Смена статуса госучреждения

6469
Разработаны Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных и муниципальных учреждений. В частности, этим распоряжением рекомендован порядок внесения изменений в трудовые договоры с их руководителями. Учесть новации помогут разъяснения Дмитрия Петровича Звоненко, юриста.

Суть нововведений

Для многих российских государственных и муниципальных учреждений приближающийся 2011 год в первую очередь будет связан с масштабной реформой их деятельности. Законодательной основой данной реформы служит Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (далее – Закон № 83-ФЗ).

Большинство положений этого закона вступает в силу с 1 января 2011 года, давая тем самым старт реформе. Очевидно, что многие нормы указанного документа должны быть конкретизированы в специальных подзаконных нормативных правовых актах.

Характерным примером таких актов является распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1505-р (именно им утверждены рассматриваемые Методические рекомендации). Оговоримся сразу, что с юридической точки зрения рекомендации не имеют общеобязательного, нормативного характера. Так, в частности, статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ определено, что нормативные акты издаются в форме постановлений Правительства РФ. В свою очередь документы по оперативным и другим текущим вопросам (не имеющие нормативного характера) издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Однако представляется очевидным, что статус автора рекомендаций, в качестве которого выступает высший орган исполнительной власти, фактически делает их нормы обязательными для тех, кому они адресованы. Поэтому при всей внешней рекомендательной форме положения, утвержденные распоряжением № 1505-р, будут в самое ближайшее время определять многие аспекты деятельности государственных (муниципальных) учреждений.

Распоряжение № 1505-р вступает в силу с 1 января 2011 года. Соответственно для того, чтобы ознакомиться с теми рекомендательно – обязательными положениями, которые утверждены рассматриваемым распоряжением, времени еще достаточно.

Критерии, применяемые для изменения типа учреждения

Первым разделом рекомендаций декларируется цель их разработки. Она состоит в оказании органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления содействия по приведению правового положения учреждений в соответствие требованиям Закона № 83-ФЗ.

Итак, в целях определения типа государственного (муниципального) учреждения (оценки целесообразности принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения):

  • применяются критерии, основанные на положениях федеральных законов и принимаемых, согласно им, иных нормативных правовых актах и исходящие из нормативного правового регулирования правового положения соответствующего типа государственного (муниципального) учреждения;
  • рекомендуется применять дополнительные критерии, основанные на учете экономического и управленческого потенциала государственного (муниципального) учреждения.

Характеристики видов учреждений

Раздел второй рекомендаций посвящен характеристике правового положения казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Каждый из трех пунктов рассматриваемого раздела предусматривает набор индивидуальных особенностей казенного, бюджетного и автономного учреждения, установленных законодательными актами. По сути, содержание данного раздела представляет собой своеобразную шпаргалку, содержащую описание наиболее существенных признаков каждого типа учреждений, включая ответственность по обязательствам и возможность вести деятельность, приносящую доход.

Критерии, основанные на федеральных законах и нормативных правовых актах

По сути, этими критериями необходимо руководствоваться при определении того, какой тип учреждения необходимо выбрать применительно к той или иной конкретной ситуации. Этому посвящен раздел третий рекомендаций.

Отмечено, что государственное (муниципальное) учреждение может быть отнесено к определенному типу исходя из возможности исполнения им государственных (муниципальных) функций в целях осуществления полномочий органов власти.

Итак, для исполнения государственных (муниципальных) функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

В свою очередь автономное или бюджетное учреждение создается публично – правовым образованием для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания услуг и не вправе исполнять государственные (муниципальные) функции, за исключением случаев, опять – таки прямо установленных федеральными законами.

Так же в соответствии с пунктом 7 рекомендаций учреждение может быть отнесено к определенному типу исходя из сферы деятельности, в которой оно создается. В частности, оговорено, что автономное учреждение может быть создано в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Сферы деятельности казенных, равно как и бюджетных учреждений, не ограничены. Пункт 7 рекомендаций обращает внимание на то, что в Законе № 83-ФЗ отмечены приоритетные сферы, в которых создаются бюджетные учреждения, – наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, и одновременно предоставлена возможность создания бюджетных учреждений в иных сферах без ограничений. К казенным целесообразно относить только учреждения, созданные в сфере управленческой деятельности либо отнесенные к ним в соответствии с законом.

Дополнительные критерии

Пунктом 8 рекомендаций установлено, что в качестве дополнительных критериев оценки целесообразности принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения рационально использовать экономический и управленческий потенциал учреждения.

Следует принимать во внимание экономический потенциал учреждения

Отметим, что экономический потенциал государственного (муниципального) учреждения рекомендуется определять на основании следующих показателей:

  • средняя доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения учреждения за отчетный финансовый год и два предыдущих;
  • средний рост доходов учреждения (по всем источникам финансового обеспечения) за отчетный финансовый год и два предыдущих;
  • средний рост балансовой стоимости основных фондов учреждения за отчетный финансовый год и два предыдущих;
  • средний рост расходов бюджетных средств на единицу государственной (муниципальной) услуги за отчетный финансовый год и два предыдущих;
  • средний рост заработной платы работников в среднем по учреждению за отчетный финансовый год и два предыдущих;
  • коэффициент эффективности использования фонда оплаты труда, определяемый как отношение среднего роста зарплаты работников учреждения, за исключением административно – управленческого персонала, к среднему росту зарплаты административно – управленческого персонала за отчетный финансовый год и два предыдущих.

При определении экономического потенциала бюджетного или автономного учреждения дополнительно могут использоваться следующие показатели:

  • достаточность обеспечения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепляемым за бюджетным или автономным учреждением в соответствии с установленными нормативными требованиями, а также стандартами качества предоставления государственных (муниципальных) услуг. Положительно оценивается тот факт, если имущество создаваемого бюджетного или автономного учреждения соответствует нормативным требованиям, требованиям стандартов качества либо превышает их;
  • степень износа основных фондов (нефинансовых активов), определяемая как отношение суммы накопленного износа к балансовой стоимости основных фондов на конец отчетного финансового года. Причем отмечено, что положительно оценивается тот факт, если это значение составляет не более 85 процентов;
  • отношение среднемесячной зарплаты работников государственного (муниципального) учреждения к среднемесячной заработной плате работников по субъекту РФ (муниципальному образованию) в целом, муниципальному образованию, в котором располагается государственное учреждение субъекта РФ за отчетный финансовый год (оценивается положительно, если это значение превышает 100%);
  • наличие в текущем финансовом году просроченной кредиторской задолженности (оценивается положительно в случае отсутствия таковой);
  • доля профильных внебюджетных доходов, определяемая как отношение доходов от основной деятельности учреждения, полученных из внебюджетных источников, к объему финансового обеспечения учреждения за счет всех источников финансового обеспечения за отчетный финансовый год.

Управленческий потенциал учреждения

Показатели, используемые при определении управленческого потенциала государственного (муниципального) учреждения, приведены в пункте 11 рекомендаций. Ими являются:

  • способность административно – управленческого персонала эффективно вести организационно – управленческую и финансово – хозяйственную деятельность, в том числе направленную на развитие соответствующего государственного (муниципального) учреждения после изменения типа государственного (муниципального) учреждения (оценивается с помощью метода экспертных оценок, социологических методов и (или) иных методов, определенных органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления);
  • рейтинг государственного (муниципального) учреждения по данным независимых рейтинговых агентств;
  • наличие плана (программы) учреждения по внедрению энергосберегающих технологий;
  • наличие программы развития автономного учреждения.

Обратите внимание: чем выше экономический и управленческий потенциал государственного (муниципального) учреждения, тем менее целесообразно сохранение финансового обеспечения данного учреждения на основе бюджетной сметы и (или) изменение его типа в целях создания казенного учреждения.

Вносим изменения в трудовые договоры руководителей

Отдельного внимания заслуживают рекомендации по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений.

Прежде всего следует отметить, что органу государственной власти субъекта РФ (органу местного самоуправления), на который возложены функции и полномочия учредителя, при заключении с руководителем учреждения трудового договора следует оговорить ряд моментов. В частности:

  • права и обязанности руководителя;
  • показатели оценки эффективности и результативности его деятельности (критерии оценки деятельности руководителя с учетом выполнения целевых показателей работы учреждения);
  • условия оплаты труда руководителя;
  • срок действия трудового договора, если такой срок установлен учредительными документами бюджетного учреждения;
  • условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя (основанием могут послужить нарушение норм Трудового кодекса РФ и наличие просроченной кредиторской задолженности у учреждения, превышающей предельно допустимые значения, установленные учредителем).

Для внесения новых условий в трудовой договор заключается дополнительное соглашение к нему. Об этом ведомство, на которое возложены функции и полномочия учредителя, обязано предупредить руководителя в письменной форме. Причем не позднее чем за два месяца. Это определено статьей 74 Трудового кодекса РФ.

В заключение рекомендуется предусмотреть в трудовых договорах с руководителями бюджетных учреждений обязанности таких руководителей по соблюдению норм, установленных пунктами 10 и 13 статьи 9.2, пунктом 4 статьи 24 и пунктом 3 статьи 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и соответствующие положения об их ответственности за несоблюдение указанных норм.

Речь идет об ограничениях на совершение сделок с имуществом учреждений, а также об обязанностях руководителей учреждений в случае наличия их заинтересованности в совершаемых сделках.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Наш сайт для тех, кто рассчитывает зарплату в учреждениях госсектора

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль