Автономия учреждений улучшает качество их работы. Это доказанный факт

8983
Президент России Дмитрий Медведев 8 мая 2010 года подписал Федеральный закон № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос-сийской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Его принятие вызвало широкий резонанс и неоднозначное обсуждение в профессиональных кругах - что ждет бюджетные учреждения, сократится ли финансирование, не станут ли все госуслуги платными, как изменится кадровая политика, кто и за что теперь отвечает? Прокомментировать перспективы планируемых изменений для учреждений сферы образования мы попросили ведущих экспертов в области реформирования системы образования.

- Уважаемые эксперты! Одной из це­лей принятия Закона № 83-ФЗ являет­ся повышение качества и эффективно­сти предоставления государственных и муниципальных услуг. Каким образом, на ваш взгляд, совершенствование правового положения учреждения влия­ет на эти показатели?

- Ирина Всеволодовна: Поясню на примере образо­вания. Были проведены международ­ные сопоставительные исследования. Выяснилось, что одним из значимых факторов, который приводит к повы­шению качества в достижениях уча­щихся, является автономия образо­вательного учреждения. Этот фактор оказался даже более значимым, чем уровень расходов на одного обучаю­щегося. В исследовании принимали участие страны с высоким уровнем обеспеченности в расчете на одного ученика, но их результаты оказались ниже, чем в странах, в которых рас­ходы заметно меньше.

На качество образования в первую очередь влияет академическая авто­номия - в содержательных вопросах, которая связана с формированием миссии и стратегии образовательного учреждения, с разработкой образо­вательных программ. А она, в свою очередь, обуславливается свободой управления финансовыми ресурсами. В результате расширения академи­ческой автономии и финансовой са­мостоятельности учебных заведений качество образования действительно улучшается. Это доказанный факт.

Учреждение сможет самостоятельно формировать план развития, созда­вать свою образовательную програм­му, ориентированную на потребности семей и учащихся с разными способ­ностям. В дополнение к этой свободе возникает свобода управления кад­ровыми ресурсами. Руководителям предоставлена большая самостоятель­ность в формировании педагогических коллективов, образовательных про­грамм, информационных ресурсов.

- Татьяна Всеволодовна: И автономные, и бюджет­ные, и казенные учреждения пере­ходят на финансирование на осно­ве государственного задания. Это задание должно включать критерии и показатели качества. Для образо­вания - это прежде всего реализация образовательных стандартов. И здесь нельзя не сказать о стандартах нового поколения, основанных на систе­ме трех групп требований:

  1. к усло­виям реализации образовательной программы, включая требования к квалификации педагогического пер­сонала, к материально-технической базе, оснащению оборудованием, ла­бораториями, библиотечным фондом и т. д. учебных заведений;
  2. к структу­ре образовательных программ;
  3. к ре­зультатам и достижениям учащихся.

- Отразить на бумаге критерии и по­казатели качества - задача неслож­ная. Потребителей же услуг, наших с вами сограждан, больше интересует вопрос получения качественных услуг в реалии. Государство может это гарантировать? Кто и как будет кон­тролировать соблюдение заявленных критериев и показателей?

- Ирина Всеволодовна: На федеральном уровне контрольные функции выполняет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

При этом часть полномочий по контролю качества региональных и местных образовательных учрежде­ний передана субъектам Российской Федерации. Регионы сами форми­руют контролирующие структуры и определяют системы оценки каче­ства образования. Им делегирован ряд полномочий, связанных с ли­цензионными и аккредитационными процедурами. Многие образова­тельные учреждения всех уровней образования создают сегодня управ­ляющие советы, куда входят пред­ставители и родителей, и заинтере­сованной общественности. Они тоже осуществляют целый ряд функций по контролю за улучшением условий образования: по оснащению обору­дованием, ремонту, по улучшению бытовых условий, в которых находят­ся дети, приобретению пособий, дру­гих необходимых средств обучения и т. п. Эти элементы общественно-государственного управления сейчас достаточно распространены.

- Согласно положениям Закона № 83-ФЗ, финансовое обеспечение учреждений будет осуществляться в виде субсидий в соответствии с заданием учреди­теля. Какова роль учреждения в этом процессе, может ли оно участвовать в принятии решения о размере выде­ляемых ему средств?

- Ирина Всеволодовна: Расчет субсидий будет осу­ществляться по утвержденным мето­дикам. Учреждение может их изучить и понять, насколько полно оно будет профинансировано. Прозрачность - это очень важный факт. Сейчас учреж­дения могут включиться в разработку методик, в их согласование и утверж­дение. В этих вопросах необходимо занять очень активную и ответствен­ную позицию. Ведь после завершения переходного периода ситуация с фи­нансированием может измениться.

- Предусмотренная форма финанси­рования и расширение вопросов само­стоятельности определенно мотиви­руют к большей заинтересованности в управлении ресурсами. Как вы счита­ете, у учреждения появятся стимулы экономить или увеличивать расходы в надежде получения большей суммы бюджетных средств?

- Татьяна Всеволодовна: Безусловно, у учрежде­ния появятся стимулы к экономии. Ведь все, что учреждение сможет сэкономить, будет оставлено у него. Появится прямой смысл рачительно относиться ко всем ресурсам. Сэкономленные средства можно будет использовать на уставные цели, свя­занные с повышением качества учеб­ного процесса, например, на приоб­ретение оборудования.

Приведу пример. В Нижнем Новго­роде работает частная школа. Ее ди­ректор - очень опытный управленец. Она сумел существенно сократить свои расходы простыми мерами: приучила учеников и работников вы­ключать свет, выходя из помещений, как дома. Поставила счетчики водо-потребления. Это привело к тому, что расходы на коммунальные услуги у них сократились с 18% до 6-7%. За счет этого они сделали ремонт, при­обрели новое оборудование и т. д. Существует и аналогичный зарубеж­ный опыт. В Европе, например, по­всеместно устанавливаются датчики света, которые очень быстро окупа­ются. Энергосберегающие лампочки также приводят к существенной эко­номии. В нашей стране с учетом по­стоянного роста тарифов подобные мероприятия, несомненно, будут оправданы.

- Может ли стремление учреждения к экономии привести к ущемлению прав их сотрудников?

- Татьяна Всеволодовна: Как я уже отметила Закон № 83-ФЗ предусматривает пе­реходный период. Учреждения оста­ются муниципальными или государ­ственными. Меняется только их тип, а сама организационно-правовая фор­ма сохраняется. Поэтому все гарантии, предусмотренные законодательством, регулирующим трудовые отношения, в полном объеме распространяют­ся как на существующие бюджетные учреждения, так и на казенные, и на бюджетные учреждения нового типа, и на автономные. Смена статуса не является реорганизацией, поэтому никаких сокращений, увольнений, снижений заработной платы, связан­ных с изменением статуса учрежде­ния, безусловно, не предполагается.

- Получается, что работникам госу­дарственных и муниципальных учреж­дений ничего не угрожает?

- Татьяна Всеволодовна: Не совсем так. Риски для работников есть. Любое учреждение будет заинтересовано в эффективной работе, поскольку показатели каче­ства напрямую связаны с объемами работ, и под них рассчитано финан­сирование. Руководителю учрежде­ния вместе с органами общественно­го самоуправления придется решать вопросы формирования штатов. Для того чтобы соответствовать показа­телям качества и решать поставлен­ные задачи, ему необходимо будет выбрать: сохранять ли работников на низкой зарплате или делать став­ку на высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов, привлекать ли молодежь, которая могла бы привнести новые педагоги­ческие технологии? Учредители бу­дут устанавливать общие показатели по объему и по качеству работы. А за их выполнение большая ответствен­ность ложиться на руководителя.

- Ирина Всеволодовна: Добавлю, что все законы начинают реализовываться в конкрет­ных условиях. Этот закон начинает ре-ализовываться при продолжающемся сокращении численности учащихся. Складывается неблагоприятная де­мографическая ситуация. Такое поло­жение наблюдается во всех регионах страны и, к сожалению, затрагивает все уровни образования. Поэтому объемы заданий также сокращаются. Таким образом, объективно сложи­лась ситуация избыточной занятости педагогов относительно количества учащихся. Это создает дополнитель­ную угрозу и дополнительные риски реализации Закона № 83-ФЗ.

- Подводя итог нашей беседы, можно уверенно сказать, что положения Закона № 83-ФЗ предоставляют учреждениям больше прав и свобод, больше самостоятельности. А это всегда предполагает и большую ответ­ственность. Невольно напрашивается вопрос: не перекладывает ли государ­ство таким образом ответствен­ность за надлежащее оказание госу­дарственных и муниципальных услуг на плечи учреждений?

- Ирина Всеволодовна: В целом у учреждений уве­личивается ответственность: у руко­водителей и специалистов, связан­ных с финансовым менеджментом, с управлением трудовыми ресурсами. Раньше их ответственность в основ­ном была связана с организацией об­разовательного процесса, с реализа­цией образовательных стандартов. А за все, что было связано с управле­нием учебным заведением как само­стоятельным юридическим лицом: за правовые, финансовые, бухгалтер­ские вопросы до принятия Закона № 83-ФЗ - ответственность была разделена между централизованны­ми бухгалтериями, учредителем и са­мим учреждением.

Сейчас наступает период перехода от управления затратами к управле­нию результатами. Для учреждений это конечно большая ответствен­ность, требующая более высокой квалификации в обозначенных сфе­рах. И сейчас, мне кажется, не все руководители и органы управления действительно имеют необходимый опыт. В переходный период должна быть налажена в государственном масштабе работа по повышению их квалификации, по обмену опытом и т. п. Это должна быть консолиди­рованная поддержка всех уровней управления и всех уровней бюджетов.

Что касается имущественной от­ветственности, то формально после завершения переходного периода суб­сидиарная (дополнительная) ответ­ственность учредителя по долгам бюд­жетного учреждения будет отменена.

В любом случае очень важно, что Законом № 83-ФЗ предусмотрено два года переходного периода. Учрежде­ния должны подготовиться к само­стоятельности, чтобы она пошла на пользу, а не стала простым перело­жением ответственности. Это рабо­та кропотливая. Ее нельзя сделать за 2 месяца. Конечно, начинать ее нужно уже сейчас.

Материал опубликован в «Финансовом справочнике бюджетной организации» № 7/2010.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 29.73%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.11%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.86%
  • Над налоговой отчетностью 24.32%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль