Правки в Законе о госзакупках

6644
В Закон о госзакупках внесены значительные изменения, которые, по мнению законодателей, позволят эффективнее расходовать бюджетные средства. О нововведениях – в статье.

Размещая заказ, обоснуйте начальную цену контракта

В письме Казначейства России от 29 апреля 2011 г. № 42-7.4-05/6.3-286 чиновники напомнили, что публикация документов и сведений по госзакупкам на официальном сайте www.zakupki.gov.ru должна вестись с учетом изменений, внесенных Законом от 21 апреля 2011 г. № 79-ФЗ.

Одним из самых важных изменений является введение обязанности заказчиков обосновывать начальную (максимальную) цену контракта, цену договора бюджетного учреждения нового типа при размещении заказов и включать такое обоснование в состав документации о торгах или в извещение о проведении запроса котировок.

Такое нововведение призвано еще больше повысить эффективность и прозрачность госзакупок.

Отсутствие обоснования начальной цены контракта в документации о торгах будет считаться нарушением, за которое предусмотрен штраф для лица, утвердившего документацию, в размере 3000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

При этом в Законе о госзакупках, к сожалению, не конкретизировано, по каким именно правилам или формулам заказчики должны рассчитывать начальную цену.

Эти вопросы учреждениям по-прежнему придется решать самостоятельно, в том числе руководствуясь подходами вышестоящих финансовых органов.

Если же у вышестоящей организации нет своих требований к подведомственным учреждениям, то учреждению придется самостоятельно решать, каким образом рассчитывать начальную цену контракта (договора).

Методы определения цены контракта

Согласно статье 19.1, добавленной в закон апрельскими изменениями, для обоснования начальной цены заказчики могут воспользоваться соответствующими источ никами информации о ценах. При этом следует учесть исходные данные конкретного заказа. К числу таковых можно отнести: состав и объем закупаемой продукции; сроки и место поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг); наличие (отсутствие) аванса; срок и условия оплаты товаров, работ, услуг; наличие (отсутствие) обеспечения исполнения контракта, в том числе обеспечения гарантии поставщика на товар; сложность выполнения работ, новизна и оригинальность разработок, ценность результата работ. Исходя из сложившихся норм начальная цена может быть сформирована с использованием различных методов. Метод запроса цен и предложений Обычно данный метод используется для определения цены товаров, работ, услуг, для которых есть функционирующий рынок и которые закупаются не по конкретным заявкам заказчика. Суть его такова. Учреждение запрашивает информацию о ценах (коммерческое предложение) на продукцию при схожих условиях исполнения контракта, как правило, не менее чем у трех поставщиков либо изучает сайты в сети интернет не менее чем трех поставщиков. На основе изучения рынка определяется начальная цена как среднее арифметическое число или меньшее из предложенных поставщиками. Если учреждение рассчитывало начальную цену с использованием данного метода, то в документации о торгах или в извещении о проведении запроса котировок указываются источники информации (коммерческие предложения поставщиков, сайты в сети интернет), а также сам расчет. Метод определения цены на основе стоимости аналогов Этот метод можно использовать при расчете начальной цены на любую продукцию, в том числе на научно-исследовательские работы, ранее закупаемые самим учреждением или иными заказчиками. Расчет начальной цены в данном случае производится на основе предыдущих аналогичных контрактов с учетом корректировки цен с применением каких-либо коэффициентов или индекса-дефлятора. Информация об аналогичных контрактах может быть получена с официального сайта госзакупок, из реестра контрактов или данных госстатистики. Если учреждение рассчитывало цену контракта с использованием указанного метода, то в документации о торгах или в извещении о проведении запроса котировок указываются источник информации (официальный сайт, реестр контрактов и т. д.), а также сам расчет. Метод определения цены контракта путем составления смет Обычно он используется при закупке строительных работ. Так, согласно части 7.2 статьи 9 Закона № 94-ФЗ, при закупке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капстроительства начальная цена должна определяться на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта. Поэтому обычно учреждение готовит сметные расчеты, первоначально составленные в базисных ценах, но пересчитанные в текущие цены на момент размещения заказа, а также увеличенные на прогнозные повышающие коэффициенты инфляции на период планируемых сроков выполнения работ (аналогичное разъяснение было дано Минрегионразвития РФ в письме от 22 июня 2009 г. № 18981-ИМ/08).

Если учреждение рассчитывало цену с использованием данного метода, то в документации о торгах или в извещении о проведении запроса котировок указывается, что цена определена путем составления сметного расчета, прилагаемого к документации.

Однако учреждение может использовать и иные, более сложные методы расчета начальной цены (метод экспертных оценок, параметрический метод и др.).

Кроме того, согласно новым положениям Закона о госзакупках, Правительство РФ вправе установить порядок формирования начальных цен на отдельные виды товаров, работ, услуг, в том числе установить закрытый перечень источников информации о ценах (ч. 4 ст. 19.1 Закона № 94-ФЗ).

В этом случае учреждения при расчете начальной цены будут дополнительно ограничены требованиями, установленными Правительством РФ.

Расширены полномочия отдельных заказчиков

Другим важным изменением стало расширение полномочий Правительства РФ в сфере размещения заказов для федеральных нужд. Так, в соответствии с новой статьей 55.3 Закона № 94-ФЗ Правительство РФ вправе установить единые дополнительные требования, в том числе квалификационные, к участникам размещения заказов. Однако это возможно только при размещении заказов за счет федеральных бюджетных средств (ч. 2.2 ст. 11 Закона № 94-ФЗ). В случае установления таких требований федеральные учреждения смогут применить их в своей документации в целях дополнительной защиты от недобросовестных, неквалифицированных поставщиков (исполнителей).

Уточнены требования к поставляемым товарам

Согласно изменениям, поставляемый товар по общему правилу должен быть новым (не быть в употреблении, не подвергаться ремонту, в том числе восстановлению, замене составных частей, восстановлению потребительских свойств). Если учреждение в конкретном случае планирует закупить товар, бывший в употреблении, то о такой возможности необходимо прямо прописать в документации о торгах или в извещении о проведении запроса котировок. Основание – часть 2 статьи 22, часть 2 статьи 34, пункт 3 статьи 44 Закона о госзакупках.

Решена проблема закупки оригинальных запчастей

Если в имеющейся у учреждения технической документации на машины и оборудование указано, что необходимо использовать оригинальные запчасти и расходные материалы или что использование неоригинальных запчастей или расходных материалов может привести к поломке активов, то учреждение, закупая запчасти и «расходники» к таким основным средствам, не обязано в документации о торгах или в извещении о проведении запроса котировок указывать слова «или эквивалент» после соответствующего товарного знака (ч. 3 ст. 22, ч. 3 ст. 34, ч. 2 ст. 45 Закона № 94-ФЗ).

Конкретизированы требования к обязательствам поставщика

Теперь учреждения помимо привычных требований к товарам вправе дополнительно установить требования об обязательности осуществления поставщиком монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих его использование и обслуживание.

Кроме того, в случае закупки машин и оборудования учреждение обязано установить в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок требования:

  • к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара;
  • к гарантийному обслуживанию товара;
  • к расходам на обслуживание товара в гарантийный срок;
  • к монтажу и наладке товара в случае, если это предусмотрено технической документацией на товар.

Кроме того, при закупке новых машин и оборудования учреждение должно установить в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок требования о предоставлении гарантии производителя данного товара и к сроку действия такой гарантии. При этом предоставление такой гарантии осуществляется не в заявке участника, а вместе с товаром.

Также учреждение должно установить требования о предоставлении гарантии поставщика на данный товар и к сроку действия такой гарантии, при этом предоставление подобной гарантии осуществляется вместе с товаром. Срок действия гарантии поставщика должен быть не менее, чем срок действия гарантии производителя товара (п. 3 ч. 4 ст. 22, п. 4.1 ст. 43 Закона № 94-ФЗ).

Требования к обеспечению исполнения контракта

При поставках новых машин и оборудования, начальная цена на которые составляет 50 млн руб. и более, а также при поставках медоборудования независимо от цены контракта, учреждение обязано определить обязательства по такому контракту. Размер обязательств колеблется в диапазоне 2-10 процентов от начальной цены. То есть помимо основного обеспечения исполнения контракта, которое победитель предоставляет учреждению при заключении контракта, вводится дополнительное обеспечение гарантийных обязательств. Данное обеспечение, в отличие от общего правила, предоставляется поставщиком не перед заключением контракта, а при поставке товара вместе с товаром (п. 15.2 ч. 4 ст. 22, п. 9 ч. 4 ст. 34, п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ).

Поправлены случаи изменения условий контракта

Согласно внесенным изменениям, по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество и характеристики которого являются улучшенными по сравнению с теми, что были установлены в контракте (ч. 6.7 ст. 9 Закона № 94-ФЗ). Нововведение касается, например, таких ситуаций, когда товар, предусмотренный в контракте, снят с производства или выпущена его обновленная модель, в связи с чем поставщик предлагает поставить аналогичный товар, но с лучшими характеристиками. Изменения оформляются допсоглашением и заносятся в реестр контрактов.

Скорректирован порядок проведения закрытых торгов

Помимо размещения заказа на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), сведения о которых составляют гостайну, закрытые торги теперь также проводятся в случаях размещения заказа на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование физическим и юридическим лицам, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 32 Закона № 94-ФЗ).

Данное изменение связано с тем, что раскрытие информации о таком размещении заказов на общедоступном официальном сайте может поставить под угрозу те ценности, которые выступают объектами закупаемых работ, услуг.

Случаи размещения заказов у единственного поставщика

Так, учреждение, являющееся исполнителем по контракту на выполнение НИОКР, теперь вправе привлекать соисполнителей для выполнения данных работ, в том числе оплачивать их услуги на любые суммы без проведения торгов и запросов котировок (п. 32 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ).

Это нововведение существенно упростит деятельность тех учреждений, которые, с одной стороны, обязаны расходовать все свои средства по Закону о госзакупках, а с другой стороны, став победителями в конкурсе на выполнение НИОКР, должны обеспечить выполнение этих работ надлежащего качества и в установленные сроки, для чего может потребоваться привлечение соисполнителей.

Кроме того, учреждения при выполнении НИОКР за счет средств (за исключением бюджетных средств), полученных ими безвозмездно и безвозвратно от каких-либо граждан или организаций (например, средства гранта), могут проводить закупки без проведения торгов и запросов котировок на проведение конкретных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (п. 33 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ).

Ограничены сроки обжалования положений документации о торгах

Теперь жалоба на положения конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о проведении запроса котировок может быть подана участником размещения заказа только до окончания срока подачи соответственно заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе, котировочных заявок (ч. 2 ст. 57 Закона № 94-ФЗ). Цель такого ограничения – исключить случаи злоупотребления участниками размещения заказов своим правом на обжалование, когда жалоба на содержание документации подается проигравшим участником после объявления итогов процедуры.

Внесены правки в рамках бюджетной реформы

А именно устранена неопределенность в отношении обязанности бюджетных учреждений (нового типа) размещать заказы среди субъектов малого предпринимательства.

Из текста части 1 статьи 15 Закона о госзакупках в редакции, которая действовала с 1 января 2011 года, следовало, что размещать заказы у субъектов малого предпринимательства обязаны были только государственные (муниципальные) заказчики, то есть органы власти и казенные учреждения. Бюджетные учреждения в качестве лиц, обязанных проводить указанные торги и запросы котировок, не упоминались. Данная техническая ошибка устранена апрельскими изменениями.

Важно запомнить

В целом изменения имеют положительный для заказчиков характер. Они направлены на повышение качества закупаемых товаров, устраняют некоторые пробелы и технические ошибки, а также повышают эффективность и прозрачность размещения заказов.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль