"Взаимодействие методологов и практиков - залог успеха"

5174
Применение на практике нормативных правовых актов - тема всегда актуаль­ная, особенно в начале года и в период реформ. Сегодня способность быстро адаптироваться к изменениям законодательства, грамотно отлаживать рабо­чий процесс и избегать ошибок ценится превыше всего. Поговорить о слагае­мых эффективной работы мы пригласили Павла Алексеевича Пупасова - чело­века, имеющего немалый опыт службы в системе Федерального казначейства и в качестве методолога, и в должности главного бухгалтера ведущего финан­сового ведомства государства.

Источник: "Финансовый справочник бюджетной организации" № 1-2011

- Павел Алексеевич, Федеральное казначейство слывет передовиком по внедрению всех новшеств бюджетного законодательства, и учетные процеду­ры не являются исключением. С чем Вы лично это связываете — с профес­сионализмом сотрудников, умелым руководством, стремлением быть лучшими?

- Безусловно, мы стремимся быть лучшими, причем во всем - в гене­рации новых идей, написании пра­вовых актов, исполнении бюджета. Наш руководитель Роман Евгеньевич Артюхин уделяет большое внимание всем проблемам в системе казначей­ства, даже самым заурядным. Он дает хорошие советы, которые позволяют достигать целей и постоянно совер­шенствоваться как сотрудникам, так и всей системе. Федеральное казна­чейство без преувеличения можно на­звать кузницей кадров. Работа здесь связана с выполнением широкого спектра задач в различных направ­лениях: финансовом, юридическом, экономическом. Это хорошая школа профессионализма. Многие сотрудни­ки, выходя из казначейства, уверенно реализовывались и в других госстуктурах, и в коммерческом секторе.

- А бюджетная специфика не мешает работе в бизнес-структурах?

- Нисколько. Федеральное каз­начейство - это система-гигант. Во-первых, здесь закладывается уме­ние организовать процесс. Во-вто­рых, постигается наука управления финансами, что, согласитесь, нема­ловажно в настоящее время. В-треть­их, совершенствуется искусство об­щения с людьми - как с коллегами, так и с клиентами. Можно сказать, здесь оттачивается мастерство управ­ления на высшем уровне. Именно поэтому Федеральное казначейство дает огромный потенциал для про­фессиональной самореализации.

- В ушедшем году Вы сменили сферу деятельности с методологических во­просов учета и отчетности на самую ответственную должность в любом учреждении - главного бухгалтера. Вы ощутили на своем новом поприще недостатки или недоработки в норма­тивном регулировании вопросов бюд­жетного учета и отчетности?

- Конечно. На мой взгляд, для на­писания правовых актов, регулирую­щих правоотношения в области бух­галтерского учета и отчетности, для организаций, относящихся к секто­ру государственного управления, да и в целом по исполнению бюджета методологам было бы очень полезно получить практический опыт. В идеа­ле - несколько лет поработать глав­ным бухгалтером, а по возможно­сти - теснее и чаще общаться с теми, для кого пишутся правовые акты. Применение правовых актов в повсе­дневной работе дает знание нюансов, крайне полезных в разработке теоре­тических вопросов. И если изначаль­но строить методологическую базу с учетом особенностей ее примене­ния, то можно избежать подавляю­щего числа ошибок при ведении бух­галтерского учета и формировании бухгалтерской отчетности. К сожа­лению, на сегодняшний день теория опережает практику. Тем не менее именно симбиоз методолога и прак­тика в одном лице - залог успеха в нашей работе.

Говоря о себе, навыки, полученные мной в ходе занятия методологией, сегодня очень помогают. Мой уча­сток работы затрагивал широкий круг вопросов, таких как совершенствова­ние приемов и способов ведения бух­галтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности. И я с каж­дым днем убеждаюсь, что бухгалте­ру помимо непосредственно учета просто необходимо знать правовую базу и уметь ее применять. Незнание правовых актов может привести к не­предсказуемым последствиям.

- Какие новшества Вам удалось внед­рить, реализовать уже как главному бухгалтеру Федерального казначей­ства?

- Первое, чем я занялся как глав­ный бухгалтер, - совершенствование учетной политики Федерального каз­начейства по главе 100 "Федеральное казначейство". В ходе проработки данного вопроса я столкнулся с про­блемой, что в учетную политику пы­таются включить все, что уже пропи­сано в тех или иных правовых актах. Это неправильно. Она должна сожержать только те особенности (юриди­ческие нормы), которые отсутству­ют в правовых актах, регулирующих правоотношения по ведению бухгал­терского учета. Говоря юридическим языком, учетная политика - это воз­можность устанавливать юридиче­ские нормы (положения, правила), которые не противоречат общепри­знанным принципам и нормам бух­галтерского учета.

Второе, что сделано мной в новой должности, - разработан приказ Фе­дерального казначейства "Об органи­зации работы по передаче (принятию) и списанию имущества, закреплен­ного за территориальными органами Федерального казначейства на праве оперативного управления". Данным приказом установлено, что право на принятие решения по передаче (при­нятию) и списанию движимого иму­щества делегировано руководителям территориальных органов Федераль­ного казначейства. При этом право на принятие решения по передаче (принятию) и списанию недвижи­мого имущества территориальных органов Федерального казначейства сохранилось за центральным аппа­ратом Федерального казначейства. Это позволит осуществить то, к чему мы долго стремились, - децентрали­зовать ответственность и выстроить грамотную систему управления иму­ществом Федерального казначейства.

- Павел Алексеевич, у Вас достаточ­но крупная сеть подведомственных учреждений. Есть ли связанные с этим проблемы в учете и отчетности? Какие мероприятия проводятся Феде­ральным казначейством или планиру­ются к проведению в 2011 году в целях совершенствования процедур учета, сбора достоверной отчетности и ее консолидации?

- Главная наша проблема - это поднятие отчетности на уровень Феде­рального казначейства. Казначейская система трехуровневая: отделения, управления и центральный аппарат. Сдача отчетности идет от отделе­ний в управления, а от управлений к нам, в центральный аппарат. Сбой идет уже на первом уровне и связан со сложностями в применении юри­дических норм бухгалтерского учета и отчетности. Поскольку в Инструк­ции по бюджетному учету содержится открытый перечень корреспонденции счетов, каждый бухгалтер понимает ее по-своему. Это приводит к допуще­нию ошибок. Немало проблем свя­зано и с вопросом отнесения тех или иных документов к первичным. По­рой на практике возникают ситуации, не предусмотренные ныне действую­щей инструкцией. Например, заявка на кассовый расход, заявка на возврат наличными не являются первичными учетными документами, а бухгалтеры регулярно их таковыми признают...

Хотелось бы, чтобы в новой ин­струкции, вступающей в силу с 2011 года, либо был четко определен перечень первичных учетных документов, либо дано право главному ад­министратору бюджетных средств са­мостоятельно, как для себя, так и для всей системы, устанавливать те или иные первичные учетные документы, посредством которых в бухгалтерском учете будут отражаться операции.

Вторая проблема, с которой мы сталкиваемся, - выверка движения имущества как внутри публично-правового образования (Россий­ской Федерации), так и между пуб­лично-правовыми образованиями (субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями). Это головная боль всех бухгалтеров министерств и ведомств. Мы как главный администратор бюджетных средств заблаговременно ставим за­дачу управлениям и отделениям, что­бы они произвели выверку между со­бой, а также между министерствами, ведомствами, субъектами и муници­пальными образованиями. Данные меры позволяют нам наиболее бы­стро осуществлять сбор, свод и кон­солидацию отчетности по главе 100 "Федеральное казначейство".

- Нередко сложности при консолида­ции отчетности по ведомству возни­кают в результате недопонимания вышестоящей организацией проблем в учетных процедурах нижестоящей. Налажена ли у вас обратная связь с территориальными органами? Как вы получаете от них такого рода ин­формацию и как реагируете?

- Мы на уровне нашей системы об­щаемся не только в письменной фор­ме, но и лично. Все насущные вопро­сы пытаемся урегулировать на уровне человеческого общения. Это прино­сит хорошие плоды. Кроме того, у нас проводится очень много семинаров и конференций. Обратная связь с на­шими сотрудниками очень важна, она позволяет мониторить и лучше пони­мать проблемы в работе и причины их возникновения. Мы, в свою очередь, своевременно реагируем, принимаем соответствующие управленческие ре­шения. Все это дает общий хороший результат работы ведомства.

- Федеральное казначейство одним из первых постаралось внедрить систему управленческого учета. Насколько это удалось, оказалось ли результативным и как планируется улучшать этот процесс?

- На сегодняшний день управ­ленческий учет Федерального каз­начейства представляет собой план счетов управленческого учета, утвер­жденный приказом Федерального казначейства от 29.07.2008 № 196. Особенностью нашего управлен­ческого учета является то, что он ведется по функциям. То есть ис­ходя из положений постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 "О Федеральном казначей­стве" определен перечень функций, по каждой из которых мы видим и анализируем затраты. Например, сколько было потрачено средств на заработную плату, на прочие услуги и работы, на объекты имущества, ко­торые использовались для реализации той или иной цели. В настоящее время Федеральным казначейством разрабатывается проект отчетности по управленческому учету, который будет внедряться в наступившем году. Данные мероприятия направлены на эффективное управление средства­ми, которые, как известно, находятся в ограниченном количестве.

Вместе с тем хочу отметить, что в Федеральном казначействе разра­ботан и активно применяется отчет об исполнении плана закупок това­ров, работ и услуг для нужд Феде­рального казначейства, содержащий аналитические данные, который по­зволяет руководителю, а также упол­номоченным лицам принимать эф­фективные управленческие решения для наиболее рационального расхо­дования средств.

- То есть это, в первую очередь, зада­ча повышения эффективности бюд­жетных расходов...

- Совершенно верно. По аналогии с Программой Правительства РФ по повышению эффективности бюд­жетных расходов* Федеральное казначейство в настоящее время разрабатывает собственную про­грамму, которая будет реализовываться в нашем ведомстве. В нее входит внедрение управленческого учета, расчет расходов. Несмотря на то что Федеральное казначейство не предоставляет публичные услуги, нашим руководством принято решение внедрить расчет расходов на содержание своих территориальных органов. Это поможет нам сэконо­мить бюджетные средства. При этом к расчету расходов будут установле­ны нормы "положенности", которы­ми определяется, например, сколько конкретному территориальному ор­гану положено машин, сотовых теле­фонов и т. п. Именно расчет расходов и нормы "положенности" объединя­ют в себе некий инструмент управле­ния финансами - финансовый ме­неджмент.

- Павел Алексеевич, а как, по Вашему мнению, будет развиваться бухгал­терский учет в 2011 году?

- В связи с разработкой и внед­рением новых правовых актов по бухгалтерскому учету и отчетности Федеральное казначейство будет пла­нировать конкретные мероприятия, начиная с того момента, как вступят в действие Инструкция по бухгалтер­скому учету и Инструкция по бух­галтерской отчетности для казенных учреждений. После анализа этих двух правовых актов Федеральное казна­чейство будет строить определенные планы по развитию и дополнению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в системе Федерального казначейства как главного админист­ратора бюджетных средств.

- То есть главным новшеством будут новые приказы и в зависимости от того, насколько они будут методологи­чески проработаны, будут ставиться конкретные задачи ? А с учетом того, что сейчас вступают в силу новые при­казы, ощущаете ли Вы необходимость более глубокой методической работы с практиками - бухгалтерами?

- Конечно. Считаю, что и мето­дологам, и практикам было бы очень полезно как можно больше общать­ся. Методологам общение с бухгал­терами помогло бы в части наиболее качественного написания инструк­ций. А практикам, в свою очередь, это необходимо для более четкого понимания стоящих перед ними за­дач. Такое взаимодействие помогло бы и тем и другим избежать большого количества ошибок.

- Павел Алексеевич, а есть ли у Вас свой ответ на вопрос "как избежать ошибок в учете и отчетности"? Что Вы порекомендуете коллегам?

- Я могу посоветовать читать разъяснения по бухгалтерскому уче­ту и отчетности, слушать советы как коллег-практиков, так и методоло­гов, но принимать решения само­стоятельно. Потому что главный бухгалтер - это весомая фигура, от которой во многом зависит благопо­лучие организации в целом.

Конечно, бухгалтерам сегодня тя­жело, потому что изменения в сфе­ре бухгалтерского учета, начавшие­ся в 2004 году, до сегодняшнего дня продолжаются. Мы живем во время перемен. Если бы постоянно не изменялись ключевые в плане ра­боты правовые акты, ошибались бы на порядок меньше. Поэтому хочу пожелать одного - читайте больше и набирайтесь сил, потому что в свя­зи со сменой типа учреждений нам предстоит еще много нововведений. Ошибок избежать нельзя, их не дела­ет тот, кто не работает. Поэтому, ува­жаемые коллеги, в эту горячую пору для нас с вами самое главное - тер­пение и оптимизм.

Источник: "Финансовый справочник бюджетной организации" № 1-2011

Заказать бесплатный ознакомительный номер журнала



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.35%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.82%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.71%
  • Над налоговой отчетностью 23.53%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль