Ограничения при заключении контракта на поставку учебных пособий

672
Бурков Александр Владимирович
ведущий аналитик Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ
Антимонопольная служба разъяснила вопросы установления требований в документации о торгах к участникам размещения заказа на поставку учебных пособий.

Разъяснение ФАС России от 25 сентября 2012 года.

Суть документа

Разъяснение ФАС России по поводу требований к участникам размещения заказа на поставку учебных пособий было опубликовано на официальном сайте службы. Подобные письма и комментарии не имеют статуса нормативно-правовых актов, однако являются рекомендациями к толкованию положений законодательства как территориальными органами службы, так и контролирующими органами в области размещения заказов субъектов РФ и муниципальных образований. Поэтому необходимо сразу же выделить сферу действия данного разъяснения.

Во-первых, круг рассматриваемых заказчиков ограничивается образовательными учреждениями, имеющими госаккредитацию и реализующими программы общего образования. То есть к ним относятся как государственные, так и муниципальные образовательные учреждения.

Во-вторых, под учебным пособием понимается «печатное учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник». Такое определение приведено в приказе Минобрнауки России от 18 марта 2009 г. № 88. Согласно данному приказу, издавать пособия имеют право только организации, прошедшие соответствующий отбор. При этом министерство оставляет за собой право проведения такого отбора и порядок ведения реестра организаций, «осуществляющих подготовку и выпуск печатных изданий, полученных печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленных, предназначенных для распространения содержащейся в них информации, прошедших редакционно-издательскую обработку, имеющих выходные сведения» (Перечень организаций утвержден приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. № 729).

Ограничения для издателей

Данные приказы устанавливают некоторые ограничения правоспособности в области издательской деятельности (здесь можно провести определенную параллель с понятием лицензирования). Но нельзя переносить подобное ограничение правоспособности на участников размещения заказа – об этом напрямую говорит и само разъяснение.

Одна из основополагающих концепций Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее – Закон № 94-ФЗ) состоит в следующем: нельзя объединять в одно целое требования к участнику размещения заказа и требования непосредственно к предмету закупки. В данном случае поставщиком учебных пособий может быть любое юридическое или физическое лицо (группа лиц), но само по себе пособие может выпускаться только ограниченным количеством издательств. Издательства как таковые могут являться или не являться участниками размещения заказа.

Указываем требования в документации о торгах

Теперь рассмотрим вопросы, которые ФАС России не были разрешены. По тексту указанного разъяснения можно сделать вывод: в соответствии со статьями 21 и 41.6 Закона № 94-ФЗ документация о торгах (конкурсе или открытом аукционе в электронной форме) должна содержать требования, которые заказчик или уполномоченный орган устанавливают к закупаемой продукции.

Применительно к случаю закупки учебных пособий эти требования должны учитывать положения приказов Минобрнауки России. То есть закупаемые учебные пособия должны быть выпущены определенным издательством из утвержденного перечня. Соответственно участник размещения заказа при подаче заявки (ст. 25 и 41.8 Закона № 94-ФЗ) обязан документально подтвердить тот факт, что предлагаемые к поставке учебные пособия выпущены прошедшими соответствующий отбор организациями.

Также по тексту дается ссылка на часть 2 статьи 10 Закона № 94-ФЗ, согласно которой размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Сложные моменты

Законом № 94-ФЗ предусмотрены случаи закупки способом запроса котировок (начальная максимальная цена контракта по которым до 500 тыс. руб.) и закупки у единственного поставщика (для государственных образовательных учреждений до 400 тыс. руб. – п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, для муниципальных образовательных учреждений до 100 тыс. руб. – п. 4 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ).

Здесь могут быть затруднения по установлению требований к закупаемой продукции, так как разъяснение не содержит каких-либо комментариев применительно к запросу котировок и закупкам малого объема. Для большинства же образовательных учреждений актуальны закупки без проведения торговых процедур.

Рекомендации эксперта

В целях минимизации рисков нарушения законодательства о закупках, а также требований Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (во исполнение норм ст. 28 которого и проводился отбор издателей) заказчикам можно порекомендовать следующее.

Во-первых, при проведении запроса котировок не надо устанавливать требования документального подтверждения происхождения пособия в составе котировочной заявки по аналогии с торгами, но в проекте контракта следует учитывать необходимость поставки строго установленных товаров. Иные действия могут вызвать подачу жалобы со стороны участника.

Во-вторых, нужно принимать во внимание требования нормативных актов Минобрнауки России при закупке у единственного поставщика.

Формальная трактовка законодательства о закупках не может противоречить главному правилу: поставлять учебные пособия могут все, а вот издавать имеют право только определенные организации.

Статья опубликована в журнале «Учет в бюджетных учреждениях», 2012, № 12



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров образовательных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль