Порядок расчета нормативных затрат на оказание госуслуг

2009
Для оказания бюджетными учреждениями услуг в рамках выполнения госзадания рассчитывается нормативный размер затрат. Важно знать правила его определения, чтобы не допустить перерасхода или отстоять свою позицию в суде.

Определение ВАС РФ от 19 июля 2012 г. № ВАС-5329/12.

Правовая база

Основным документом, регламентирующим порядок формирования госзадания для федеральных государственных учреждений, является постановление Правительства РФ от 2 сентября 2010 года № 671. Оно предусматривает разработку методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание федеральными учреждениями государственных услуг, а также на содержание имущества данных учреждений.

Соответствующие рекомендации утверждены приказом Минфина России, Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. № 137н/527 (далее – Рекомендации).

С их учетом федеральные органы исполнительной власти, наделенные функциями и полномочиями учредителей соответствующих учреждений, приняли акты, которые касаются порядка установления нормативных затрат на оказание определенных госуслуг. В качестве примеров таких актов можно назвать:

  • приказ Минздравсоцразвития России от 12 декабря 2011 г. № 1534н «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, государственных услуг и нормативных затрат на содержание их имущества»;
  • приказ Минкультуры России от 29 декабря 2011 г. № 1259 «Об утверждении порядка определения нормативных затрат на оказание образовательными, научно-исследовательскими и иными учреждениями в сфере культуры, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание их имущества»;
  • приказ Рособрнадзора от 16 декабря 2011 г. № 2547 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки».

Нормативные затраты могут быть установлены в отношении конкретного учреждения. Так, Минпромторг России своим приказом от 29 декабря 2011 г. № 1861 утвердил Порядок определения нормативных затрат на выполнение федеральным бюджетным учреждением «Научно-исследовательский центр по проблемам управления ресурсосбережением и отходами», находящимся в ведении данного министерства, государственных работ и нормативных затрат на содержание имущества.

Порядок установления нормативных затрат

Положения Рекомендаций могут быть сведены к следующему.

Во-первых, порядок определения нормативных затрат устанавливается соответствующими федеральными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России.

Во-вторых, такой порядок утверждается для одной либо нескольких однотипных государственных услуг. Он должен включать в себя:

1) методику расчета:

  • удельной расчетной стоимости предоставления в очередном финансовом году и плановом периоде единицы государственной услуги, оказываемой федеральным бюджетным учреждением в рамках госзадания (нормативные затраты на оказание государственной услуги);
  • объема затрат на содержание в очередном финансовом году и плановом периоде недвижимого и особо ценного движимого имущества федеральных бюджетных учреждений (нормативные затраты на содержание имущества);

2) порядок изменения нормативных затрат, в том числе в случае внесения изменений в нормативные правовые акты.

Важно знать, что при изменении нормативных затрат на оказание государственной услуги и содержание имущества не допускается уменьшение субсидии, предоставляемой на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в течение срока его выполнения, без соответствующего изменения такого задания.

Пунктом 4 Рекомендаций оговорено, что по решению учредителя нормативные затраты могут определяться как отдельно по каждому федеральному бюджетному учреждению, так и в среднем по группе учреждений. Кроме того, допустим и вариант определения нормативных затрат по группе учреждений с использованием корректирующих коэффициентов, учитывающих особенности этих учреждений.

В качестве таких особенностей Рекомендации называют местонахождение учреждения, статус муниципального образования, на территории которого оно расположено, обеспеченность инженерной инфраструктурой (этот список не является исчерпывающим).

Также Рекомендациями установлено, что учредитель вправе определить порядок перехода от установления нормативных затрат отдельно по каждому учреждению к установлению указанных затрат по группе учреждений в среднем или с использованием корректирующих коэффициентов.

Методы определения затрат

Пункт 9 Рекомендаций выделяет три метода определения нормативных затрат: нормативный, структурный, экспертный.

Универсальным является нормативный метод. Если есть утвержденные нормативы затрат, выраженные в натуральных показателях (нормативы питания, оснащения мягким инвентарем и медикаментами, потребления расходных материалов, затрат рабочего времени и т. п.), то они используются при определении нормативных затрат. В случае отсутствия утвержденных натуральных нормативов затрат учредитель может самостоятельно установить их в целях определения нормативных затрат.

При применении структурного метода нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются пропорционально выбранному основанию (например, затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда персонала, участвующего непосредственно в оказании государственной услуги, его численности, площади помещения, используемого для оказания государственной услуги).

Что касается экспертного метода, то при его использовании нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются на основании экспертной оценки. Например, оценки доли группы затрат (скажем, трудозатрат) в общем объеме затрат, необходимых для оказания государственной услуги.

Метод определения нормативных затрат выбирается в зависимости от отраслевых, территориальных и иных особенностей оказания государственной услуги.

Расчет нормативных затрат

Раздел III Рекомендаций сфокусирован на механизме определения нормативных затрат на оказание госуслуги. При этом предложены специальные формулы определения таких затрат. Особо оговорено, что при определении нормативных затрат на оказание государственной услуги учитываются нормативные затраты:

  • непосредственно связанные с оказанием государственной услуги;
  • на общехозяйственные нужды (за исключением тех, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества).

Кроме того, оговорены группировки затрат.

Так, в составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием госуслуги, учитываются следующие группы затрат:

  • на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги;
  • на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной услуги;
  • иные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги.

При этом Рекомендации допускают дополнительную детализацию групп затрат.

Важно запомнить

Для расчета нормативных затрат на оказание единицы государственной (муниципальной) услуги используются нормативный, структурный и экспертный методы.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль