Налог на прибыль

19503
Прибыль, полученная в результате приносящей доход деятельности, в соответствии с главой 25 НК РФ облагается налогом на прибыль.

Источник: Государственные учреждения. Деятельность, приносящая доход

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль от операций по использованию имущества, закрепленного за бюджетным учреждением

Особенности исчисления налога на прибыль с 1 января 2010 г.

Прибыль, полученная в результате приносящей доход деятельности, в соответ­ствии с главой 25 НК РФ облагается налогом на прибыль.

Налоговая база по налогу на прибыль определяется бюджетным учреждением как разница между суммой дохода, полученного от реализации, внереализационного дохода (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов) и суммой фактиче­ски осуществленных расходов, связанных с ведением приносящей доход деятель­ности.

В целях налогообложения прибыли доходами от предпринимательской деятельно­сти признаются доходы, полученные от физических и юридических лиц по опера­циям реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав.

Следует иметь в виду, что для бюджетных учреждений как налогоплательщиков пунктом 1 статьи 321.1 НК РФ установлена обязанность ведения раздельного уче­та доходов, полученных в рамках целевого финансирования и за счет иных источ­ников, и соответствующих им расходов.

При этом сумма превышения доходов над расходами, т. е. сумма полученной бюд­жетным учреждением прибыли, может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых учреждению, только после исчисления налога на прибыль организаций.

Доходы определяются в соответствии со статьями 248-250 НК РФ на основании данных первичных документов и налогового учета (это также подтверждается письмом Минфина России от 19.11.2008 № 03-03-05/151).

Доходы, не учитываемые при формировании налоговой базы, представлены в статье 251 НК РФ.

Статья 251 НК РФ также указывает на то, что налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, в данном случае это бюджетные учреждения, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии раздельного учета получен­ные бюджетным учреждением средства целевого финансирования рассматрива­ются как подлежащие обложению налогом на прибыль с даты их получения.

Расходы для целей налогообложения должны соответствовать требованиям ста­тьи 252 НК РФ, их необходимо документально подтвердить и экономически обо­сновать.

Кроме того, в пункте 2 статьи 321.1 НК РФ определено, что в составе расходов бюджетных учреждений не учитываются расходы, производимые за счет средств, полученных в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финан­сируемой за счет указанных источников.

Далее пункт 3 статьи 321.1 НК РФ указывает, что по расходам по оплате комму­нальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств может быть предусмотрено финансовое обеспечение за счет двух источников. В этом случае в целях налогообложения прибыли принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от приносящей доход деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от приносящей доход деятельности, в общей сумме доходов, включая средства целевого финансирования.

Таким образом, как отмечено в письме Минфина России от 07.10.2008 № 03-03-05/120, пропорциональное распределение расходов на уменьшение доходов от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирова­ния осуществляется в случаях:

  • если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, предусмотрено финансовое обеспечение расходов, указанных в пункте 3 статьи 321.1 НК РФ, за счет двух источников;
  • если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, не предусмотрено финансовое обеспечение расходов, указанных в пункте 3 статьи 321.1 НК РФ.

В письме Минфина России от 07.10.2008 № 03-03-05/120 обращено внимание на то, что следует руководствоваться пунктами 1 и 2 статьи 321.1 НК РФ, если фи­нансовое обеспечение расходов, указанных в пункте 3 статьи 321.1 НК РФ, преду­смотрено только за счет средств бюджета. В соответствии с данными пунктами сум­ма превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности до исчисления налога на прибыль не может быть направлена на покрытие расхо­дов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых учреждению.

Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:

  • прямые;

  • косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены:

  • материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 НК РФ;
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социаль­ного налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начис­ленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Учреждение самостоятельно определяет в учетной политике для целей налого­обложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (вы­полнением работ, оказанием услуг).

При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осущест­вленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Налоговым кодексом. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего пе­риода внереализационные расходы.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.

Учреждения, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осу­ществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

Согласно пункту 4 статьи 321.1 НК РФ, при определении налоговой базы к расхо­дам, связанным с деятельностью, приносящей доход, помимо расходов, произве­денных в целях осуществления данной деятельности, относятся:

  • суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет полученных от этой деятельности средств и используемому для осуществле­ния этой деятельности. При этом по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 г., остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортиза­ции, начисленной по правилам бухгалтерского учета за период эксплуатации такого объекта;
  • расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с веде­нием деятельности, приносящей доход и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансовое обеспечение данных расходов не предусмотрено бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению.

В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой дея­тельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в поряд­ке, установленном главой 25 НК РФ.

Аналитический учет доходов и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступлений ведется по каждому виду поступлений с учетом требова­ний главы 25 НК РФ.

Пункт 5 статьи 321.1 НК РФ определяет, что в бюджетных учреждениях (независи­мо от наличия у таких учреждений расчетных или иных счетов), занимающихся приносящей доход деятельностью, бухгалтерский учет ведется централизованны­ми бухгалтериями в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.

Декларации по налогу представляются централизованными бухгалтериями в на­логовые органы по месту нахождения каждого бюджетного учреждения в порядке, установленном НК РФ.

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль утверждена приказом Мин­фина России от 05.05.2008 № 54н «Об утверждении формы налоговой деклара­ции по налогу на прибыль организаций и порядка ее заполнения».

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль от операций по использованию имущества, закрепленного за бюджетным учреждением

В настоящее время за бюджетными учреждениями закреплен значительный объ­ем имущества, как федерального, так и муниципального. В связи с этим актуален вопрос его эффективного использования. Для повышения эффективности исполь­зования учреждения могут сдавать в аренду закрепленные за ними и временно неиспользуемые основные средства. При этом с арендной платы за сдачу государ­ственного имущества в аренду предлагается уплачивать налог на прибыль за счет бюджетных средств по статье 290 КОСГУ аналогично уплате налога на имущество и земельных налогов, для чего следует уточнить у вышестоящих распорядителей бюджетных средств свою потребность на указанные выплаты.

Данный механизм определен письмом Минфина России от 14.11.2008 № 02-03-0/3467 "О некоторых вопросах, связанных с уплатой налога на прибыль федеральными бюджетными учреждениями".

Налоговые органы, тем не менее, считают арендную плату доходом бюджетного учреждения и всегда требовали облагать ее налогом на прибыль.

В соответствии с пунктом 4 статьи 250 НК РФ доходы от сдачи имущества в арен­ду включаются в состав внереализационных доходов организаций, если они не учитываются в составе доходов от реализации. Согласно статье 42 БК РФ к доходам бюджета от использования имущества, находящегося в государствен­ной собственности, относится плата от сдачи этого имущества в аренду после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сбо­рах. В связи с вышеизложенным, доходы от сдачи имущества в аренду, получае­мые организацией, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке. При этом полученный от арендной платы доход уменьшается в целях налогообложения прибыли учреж­дения на суммы налога на имущество и арендной платы за земельный участок в части, приходящейся на имущество, сдаваемое в аренду, а также на суммы амортизации по этому имуществу и расходов по его содержанию, не оплачивае­мые арендатором.

Сдача имущества в аренду может быть оформлена по двум вариантам:

  • по условиям двусторонних договоров аренды;

  • по условиям трехсторонних договоров аренды.

Если вопреки требованиям ГК РФ бюджетное учреждение сдает закрепленное за ним имущество самостоятельно (без участия органов управления имуще­ством), то оно выступает по условиям двусторонних договоров аренды как арен­додатель и получает на свои внебюджетные лицевые счета арендную плату, а сле­довательно, является плательщиком налога на прибыль. При этом на счет учреж­дения должен поступать и начисленный на сумму арендной платы НДС, т. к. учреж­дение не является, в отличие от органа управления имуществом, органом государ­ственной власти и управления или местного самоуправления и требования пунк­та 3 статьи 161 НК РФ на него не распространяются.

Согласно условиям трехсторонних арендных договоров (где арендодателем явля­ется государственный орган управления имуществом, а учреждение - только ба­лансодержатель сдаваемого в аренду имущества) налог на прибыль перечисляет­ся в бюджет минуя лицевые счета учреждения.

Особенности исчисления налога на прибыль с 1 января 2010 г.

С 1 января 2010 г. согласно новой редакции абзаца 9 пункта 16 статьи 255 НК РФ при исчислении облагаемой базы по налогу на прибыль учитываются расходы ра­ботодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее 1 года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выдан­ные в соответствии с законодательством РФ. Как и взносы по договорам добро­вольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками ме­дицинских расходов застрахованных работников, они учитываются в размере, не превышающем 6% суммы расходов на оплату труда (подпункт «б» пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ).

Незначительные изменения планируются в порядке формирования резерва пред­стоящих расходов на оплату отпусков, отраженном в статье 324.1 НК РФ (пункт 6 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ). Они связаны с отменой с 2010 г. единого социального налога (ЕСН).

Федеральное бюджетное учреждение заключило трехсторонний дого­вор о сдаче в аренду временно свободных помещений. По условиям договора арендатор перечисляет сумму арендной платы в доход феде­рального бюджета, а сумму НДС на лицевой счет получателя бюджетных средств (раздел для учета операций по приносящей доход деятельно­сти). Сумма арендной платы в месяц - 118 000 руб., в т. ч. НДС -18 000 руб. Сумма налога на прибыль с доходов от аренды - 20 000 руб. ((118 000 - 18 000) х 20%). В качестве дополнительного финансирова­ния учреждению утверждены лимиты бюджетных обязательств по ста­тье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ - 80 000 руб. и по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ - 20 000 руб. На указанные средства приобретено оборудование и уплачен налог на прибыль

Ранее для определения предельной сметы и ежемесячного процента отчислений в этот резерв налогоплательщик должен был составлять расчет, в котором исчис­лялся размер ежемесячных отчислений, исходя из сведений о предполагаемой го­довой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму ЕСН. С 2010 г. при со­ставлении расчета также надо учитывать суммы страховых взносов, но уже вклю­чая суммы взносов на обязательное социальное страхование от несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно пункту 6 статьи 259 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие дея­тельность в области информационных технологий, имеют право не применять установленный статьей 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники. В данном случае затраты на ее приобретение признают­ся материальными расходами в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ.

При этом в редакции главы 25 НК РФ, действующей до 2010 г., не разъясняется, что за организации имеются в виду, а дается лишь ссылка на главу 24 НК РФ, ко­торая с 2010 г. подлежит отмене.

В новой редакции, непосредственно в пункте 6 статьи 259 НК РФ, приводится расшифровка того, какие учреждения могут считать себя осуществляющими дея­тельность в области информационных технологий. Это российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независи­мо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по раз­работке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (програм­мных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.

Организации, осуществляющие деятельность в области информационных техноло­гий, должны иметь соответствующий документ о государственной аккредитации в порядке, установленном Правительством РФ. Также должна соблюдаться доля расходов от оказания льготируемых услуг и минимальный уровень среднесписоч­ной численности - 50 человек по итогам отчетного (налогового) периода.

Расчет доли доходов от выполнения соответствующих видов работ в общей сумме доходов с 1 января 2010 г. будет производиться по итогам не 9 месяцев предыду­щего года, а отчетного (налогового периода). Например, если соответствующая ор­ганизация по результатам полугодия удовлетворяет данному условию, то с III квар­тала она не применяет установленный статьей 259 НК РФ порядок амортизации.

Новый пункт 24.1 появился в статье 255 НК РФ. Согласно этому пункту включаются в расходы суммы, выплачиваемые учреждением своим работникам на возмеще­ние затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) стро­ительство жилого помещения. Действие нормы ограничено по времени - до 1 января 2012 г. (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 22.07.2008 № 158-ФЗ).

Данные расходы для целей налогообложения признаются в размере, не превыша­ющем 3% суммы расходов на оплату труда (в расчет берется сумма расходов на оплату труда в целом по организации, а не конкретного работника - см. пись­мо Минфина России от 11.06.2009 № 03-03-06/1/395).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 16.67%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 66.67%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль