Новая система госзакупок: есть варианты

1656
Храмкин Андрей Александрович
директор Института госзакупок РАНХ и ГС, к. э. н., председатель Ассоциации экспертов по госзакупкам
Государственная дума 20 июня 2012 приняла в первом чтении законопроект, который должен усовершенствовать систему государственных и муниципальных закупок. Существующий порядок госзакупок заменит федеральная контрактная система. Отметим, что у разных ведомств разные взгляды на то, какой должна быть контрактная система.

Федеральная контрактная система

Правовой основой создаваемой федеральной контрактной системы является ряд нормативных документов. Во-первых, само ее создание предусмотрено распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р. В нем прописано, что до конца 2012 года в России должна быть создана комплексная федеральная контрактная система, предусматривающая регламентацию всех этапов государственных закупок.

В развитие этого постановления был принят план разработки проектов нормативных правовых актов по вопросам планирования и исполнения госзаказа, которым определен перечень нормативных актов, предваряющих создание ФКС и формирующих отдельные ее инструменты. План утвердил Председатель Правительства РФ 12 января 2011 года, а 22 декабря 2011 года вышло Послание Президента РФ Федеральному собранию, где было дано четкое указание завершить работу по подготовке закона о федеральной контрактной системе к концу 2012 года.

В настоящее время подготовлено два законопроекта. И несмотря на то что в Государственную думу РФ поступил законопроект Минэкономразвития России и именно он прошел первое чтение, де-факто существуют два разных подхода к развитию системы госзакупок в России. Это не перестает быть важным, так как элементы второго, альтернативного подхода явно будут включены в закон во время его прохождения через парламент. Сторонников обоих подходов в Госдуме РФ хватает, и активное обсуждение ФКС в прессе указывает на то, что в ходе прений поступивший законопроект будет претерпевать многочисленные и кардинальные изменения.

Взгляды на систему закупок

Первый подход реализован в законопроекте, подготовленном Минэкономразвития России, который одобрен Правительством Российской Федерации 2 мая 2012 года и 7 мая 2012 года внесен в Госдуму РФ. А 20 июня законопроект был принят в первом чтении.

Отличительными чертами документа являются введение института общественного контроля, сохранение процедуры запроса котировок, расширение случаев проведения конкурса.

Также появился новый способ размещения заказа – запрос предложений, нет понятия одноименности, установлены антидемпинговые механизмы, расширены требования к участникам размещения заказов.

Иное установлено законопроектом, подготовленным ФАС России. Его текст 9 февраля 2012 года размещен на сайте антимонопольного ведомства.

Ключевые моменты: централизация государственных и муниципальных заказов, открытое планирование, обязательные типовые контракты и технические задания, ограничения по возможности закупки продукции «премиум класса», ведение реестра поручителей, замена запроса котировок процедурой короткого (семь дней) электронного аукциона до 7 млн руб., анализ размещаемого заказа, дисквалификация должностных лиц заказчиков за нарушения, включение в реестр недобросовестных поставщиков физических лиц – руководителей фирм, регламентация приемки продукции на стадии исполнения контракта.

Сравнение концепций

Рассмотрим достоинства и недостатки обеих концепций.

Централизация закупок. По мнению Минэкономразвития России, учреждения должны размещать заказы самостоятельно либо через уполномоченные органы (проводят процедуры закупки, но не заключают контракты) или специализированные органы (осуществляют все функции, в том числе заключение контракта).

ФАС России придерживается иной точки зрения. Заказы, по мнению ведомства, по умолчанию всегда размещаются через уполномоченные органы (проводят процедуры закупки, участвуют в их планировании, проверяют начальную (максимальную) цену, но не заключают контракты), кроме случаев, когда право на самостоятельность было предоставлено отдельно.

По мнению автора, право на осуществление небольших закупок (например, до 1 млн руб.) следует законодательно сохранить за заказчиками, а возможность проведения крупных закупок передать на уровень уполномоченных (специализированных) органов. Излишняя централизация закупок может привести к ненадлежащему и несвоевременному обеспечению нужд рядовых заказчиков с небольшими объемами и бюджетами.

Закупки бюджетных учреждений. Бюджетные учреждения в рамках выполнения ими государственного или муниципального задания должны проводить закупки согласно закону о ФКС. Закупки услуг соисполнителей, а также за счет грантов регулируются положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Иные закупки – в свободном режиме. Такова позиция Минэкономразвития России.

У ФАС России противоположное мнение. Чиновники данного ведомства считают, что никаких изъятий из закона о ФКС для бюджетных учреждений устанавливать не надо. То есть они являются заказчиками, которые руководствуются законом о ФКС независимо от источников финансового обеспечения их деятельности.

По мнению автора, предложение Минэкономразвития России о применении двух законов при осуществлении закупок может в значительной степени усложнить работу бюджетных учреждений. Фактически учреждение получит три режима расходования денежных средств.

Как предотвратить демпинг. По мнению Минэкономразвития России, уменьшения демпинга при государственных закупках можно добиться путем отклонения заявок с демпинговой ценой (сниженной на 25% или более) в случае отсутствия в них обоснования такого снижения.

При закупках НИР снижение участником цены на 25 процентов и более влечет отклонение заявки вне зависимости от наличия в ней обоснования.

ФАС России считает, что для предотвращения демпинга следует увеличить размер обеспечения исполнения контракта в 1,5 раза по сравнению с изначально установленным в документации при снижении цены контракта на торгах более чем на 30 процентов.

По мнению автора, предложение Минэкономразвития России может привести к ограничению количества участников и невозможности экономии средств бюджета там, где она возможна. При этом не предусмотрены меры по защите от демпинга при проведении запросов котировок и предложений.

Заведомо невыполнимые условия. Минэкономразвития России уверено, что предотвратить подобные нарушения помогут типовые контракты, которые утверждаются отраслевыми федеральными органами. Порядок их разработки, а также случаи и условия применения устанавливаются Правительством РФ.

Чиновники антимонопольного ведомства уверены, что решить проблему помогут типовые контракты, которые утверждаются отраслевыми федеральными органами по согласованию с Минфином России, Минэкономразвития России, ФАС России. При этом заказчики вправе дополнять условия типовых контрактов с учетом конкретных случаев поставки, подряда. По мнению автора, эти меры приведут к единообразию условий контрактов и сокращению случаев установления неправомерных, кабальных условий. Недостаток – невозможно предусмотреть все. К тому же условия таких контрактов могут оказаться неприемлемыми для ряда добросовестных поставщиков, например, зарубежных.

Закупка ненужных либо дорогих активов. Минэкономразвития России считает, что избежать подобных закупок поможет нормирование в ФКС. То есть установление минимально необходимых требований к продукции, характеристики которой позволяют достичь полного обеспечения государственных и муниципальных нужд, но не приводят к закупкам продукции с избыточными характеристиками.

ФАС России настаивает, что устранить проблему должно введение типовых требований к продукции, которые утверждаются отраслевыми федеральными органами. Правительство РФ, субъект РФ и муниципальное образование вправе установить дополнительные ограничительные требования к отдельным видам продукции.

По мнению автора, в предложении Минэкономразвития России нет механизмов реализации и трудно даже предположить, какими они будут. Невозможно предусмотреть типовые технические задания на все случаи жизни.

Кроме того, такие меры могут привести к торможению технического прогресса и невозможности закупки инновационной продукции.

Расторжение контракта в одностороннем порядке. По мнению Минэкономразвития России, односторонний отказ от исполнения контракта возможен в связи с существенным нарушением обязательств по нему.

Решение заказчика об отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке размещается в Единой информационной системе и направляется поставщику. Оно может быть обжаловано в контрольном органе.

Антимонопольное ведомство считает, что односторонний отказ от исполнения контракта возможен в связи с существенным нарушением обязательств по контракту. Его правомерность рассматривается комиссией, созданной при федеральном контролирующем органе.

Как видно, в обоих предложениях заказчики освобождаются от длительной судебной процедуры расторжения контрактов при их ненадлежащем исполнении. Появляется возможность быстрой замены недобросовестного поставщика. При этом порядок расторжения, предложенный министерством, более приближен к нормам Гражданского кодекса РФ и не влечет дополнительных затрат для бюджета.

Контрактные службы. Минэкономразвития России высказывает такую точку зрения. Функции по планированию, осуществлению закупок, исполнению контракта необходимо возложить на специальное самостоятельное структурное подразделение либо на ответственное лицо – контрактного управляющего. ФАС России не поддерживает подобные инициативы.

В свою очередь достоинствами внедрения контрактной службы являются повышение профессионального уровня осуществления закупок, усиление ответственности сотрудников заказчика, рост качества закупаемой продукции и, как следствие, уменьшение числа случаев обжалования закупок и судебного оспаривания контрактов.

Недостатки внедрения контрактной службы: не учтены нормы законодательства об образовании (в настоящее время нет соответствующих образовательных программ), также имеется огромное количество заказчиков с малыми объемами закупок и небольшой штатной численностью (детские сады, школы и т. п.), в которых невозможно и нецелесообразно создавать контрактную службу.

Положительные и отрицательные стороны контроля

Среди достоинств проекта Минэкономразвития России можно выделить комплексный подход к наблюдению и оценке деятельности субъектов федеральной контрактной системы.

Предусмотрен внешний аудит, что позволяет объективно оценить обоснованность планирования и влияние закупок на удовлетворение государственных и муниципальных нужд.

У ФАС России в свою очередь нет дублирования функций и полномочий органов власти. Хотя система контроля аналогична существующей в настоящее время. Среди недостатков инициатив ФАС России: отсутствие внешнего аудита за деятельностью субъектов правоотношений в сфере размещения заказов, а также контроля исполнения контракта.

К недостаткам предложений Минэкономразвития России можно отнести отсутствие четкого разделения функций и полномочий контрольного и надзорного органов. За надзорным органом закреплена несвойственная функция – ведение реестра недобросовестных поставщиков. Не закреплена функция надзора за деятельностью контрольного органа.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль