Реформа зарплаты бюджетников

1766
Козбаненко В. А.
заместитель директора департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России, д. ю. н., профессор
В целях реформирования системы оплаты труда в отраслях народного хозяйства постановлением от 22 сентября 2007 г. № 605 Правительство РФ утвердило соответст-вующее Положение. В связи с этим в период с 1 сентября 2007 года по 31 декабря 2008 года должны быть введены новые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.

Для кого вводится новая система
Совершенствование организации заработной платы коснется работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплачиваемых по Единой тарифной сетке. В свою очередь не затронет оно оплату труда работников бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, поскольку эти вопросы отнесены к предмету ведения субфедерального уровня.

Что следует учесть?

Как определено в Положении № 605, системы оплаты труда (в том числе тарифные) указанных работников устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом учитывают:
— единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;
— государственные гарантии по оплате труда. Они преду-смотрены статьей 130 Трудового кодекса РФ. Сюда, в частности, относится величина МРОТ, которая с 1 сентября 2007 года установлена в сумме 2300 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ), кроме того, установленные минимальные размеры выплат компенсационного характера, а также меры, направленные на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы;
— ограничения перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
— ограничение оплаты труда в натуральной форме;
— обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности;
— государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государст-венных гарантий по оплате труда;
— ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством, коллективными договорами, соглашениями;
— сроки и очередность выплаты зарплаты;
— базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки зарплаты по профессиональным квалификационным группам;
— перечень видов выплат компенсационного характера;
— перечень видов выплат стимулирующего характера;
— рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
— мнения соответствующих профсоюзов.

Сроки введения новых систем
Как отмечено выше, вводить новые системы оплаты труда будут с 1 сентября этого года и до конца следующего. Конкретные же сроки определят решения федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций в отношении подведомственных им учреждений.
Кроме того, предусмотрено, что федеральные бюджетные учреждения, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета, сроки и порядок введения новых систем оплаты труда могут установить самостоятельно.


Зарплата администрации

В Положении № 605 определены особенности установления пределов зарплаты руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в кратном и процентном соотношениях.
Существенно то, что они не могут определяться произвольно, по субъективному усмотрению руководства учреждения. Так, должностной оклад руководителя определяется трудовым договором и составляет три размера средней зарплаты работников основного персонала возглавляемого им учреждения. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров устанавливаются на 10–30 процентов ниже должностных окладов руководителей учреждений.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях. Начисления стимулирующего характера руководителю может устанавливать федеральный орган исполнительной власти (иной госорган или организация), в ведении которого находится учреждение. Размеры выплат стимулирующего характера должны определяться с учетом результатов деятельности учреждения.

Структура системы оплаты труда

По своей структуре система оплаты труда включает в себя:
— оклады (должностные оклады), ставки заработной платы (ст. 129 Трудового кодекса РФ);
— выплаты компенсационного характера (ст. 147–149 Трудового кодекса РФ);
— выплаты стимулирующего характера (устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы).

Готовимся к введению новых систем

До введения новых систем оплаты труда в переходный период рекомендуется провести предварительную подготовку. Руководителям учреждений с целью приведения содержания трудовых договоров в соответствие с требованиями статьи 57 Трудового кодекса РФ стоит конкретизировать условия оплаты труда работников в их трудовых договорах. Для этого с работниками имеет смысл заключить дополнительные соглашения и структурировать условия оплаты труда, а также предусмотреть размеры:
— оклада (должностного оклада), ставки заработной платы;
— выплаты компенсационного характера;
— выплаты стимулирующего характера.
При этом размеры окладов (должностных окладов), ставок зарплаты устанавливаются руководителем на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответст-вующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы (п. 3 Положения). Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
До введения новой системы оплаты труда оклады (должностные оклады), ставки зарплаты работников устанавливаются в соответствии с разрядами Единой тарифной сетки. При установлении компенсационных выплат необходимо указать, что они применяются для каждого конкретного рабочего места до проведения его новой аттестации. Стимулирующие выплаты необходимо увязать с результатом работы.

Бюджетные ассигнования

Введение новых систем оплаты труда предполагает отказ от выделения финансовых средств на оплату труда работников в зависимости от штатной численности и установленных законодательством Российской Федерации окладов, повышений окладов, доплат и надбавок.
С 1 сентября 2007 года за учреждениями закрепляются бюджетные ассигнования в фонд оплаты труда работников. При этом уменьшаются они только вместе с объемом предоставляемых федеральными учреждениями госуслуг.
Таким образом, оптимизация штатной численности или принятие учреждением решения об отказе от применения какой-либо надбавки или доплаты не приведет к уменьшению объемов бюджетного финансирования. Высвобожденные средства могут быть использованы для стимулирования работников.
Так, в учреждении формируется общий фонд оплаты труда работников исходя из объема ассигнований федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждения.
Средства на оплату труда, формируемые за счет ассигнований федерального бюджета, направляются учреждением на выплаты по окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы и выплатам компенсационного характера, установленным работникам учреждения. После осуществления этих выплат оставшиеся средства могут быть направлены на выплаты стимулирующего характера. Средства на оплату труда, поступающие из бюджетов государственных внебюджетных фондов, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направляются учреждениями только на выплаты стимулирующего характера.

О штатном расписании

В соответствии с пунктом 10 Положения № 605 штатное расписание учреждения утверждает руководитель по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (иным госорганом или организацией), в ведении которого находится учреждение.
В учреждении действует одно штатное расписание независимо от источников формирования фонда оплаты труда учреждения, а также функций, возлагаемых на работников.
Бюджетных ассигнований на оплату труда должно быть достаточно для установления окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по всем штатным должностям, а также выплат компенсационного характера.
Средства из иных источников для установления работникам окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплат компенсационного характера не используются.
При формировании федеральным бюджетным учреждением нового штатного расписания необходимо учесть, что численный состав работников учреждения должен быть достаточен для гарантированного выполнения им функций, задач и объемов работ.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Наш сайт для тех, кто рассчитывает зарплату в учреждениях госсектора

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль