• Главная страница
  • » Статьи
  • » Инвентаризация имущества и обязательств: порядок проведения и отражения результатов в бюджетном учете

Инвентаризация имущества и обязательств: порядок проведения и отражения результатов в бюджетном учете

26353
Источник:«Финансовый справочник бюджетной организации» По сути, инвентаризация - это единственный действенный способ подтвердить достоверность показателей учета и отчетности по итогам года, поэтому очень важно правильно организовать ее проведение, документальное оформление и отражение результатов в учете.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств в 2015 году>>

Организационные вопросы проведения инвентаризации

Общие положения

Нормативные документы, регламентирующие проведение инвентаризации в бюджетных учреждениях:

  • Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бух­галтерском учете";
  • Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, которыми установлено, что порядок, сроки, количество инвентаризаций в отчетном году, дату их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливает руководитель уч­реждения.

Порядок, периодичность и сроки проведения обязательной и доб­ровольной инвентаризации необходимо закрепить в учетной полити­ке учреждения (п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете). Это можно сделать либо непосредственно в тексте приказа об учетной политике (см. пример), либо оформить в виде отдельного приложения к приказу.

Пример:

Пункт 1. Инвентаризация имущества, обязательств и затрат учреждения проводится в следующие сроки:

  • п. 1.1. Инвентаризация объектов основных средств и нематериальных активов - один раз в 3 года не ранее 1 октября и не позднее 1 декабря текущего года;
  • п. 1.2. Инвентаризация прочего имущества, обязательств и затрат - один раз в год перед составлением годовой отчетности не ранее 1 октября и не позднее 1 декабря текущего года;
  • п. 1.3. Инвентаризация наличных денежных средств в кассе и у подотчетных лиц - один раз в месяц внезапно в течение текущего месяца;
  • п. 1.4. Инвентаризация дебиторской задолженности - ежеквартально перед составлением квартальной бухгалтерской отчетности;
  • п. 1.5. Инвентаризация расчетов с бюджетом - ежеквартально путем сверки расчетов с ИФНС, не позднее сроков, установленных для сдачи соответствующих форм расчетов (на­логовых деклараций);
  • п. 2. Инвентаризация в указанные выше сроки проводится на основании приказа руководите­ля учреждения;
  • п. 3. В случае смены материально ответственных лиц инвентаризация передаваемых мате­риальных ценностей проводится в обязательном порядке.

Пример приказа руководителя учрежде­ния об утверждении состава и функциональных обязанностей постоянно действующей инвентаризационной комиссии.

В нее целе­сообразно включить представителей административно-управленче­ского персонала, бухгалтерской службы, специалистов подразделе­ний учреждения, обладающих необходимыми квалификационными знаниями для определения технических, эксплуатационных характе­ристик и оценки состояния имущества.

Организация инвентаризации имущества

Инвентаризации подлежит все имущество учреждения, под кото­рым понимаются основные средства, нематериальные активы, финан­совые вложения, производственные запасы, готовая продукция, това­ры, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.

Руководитель учреждения должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки: обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хо­зяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой.

Организация проведения инвентаризации имущества в учреждении подразумевает ряд последовательных этапов.

  1. Издание приказа о проведении инвентариза­ции.
  2. Получение приходных и расходных документов.
  3. Оформление инвентаризационных описей.
  4. Сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгал­терского учета.

После окончания инвентаризации до открытия склада, кладовой, секции, где она проводилась, могут осуществляться контрольные проверки правильности ее проведения с участием членов инвентари­зационных комиссий и материально ответственных лиц. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются соответствующим актом.

Организация инвентаризации расчетов

Правила проведения инвентаризации расчетов регламентированы пп. 3.44—3.48 Методических указаний № 49. Инвентаризация расче­тов с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лица­ми, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки состояния расчетов должна установить:

  • верность расчетов с финансовыми, налоговыми органами, внебюд­жетными фондами, другими организациями;
  • правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
  • правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и де­понентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредитор­ской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Помимо обязательного проведения инвентаризации перед состав­лением годовой бухгалтерской отчетности в учетной политике целе­сообразно предусмотреть ежеквартальную или ежемесячную сверку расчетов с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредито­рами. Регулярный мониторинг и проведение инвентаризации расче­тов в течение отчетного года являются гарантией полноты и достовер­ности отражения в учете и отчетности сумм дебиторской и кредитор­ской задолженности.

Далее в этой статье:

Особенности проведения инвентаризации отдельных видов имущества

Особенности инвентаризации основных средств

Особенности инвентаризации материальных запасов

Особенности инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности

Документальное оформление результатов инвентаризации имущества и их отражение в бюджетном учете

  • Документальное оформление результатов инвентаризации
  • Отражение результатов инвентаризации в бюджетном учете

Порядок проведения инвентаризации расчетов и обязательств

Особенности инвентаризации расчетов с подотчетными лицами

Особенности инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками

Особенности инвентаризации расчетов с покупателями в рамках приносящей доход деятельности

Особенности инвентаризации расчетов с бюджетом

Особенности инвентаризации расчетов с внебюджетными фондами

Документальное оформление результатов инвентаризации и их отражение в бюджетном учете

  • Документальное оформление результатов инвентаризации
  • Отражение в бюджетном учете операции по списанию просроченной задолженности
Полностью материал опубликован в № 12-2010 журнала "Финансовый справочник бюджетной организации".
Тема номера: инвентаризация имущества и обязательств.
Ознакомиться с содержанием, пролистать ознакомительный номер и оформить подписку можно в Интернет-магазине.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.35%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.82%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.71%
  • Над налоговой отчетностью 23.53%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль