Учет в государственных и муниципальных учреждениях: глобальное реформирование или локальные изменения?

18914
Учет в государственных и муниципальных учреждениях: глобальное реформирование или локальные изменения?
Принятие Закона № 83-ФЗ вызвало массу закономерных вопросов и волнений у главных бухгалтеров бюджетных учреждений - что ждет их и всех сотрудников бухгалтерских служб? Как изменится их работа? Предстоит ли им учиться вновь и правилам учета, и автоматизации учетных процедур? С этими вопросами мы обратились к главному методологу в сфере бюджетного учета - Сергею Владимировичу Романову, заместителю директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России.

- Сергей Владимирович, известно, что целью принятия Закона № 83-ФЗ является повышение качества госу­дарственных услуг и эффективности бюджетных расходов. Каково Ваше мнение по поводу происходящих измене­ний — это назревшая необходимость или очередная попытка сократить рас­ходы бюджета с помощью новой формы финансового обеспечения в виде субсидий на выполнение государственного (муни­ципального) задания государственным и муниципальным учреждениям?

- Конечно же, это назревшая не­обходимость в рамках общего бюд­жетного правительственного курса, одобренного в Программе Правитель­ства по повышению эффективности бюджетньтх расходов до 2012 года.

В ней одним из элементов обозначено совершенствование структуры секто­ра госуправления и организационно-правовых форм учреждений, а один из инструментов повышения эффек­тивности расходов и соответственно повышения качества оказания госу­дарственных муниципальных услуг физическим и юридическим лицам — это реструктуризация бюджетного сектора и создание в рамках единого вида государственных муниципаль­ных учреждений трех его типов — ка­зенного, бюджетного и автономного. С учетом того, что по закону бюджет­ные и автономные учреждения уже не участники бюджетного процесса, а являются самостоятельными юри­дическими лицами, не попадающими под субсидиарную ответственность со стороны государства, то предоставлять им финансовое обеспечение по при­вычной схеме уже не представляется возможным. Единственный способ взаимоотношений в данном случае — это предоставление субсидий на вы­полнение государственного задания, поэтому и поменялась форма финан­сового обеспечения.

- Переходя непосредственно к теме нашего разговора — вопросам ведения бухгалтерского учета, вспомним, поче­му сегодня так сильно эти вопросы вол­нуют бухгалтеров бюджетных учреж­дений. 5 лет назад им уже пришлось практически заново постигать науку "бюджетного учета" в связи с появ­лением Инструкции по бюджетному учету. Изменится ли порядок ведения учетных операций для бюджетных учреждений в новых условиях функцио­нирования и насколько кардинально?

- Принципиально ничего не изме­нится. Что такое бюджетный учет? По сути это тот же бухгалтерский учет, но для учреждений, которые в силу возло­женных на них полномочий являются участниками бюджетного процесса и осуществляют операции по испол­нению бюджетов. Предполагается, что бюджетные и автономные учреждения также будут осуществлять бухгалтер­ский учет, который будет основан на сегодняшнем плане счетов для орга­низаций сектора госуправления.

Почему? Потому что в соответствии с положениями статьи 17.1 Закона № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (введена Федеральным законом № 83-ФЗ) изменение типа государствен­ного или муниципального учрежде­ния не является его реорганизаци­ей. А статьей 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгал­терском учете" определено, что бух­галтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации и до реорганизации или ликвидации.

Кроме того, нельзя исключать си­туацию, при которой изменение типа государственного или муниципально­го учреждения может осуществляться в "разных направлениях". Учреждение может стать автономным, а потом "вер­нуться" в бюджетное, может стать бюд­жетным, а потом в рамках изменения полномочий "вернуться" в казенное.

Исходя из всего этого, изменение способа ведения бухгалтерского уче­та при изменении типа учреждения, на мой взгляд, приведет к большим сложностям в организации учетных и отчетных процедур.

Если говорить об общей схеме организации бухгалтерского учета в рамках планируемых изменений, то необходимо учитывать и предпо­лагаемые изменения методологиче­ского характера, заложенные в зако­нопроект "О бухгалтерском учете", рассматриваемый сегодня российски­ми законодателями. Нормами проек­та предполагается, что к документам в области бухгалтерского учета в Рос­сийской Федерации будут относиться национальные стандарты, отраслевые стандарты, рекомендации и инструк­ции, разъясняющие порядок приме­нения стандартов, а также стандарты экономического субъекта, то есть его учетная политика. Исходя из этого подхода, своего рода национальным стандартом должен выступать единый план счетов, необходимых для учета операций всех трех типов государ­ственных и муниципальных учреждений, базирующийся на сегодняшнем плане счетов сектора государствен­ного управления. На основании это­го плана счетов будут формироваться инструкции по порядку его приме­нения — одна по бюджетному учету для казенных учреждений, другие по бухгалтерскому учету для бюджетных и автономных учреждений. И в каж­дой будет свой типовой план счетов, привязанный к конкретному типу учреждений, с определенным набором счетов и правил аналитического учета в их структуре. Например, для казен­ных учреждений бюджетная класси­фикация должна применяться с 1 по 17 и с 24 по 26 разряд номера счета, для бюджетных — только с 24 по 26 разряд, а для автономных учреждений требо­ваний об обязательном применении кодов бюджетной классификации за­конодательством не предусмотрено.

- Каковы причины написания новой Ин­струкции — почему невозможно или не­целесообразно применение существующей Инструкции по бюджетному учету, если принципиально перевода на "коммерче­ский" план счетов не планируется?

- Целесообразность создания от­дельных Инструкций по учету объ­ясняется очень просто, ею движет необходимость разграничения при­меняемых в учете счетов, что связано с появлением либо исключением от­дельных видов операций. В каждый типовой план счетов войдут только те, которые нужны для этого конкретного типа учреждения. Есть счета, которые не могут применяться и там и там. На­пример, счета 021002000 и 030405000 необходимы казенным учреждениям для отражения расчетов с финоргана-ми по операциям через лицевые счета, а для бюджетных и автономных учреж­дений они не нужны, потому что у них на лицевых и банковских счетах отра­жаются не предельные права и лимиты на принятие бюджетных обязательств, а денежные средства, и им надо ви­деть остаток на счете. Вместе с тем для бюджетных и автономных учреж­дений, например, нужен в обязатель­ном порядке ряд счетов, которые бы гармонизировали их учетные проце­дуры с хозяйственной деятельностью. Например товары, наценка, расходы будущих периодов, то есть те счета, которые сейчас есть у хозяйствующих субъектов и которыми надо дополнить единый план счетов. Соответственно, у бюджетных и автономных они будут, а у казенных нет.

В связи с тем, что для автономных учреждений обязательное применение КОСГУ не предусматривается, поря­док отражения бухгалтерских операций у них и у казенных и бюджетных учреж­дений получается различным. Напри­мер, поступление денежных средств на лицевой счет бюджетного учреждения отразится по дебету 020101510, а у авто­номного — по дебету 020101.

Кроме того, есть некоторые осо­бенности, ограничивающие так на­зываемое удобство ведения ком­мерческого учета бюджетными и автономными учреждениями.

Есть необходимость дополнитель­ного разграничения в учете имущества бюджетных и автономных учреждений в разрезе недвижимого и движимого, причем особо ценного и не особо цен­ного, а также имущества, полученно­го в результате лизинговых операций и приобретенного за счет собственной приносящей доход деятельности. Су­ществующий сегодня план счетов для сектора госуправления позволяет это сделать в самой структуре номера счета на уровне 20-го разряда номера счета.

Есть необходимость разделения опе­раций по источникам финансового обе­спечения: необходимо видеть отдельно операции с субсидиями на возмещение нормативных затрат, со средствами от приносящей доход деятельности, ин­вестициями, отдельно по иным субси­диям, что тоже очень легко реализовать на 18-м разряде счета в привычном уже режиме для всех учреждений. Нужно просто применить эту систему.

Еще одна особенность - это учет ис­полнения публичных обязательств в рамках соглашений между бюджет­ными и автономными учреждениями и учредителями. Учет этих операций — это, несомненно, учет средств бюджета. Соответственно, независимо от того, каков будет учет у бюджетных и авто­номных учреждений, операции по реа­лизации бюджетных обязательств они должны будут отражать по бюджетному плану счетов, потому что учет этих опе­раций включается в общую отчетность учредителя. Если переходить на ком­мерческий план счетов, то учреждения будут вынуждены вести два учета, один коммерческий, другой бюджетный, а подход, который мы предлагаем се­годня, снимает эту проблему путем ис­пользования соответствующих кодов видов деятельности в 18-м разряде но­мера счета. При правильном примене­нии этих кодов все операции обособля­ются и на выходе из общей базы данных формируются два комплекта отчетно­сти: бюджетная отчетность в части публичных обязательств и бухгалтерская отчетность по остальным обязатель­ствам, то есть фактически у учреждения будет отсутствовать необходимость вес­ти двойной учет, переучивать сотрудни­ков, менять программное обеспечение, тратить на это дополнительные денеж­ные средства.

- Когда следует ожидать приня­тия и введения в действие новых пра­вил учета для бюджетных учреждений сектора госуправления?

- В соответствии с установленны­ми сроками, Единый план счетов и ин­струкции для разных типов учрежде­ний должны быть разработаны до кон­ца сентября текущего, 2010 года, чтобы за оставшийся до конца года период и учреждения, и разработчики автома­тизированных систем учета успели из­учить и подготовиться к использова­нию новых нормативных документов.

- Есть еще один достаточно острый вопрос, касающийся учета автономных учреждений. Как на их работе скажется реализация готовящихся изменений? Созданные до принятия и вступления в силу Закона № 83-ФЗ, автономные учреждения работают по правилам учета хозяйствующих субъ­ектов. Они могут остаться на нем или будут переводиться на инструкцию, которая будет создана для бюджет­ных и автономных учреждений?

- Этот вопрос действительно слож­ный, находится в стадии рассмотре­ния для принятия единого решения, потому что на чаше весов, с одной сто­роны, определенная сложность и есте­ственное нежелание перехода уже су­ществующих автономных учреждений опять на систему учета, от которой они ушли. С другой стороны, очень много вопросов, учетных и отчетных проце­дур, которые требуют этого перехода.

На сегодняшний день не все ав­тономные учреждения, по нашим данным, перешли на коммерческий план счетов, а продолжают исполь­зовать бюджетный. А многие из тех, кто использует коммерческий план счетов, вынуждены вести огромную аналитическую работу, во многом дублировать в бюджетном формате всю свою учетную процедуру. Это необходимо для представления ин­формации контрольным и финансо­вым органам, учредителям, и эта ин­формация должна быть сопоставима с остальными данными бюджетно­го сектора. Соответственно, суще­ствующие автономные учреждения все равно по сути вынуждены вести двойной учет по многим вопросам.

Сейчас мы проводим большую рабо­ту по сбору информации о количестве и учетных процедурах этих учрежде­ний, консультируемся с финансовыми органами субъектов РФ и распоряди­телями средств бюджетов по вопросам сохранения у ранее созданных авто­номных учреждениях коммерческо­го плана счетов или необходимости включения их в систему единого учета государственных и муниципальных учреждений в целях единства учетной политики, единства предоставления информации, обеспечения процедур государственного контроля за резуль­татами их деятельности по единой учетной схеме. На мой взгляд, будет нелогичным, если ведение учета одним и тем же типом учреждения будет осу­ществляться в разных системах.

- В заключение нашей беседы разрешите поблагодарить Вас за пояснение самых актуальных вопросов наших уважае­мых коллег — бухгалтеров бюджетной сферы. Что бы Вы хотели пожелать им в свете предстоящих изменений? Как подготовиться к переходу на новые правила учета, чтобы преодолеть этот процесс наиболее безболезненно?

- Прежде всего, я хочу пожелать всем хорошо отдохнуть, успеть насла­диться солнечными лучами так скоро уходящего от нас лета и великолепи­ем золотой осени. И с новыми сила­ми с нового года просто продолжать хорошо делать свою работу. Все не­обходимые для этого процедуры уже осуществляются. На уровне бухгал­терского учета никаких сверхслож­ных процедур не будет, все должно пройти максимально безболезненно.

Материал опубликован в "Финансовом справочнике бюджетной организации" № 8-2010



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль