Нормы расхода топлива: особенности применения

22304
Захарьин Владимир Реонадович
эксперт по бюджетному учету, к.э.н.
В собственности, аренде или безвозмездном пользовании большинства бюджетных учреждений есть автотранспортные средства. Используются они для управленческих, хозяйственных, производственных и иных целей, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей. При эксплуатации транспорта значительную долю расходов составляют затраты на топливо и горюче-смазочные материалы. В расчете расхода топлива применяются законодательно установленные нормы. О нормах расхода топлива расскажет эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Владимир Захарьин, эксперт по бюджетному учету, к.э.н.

Внимание! Удобная таблица с важными изменениями в 2017 году для бухгалтеров госучреждений. Скачать>>> в формате .pdf

Методические рекомендации по расчету расхода топлива

Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее – Методические рекомендации) утверждены распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. Этот документ составлен для учреждений, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ (п. 1 Методических рекомендаций).

Все правила учета основных средств и материальных запасов в учреждении – в статьях и сервисах журнала «Учет в бюджетных учреждениях». Не забудьте оформить подписку!

В пункте 2 Методических рекомендаций приведены:

  • значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения;
  • нормы расхода топлива на работу специальных автомобилей;
  • справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов;
  • значения зимних надбавок и др.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для следующих целей:

  • расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления;
  • ведения статистической и оперативной отчетности;
  • определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ;
  • планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами;
  • расчетов по налогообложению предприятий;
  • режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов;
  • проведения расчетов с пользователями транспортных средств, водителями и т.д.

При этом в Методических рекомендациях нормы потребления топлива и смазочных материалов при работе автомобиля приведены отдельно для автомобилей отечественного и зарубежного производства конкретной модели, марки или модификации (п. 3).

Отметим, что этот документ был обновлен распоряжением Минтранса России от 14 мая 2014 г. № НА-50-р. Теперь в него включены и нормы расхода топлива легковых отечественных и зарубежных автомобилей, выпускавшихся с 2008 года.

Методические рекомендации для расчета налога на прибыль и отчетности

Как мы уже выяснили, нормы Методических рекомендаций подлежат применению для расчетов по налогообложению учреждений. Однако Минэкономразвития России посчитало, что сфера применения этих рекомендаций недостаточно урегулирована, и провело экспертизу этого документа. По итогам этого мероприятия составлено Заключение Минэкономразвития России от 20 апреля 2012 года, в котором ведомство обратило внимание на следующие моменты.

Налоговое законодательство не содержит положений, обязывающих учреждения нормировать расходы на топливо и смазочные материалы при эксплуатации автомобильного транспорта для целей расчета налога на прибыль. Исключение составляет нормирование таких расходов при использовании личного транспорта в служебных целях в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92. Кроме того, Минтранс России не относится к органам исполнительной власти, уполномоченным на выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов, что подтверждает статья 4 Налогового кодекса РФ.

В результате есть два типа рекомендаций чиновников по учету затрат на топливо и смазочные материалы для целей исчисления налога на прибыль. С одной стороны, Минфин России и территориальные органы ФНС России указывают, что для обоснования расходов при учете затрат на покупку топлив необходимо пользоваться именно нормами, указанными в Методических рекомендациях (см., например, письмо Минфина России от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57, письмо УФНС по Москве от 13 октября 2009 г. № 16-15/107268). Если же для используемого учреждением автомобиля нормы расхода топлива не утверждены, при расчете расхода топлива налогоплательщику рекомендуется руководствоваться технической документацией или информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля. Такие разъяснения сделал Минфин России в письме от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61. С другой стороны, есть мнение, что расходы на топливо и смазочные материалы нужно учитывать в целях налога на прибыль в размере фактически произведенных затрат. Об этом сказано, например, в письме УФНС по Москве от 12 апреля 2006 г. № 20-12/29007. Таким образом, и применение, и неприменение Методических рекомендаций при расчете налога на прибыль может привести к возникновению разногласий с налоговыми органами.

В соответствии с Методическими рекомендациями нормы затрат на топливо и смазочные материалы учитываются также при формировании статистической отчетности учреждений. Однако при составлении такой отчетности в составе показателей, характеризующих затраты учреждения на производство и продажу товаров, работ и услуг, учитываются в том числе затраты на приобретение топлива и смазочных материалов. Исходя из международных рекомендаций эти затраты рассчитываются на основании информации о покупке и остатках на начало и конец отчетного периода. Таким образом, затраты учитываются в полном объеме независимо от устанавливаемых норм расхода на топливо и смазочные материалы. Поэтому Минэкономразвития России считает необходимым:

  • исключить из пункта 3 Методических рекомендаций указание на то, что нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов по налогообложению и для ведения статистической отчетности;
  • подчеркнуть рекомендательный характер Методических рекомендаций.

Расчет расхода топлива на практике

Подытожим. Нормы расхода топлива, ГСМ, прежде всего, имеют существенное значение для:

  • планирования расхода топлива;
  • расчета нормативной себестоимости продукции, работ или услуг;
  • учета отклонений фактической себестоимости от плановой;
  • оценки эффективности использования материальных ресурсов учреждения.

Учреждение может скорректировать соответствующие нормы в зависимости от условий эксплуатации автомобильной техники, изменений техногенного, природного и климатического характера, состояния дорог, особенностей перевозок грузов и пассажиров и т.п. Например, летом расход топлива может быть ниже или выше, чем зимой, за счет работы кондиционеров. То есть, в случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов (надбавок) к нормам расхода топлива. Можно применять поправочные коэффициенты при соответствующем обосновании по распоряжению руководства местных администраций субъектов РФ и других ведомств и по согласованию с Минтрансом России (п. 6 Методических рекомендаций).

Материальная ответственность водителей

За перерасход ГСМ предусмотрена материальная ответственность работников (водителей транспортных средств). Однако учреждению-работодателю рекомендуется предпринять определенные действия, чтобы соответствующие удержания расценивались как правомерные и не позволяли сотруднику предъявить претензии в суде.

Во-первых, нужно закрепить обязательность применения Методических рекомендаций в учреждении приказом или иным внутренним нормативным актом. Во-вторых, при заключении с работниками-водителями коллективных и трудовых договоров следует описать в этих документах меры, направленные на повышение эффективности использования ГСМ. Кроме того, рекомендуется указать в таких коллективных и трудовых договорах, что перерасход ГСМ может быть расценен как недостача материально-производственных запасов, переданных работнику под отчет. Это позволит взыскать суммы затрат на израсходованные сверх нормы ГСМ с лица, не обеспечившего нормальную эксплуатацию транспортного средства.

Виды норм расхода топлива

Чаще всего в бюджетных учреждениях используются автомобили общего назначения. Поэтому поговорим более подробно о нормах расхода топлива для таких автомобилей. Норма расхода ГСМ – это установленное значение меры его потребления при работе автомобиля (п. 3 Методических рекомендаций). Такая мера потребления устанавливается путем расчета расхода бензина или дизтоплива в литрах на 100 км пробега. Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм.

  1. Базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии. Такая норма зависит от:
  • конструкции автомобиля, его агрегатов и систем;
  • категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.);
  • вида используемых топлив.

Она учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах правил дорожного движения.

  1. Транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:
  • автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
  • самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала с коэффициентом 0,5.

Норма на транспортную работу включает в себя базовую норму расхода топлива, которая может зависеть от:

  • грузоподъемности;
  • нормируемой загрузки пассажиров;
  • конкретной массы перевозимого груза.

Транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении:

  • автомобиля с грузом;
  • автопоезда с прицепом (полуприцепом) без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа.
  1. Эксплуатационная норма, которая устанавливается по месту эксплуатации автотранспортного средства на основе базовой или транспортной нормы расхода топлива. При этом используются поправочные коэффициенты (надбавки), учитывающие местные условия эксплуатации.

Установленные единицы измерения представим в виде таблицы.

Единицы измерения для расчета расхода топлива

Вид автомобиля Норма расхода топлив на 100 км пробега
Бензиновые и дизельные автомобили В литрах бензина или дизельного топлива
Автомобили, работающие на сжиженном нефтяном газе В литрах сжиженного нефтяного газа из расчета 1 л бензина соответствует «1,32 л сжиженного нефтяного газа из расчета, не более» (рекомендуемая норма в пределах 1,22 +/- 0,10 л сжиженного нефтяного газа из расчета к 1 л бензина, в зависимости от свойств пропан-бутановой смеси)
Автомобили, работающие на сжатом (компримированном) природном газе В нормальных метрах кубических сжатого природного газа, из расчета 1 л бензина соответствует 1 +/- 0,1 куб. м сжатого природного газа (в зависимости от свойств природного газа)
Газодизельные автомобили Норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники или инструкцией по эксплуатации

Поправочные коэффициенты

Дорожно-транспортные, климатические и другие факторы учитываются при помощи поправочных коэффициентов (надбавок). В Методических рекомендациях они представлены в виде процентов повышения или снижения базовых норм. Значения поправочных коэффициентов устанавливаются приказом или распоряжением руководства учреждения, эксплуатирующего автотранспортное средство, либо распоряжением местной администрации (п. 4 Методических рекомендаций).

Повышающие коэффициенты

В пункте 5 Методических рекомендаций прописаны размеры повышающего коэффициента. Он применяется, в частности, при езде в нестандартных климатических и дорожных условиях, при особых режимах эксплуатации транспортного средства. Также поправочные коэффициенты зависят от типа и возраста автомобиля. Более подробно с повышающими коэффициентами можно ознакомиться в таблице.

Понижающие коэффициенты

Помимо повышающих, в определенных ситуациях применяются также понижающие коэффициенты. Так, снижение нормы расхода топлив до 15 процентов происходит при эксплуатации автотранспортного средства на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м). Об этом сказано в пункте 6 Методических рекомендаций. Отметим: если автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

Если нужно одновременно применить несколько повышающих или понижающих коэффициентов, то норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок. То есть, соответствующие проценты, например, складываются, а не перемножаются. Перемножение коэффициентов может привести к весьма существенным ошибкам, которые могут вызвать, в том числе, налоговые последствия, если нормы применяются для целей налогообложения.

Выводы

Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, которые содержатся в Методических рекомендациях, носят рекомендательный характер. Поэтому учреждение может утвердить свои нормы, которые будут учитывать объективные причины, повлекшие именно такой расход ГСМ при эксплуатации автомобиля в определенных условиях и в определенной местности.

В общем же случае для целей бухгалтерского учета и налогообложения рекомендуем применять нормы, указанные в технической документации изготовителя транспортного средства. Скорее всего, именно такой расчет расхода топлива будут принимать за основу налоговые органы при проведении проверок. Нормы расхода топлива, приведенные в Методических рекомендациях, учреждение может использовать для целей планирования, а также в случае, когда невозможно получить соответствующие данные от изготовителя.

Также смотрите:
– Идеальный путевой лист бюджетного учреждения
– Признание затрат на бензин
– Транспортный налог: изменения в 2015 году
– Налог на прибыль: 10 главных проблем бюджетных учреждений
– Статистическая отчетность бюджетных учреждений

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль