Нововведения по госзакупкам

1376
Храмкин Андрей Александрович
директор Института госзакупок РАНХ и ГС, к. э. н., председатель Ассоциации экспертов по госзакупкам
В 2008 году изменены ключевые, основополагающие законы, в той или иной части регламентирующие систему государственных и муниципальных закупок. В первую очередь это Гражданский кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ. Кроме того, вступили в силу изменения, внесенные в Закон о госзакупках. Рассмотрим нововведения.

 


 


Изменения гражданского законодательстваС 1 января 2008 года вступила в силу часть четвертая Гражданского кодекса РФ. Она регламентирует вопросы интеллектуальной собственности. Соответственно утратили силу ряд нормативных актов, которые раньше использовались государственными и муниципальными заказчиками при размещении заказов на НИОКР, а также при проведении закупок сложной, наукоемкой и инновационной продукции. Это, в частности:
— Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»;
— Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1;
— Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
— Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и др.

Бюджетное законодательство. Что нового?

Затронули систему размещения госзаказов и изменения норм Бюджетного кодекса РФ, вступившие в силу с 1 января этого года.

Уточнено понятие «получатели бюджетных средств»

До 2008 года понятие получателей бюджетных средств регламентировалось статьей 162 Бюджетного кодекса РФ. К этой категории относили бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств cогласно бюджетной росписи на соответствующий год. С этого года данное понятие нашло отражение в статье 6 Бюджетного кодекса РФ. Получателем бюджетных средств являются органы:
— государственной власти;
— управления государственным внебюджетным фондом;
— местного самоуправления;
— местной администрации;
— находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетные учреждения.
Но только в случае, если перечисленные субъекты имеют право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета и иное не установлено Бюджетным кодексом РФ.

Право на расходы бюджетных средств учреждениями

Ранее право на расходы бюджетных средств бюджетными учреждениями регламентировалось статьями 70, 71 Бюджетного кодекса РФ и подразумевало, что бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на оплату:
— товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
— товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. Но только на сумму, не превышающую 100 000 руб. (предельный размер расчетов наличными в РФ между юридическими лицами по одной сделке).
С 1 января 2008 года статья 71 Бюджетного кодекса РФ полностью утратила силу, а в статью 70 Бюджетного кодекса РФ внесены изменения. Теперь обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд. При всех закупках теперь необходимо руководствоваться Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее — Закон о госзакупках).

Изменился бюджетный период

С 1 января 2008 года на федеральном уровне вводится трехлетний бюджетный период: принятие федерального бюджета на очередной финансовый год (год, следующий за текущим финансовым годом) и плановый период (два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом).

О форме принятия бюджетных обязательств

Ранее получатели бюджетных средств имели право принимать денежные обязательства по осуществлению расходов и платежей путем составления необходимых платежных или иных документов. Конечно, в пределах лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.
В 2008 году этот вопрос регламентирует статья 219 Бюджетного кодекса РФ. В указанной норме закреплено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Опять же это возможно только в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств.

Срок действия госконтракта увеличен

До 2008 года государственные (муниципальные) контракты заключались на срок не более одного года — в пределах текущего финансового года или переходящие на следующий календарный год. Последнее требовало разбивки объемов и цены по календарным годам и дополнительных условий о вступлении в силу на следующий год. В отдельных случаях допускалось заключать контракты на срок до трех лет.
С этого года в общих случаях государственные (муниципальные) контракты допускается заключать в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. А именно в расчете на трехлетний плановый период на федеральном уровне и на один год на региональном и местном уровнях. В отдельных случаях допускается заключать контракты на срок более трех лет для федерального уровня и более одного года для других уровней. Цена контракта при этом изменению не подлежит.
Отметим, что правила принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом утверждены постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 978.

Новые положения Закона о госзакупках

И, наконец, поговорим об изменениях Закона о госзакупках, которые в этом году вступили в силу.
Во-первых, изменен субъектный состав госзаказчиков. Теперь в качестве заказчиков вместо «государственных внебюджетных фондов» определены «органы управления государст-венными внебюджетными фондами».
Во-вторых, теперь размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, осуществляется путем проведения аукциона. А размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строи-тельства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, проводится путем конкурса или аукциона.
Еще одно изменение касается госзаказчиков федерального уровня. С этого года они могут не опубликовывать информацию о размещении заказов в официальном печатном издании.
Обратите внимание и на новый Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона. Он утвержден распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р.

 

 



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.26%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.68%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70.97%
  • Над налоговой отчетностью 19.35%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль