следует из части 4 статьи 9 Закона № 94-ФЗ, определяющей, что заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ (закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя), — со дня заключения гражданско-правового договора.

Также заказчика могут привлечь к ответственности и за нарушения, возможно, носящие лишь технический, формальный характер. Например, одно учреждение было оштрафовано за то, что в документации об аукционе не была указана информация о предельном сроке заключения контракта (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 2 декабря 2009 г. № А25-881/2009).
 

О ЧЕМ НУЖНО ПОМНИТЬ

С учетом изложенного можно дать такие рекомендации.

Во-первых, следует обратить особое внимание на способ размещения заказа.

Приоритетным способом размещения заказа является аукцион в электронной форме. Напомню, что для федеральных нужд со 2 сентября 2010 года заказы уже не могут размещаться путем обычных аукционов (основание — ч. 4.2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ).

Во всех случаях размещения заказов на товары, работы, услуги, включенные в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р, должны проводиться аукционы в электронной форме. А вот размещение заказов для нужд субъектов Федерации и муниципальных нужд в отношении продукции, включенной в указанный перечень, лишь до 1 января 2011 года допускается путем проведения обычных аукционов.

Во-вторых, при установлении требований к составу заявок на участие в торгах и запросах котировок не следует превышать установленные законодательством требования к содержанию заявок. Так, нельзя требовать от участников размещения заказа календарные планы выполнения работ, оказания услуг, расчеты цены контракта, строительные и другие сметы, сертификаты соответствия и декларации о соответствии на предлагаемый товар. При проведении запроса котировок нельзя требовать никакие документы в качестве приложений к котировочной заявке, например, нельзя настаивать на представлении копии лицензии, свидетельства о допуске к производству работ, выданного саморегулируемой организацией.

В-третьих, в документации о торгах, в запросы котировок не следует включать указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В случае проведения аукционов и запросов котировок товарные знаки следует указывать с добавлением слов «или эквивалент», а также конкретных технических характеристик, по которым будет устанавливаться эквивалентность товара. Обратите внимание: это правило имеет исключение. Товарный знак может быть указан заказчиком без добавления слов «или эквивалент» в случае несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком (например, если закупаются запчасти для автотранспорта или обновление лицензии на Антивирус Касперского).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль