Порядок обоснования цены контракта уточнен

1694
Сургутскова И. А.
ведущий юрисконсульт Института госзакупок РАНХ и ГС
Специалисты ФАС России разъяснили правила обоснования начальной (максимальной) цены контракта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд.

Письмо ФАС России от 13 февраля 2012 г. № ИА/4177.

Цену контракта нужно обосновать

Обязанность обоснования заказчиком, уполномоченным органом начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказов путем проведения торгов или запроса котировок установлена статьей 19.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что в конкурсной (аукционной) документации и извещении о проведении запроса котировок в качестве элементов обоснования начальной (максимальной) цены контракта нужно указать:

  • сведения, полученные заказчиком, уполномоченным органом, или расчеты;
  • использованные источники информации о ценах товаров, работ, услуг.

Перечень таких источников, которые могут быть использованы заказчиком, установлен частью 1 той же статьи. Порядок же самого расчета начальной (максимальной) цены контракта ни статьей 19.1 Закона о размещении заказов, ни иными нормативными правовыми актами в сфере размещения заказа не установлен. Исключением является определение начальных (максимальных) цен контрактов на конкретное медицинское оборудование, в отношении которого Правительством РФ утверждены соответствующие правила формирования цен (постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 881).

Так, законодательством не предусмотрено, какими способами необходимо делать расчет начальной (максимальной) цены контракта, что нужно использовать при определении данного показателя: среднее значение всех собранных заказчиком цен, минимальную/максимальную из всех цен или какую-то иную, какие именно сведения необходимо указывать в документации о торгах или извещении о проведении запроса котировок в качестве источников информации о ценах и т. п. Это вызывает трудности у заказчика, так как отсутствие подробного алгоритма действий приводит к многочисленным претензиям со стороны контрольных и правоохранительных органов по поводу необоснованности установления той или иной цены. В том числе нередко претензии предъявляются по поводу ее завышения и неэффективного использования бюджетных средств или установления необоснованно заниженной цены и ограничения количества участников размещения заказа.

Разъяснения чиновников

Немногочисленные комментарии Минэкономразвития и ФАС России не дают однозначных ответов на проблемные вопросы применения статьи 19.1 Закона о размещении заказов. При этом необходимо помнить, что Минэкономразвития России не наделено компетенцией по разъяснению законодательства РФ, в связи с чем разъяснения министерства являются его позицией и носят исключительно рекомендательный характер.

Несмотря на то что ФАС России наделена полномочиями давать разъяснения по вопросам, отнесенным к ее компетенции, они не являются нормативно-правовыми актами, не подлежат регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию и, следовательно, не содержат норм, обязательных для исполнения заказчиками.

Арбитражные суды не связаны положениями таких разъяснений, поскольку, согласно части 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ, письма не входят в круг актов, применяемых при рассмотрении дел в суде.

Тем не менее контрольные органы при рассмотрении жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении проверок соблюдения законодательства о размещении заказов, как правило, учитывают разъяснения указанных выше федеральных органов исполнительной власти.

Источники информации о ценах

Рассмотрим письмо ФАС России от 13 февраля 2012 г. № ИА/4177 о применении положений Закона о размещении заказов в части обоснования начальной цены контракта. Данное разъяснение касается указания источников информации о ценах на товары, работы, услуги, являющихся предметом заказа.

Напомним, что, согласно части 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, такими источниками могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации.

В письме рассматривается вопрос о том, какие именно сведения должны быть указаны в качестве источника информации о ценах в зависимости от выбора заказчика.

Так, если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения, заказчик указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов. При этом заказчик вправе не указывать наименования организаций, представивших соответствующую информацию. Полученные от поставщиков ответы должны храниться вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.

Напомним, что ранее позиция ФАС России по вопросу указания наименования поставщиков, предоставивших заказчику информацию о ценах, была иной. В октябре 2011 года Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России подготовило обзор разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В обзоре указано, что использование таких терминов, как «Поставщик 1», «Источник 1» и т. п., не является источником информации в понимании Закона о размещении заказов и нарушает положения части 2 статьи 19.1 данного закона.

В случае выбора заказчиком реестра контрактов в качестве источника информации о ценах товаров, работ, услуг документация о торгах, извещение о проведении запроса котировок должны содержать информацию о соответствующих номерах реестровых записей.

Если источником информации о ценах являются данные из сети интернет, указывается адрес соответствующей страницы в интернете, на которой размещена информация о ценах. Поскольку ссылка (информация по ссылке) со временем может стать некорректной, рекомендуется хранить скриншот соответствующей страницы вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.

В случае использования иных источников информации о ценах в документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок также должны содержаться реквизиты источников этой информации (например, реквизиты общедоступного исследования рынка, средств массовой информации и т. д.). Эти источники должны обеспечивать возможность проверки порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта в течение всего срока хранения документации о торгах, извещения о проведении запроса котировок.

Хотя разъяснения, данные чиновниками ФАС России, не являются обязательными для исполнения заказчиками, уполномоченными органами, предлагается использовать их в работе. Ведь, во-первых, они не противоречат нормам законодательства о размещении заказов. А во-вторых, указание в документации о торгах и извещении о проведении запроса котировок сведений, предусмотренных указанными разъяснениями, и хранение документов, в которых отражены цены на товары, работы, услуги, не затруднительно для заказчиков, уполномоченных органов и может обезопасить их в случаях проведения проверок.

Важно запомнить

За отсутствие обоснования начальной цены контракта в документации о торгах предусмотрен штраф для лица, утвердившего документацию, в размере 3000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль