Отпускные: комментарии экспертов

13427
Представляем специальную подборку ответов экспертов журнала «Учет в бюджетных учреждениях» на вопросы читателей об оформлении отпусков. Уточните свои знания об отпускных и отправьте работников отдыхать без проблем.

На вопросы читателей об оформлении отпусков отвечают эксперты журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

– Сотрудник принят на работу в учреждение 07.06.2012 г., с 07.12.2012 г. по 21.12.2012 г. ему был предоставлен очередной оплачиваемый отпуск, оставшиеся 7 дней планируется предоставить сотруднику с 05.08.2013 г. по 11.08.2013 г. Вопрос: как правильно составить график отпусков на 2013 г. для данного сотрудника с учетом 7 дней неиспользованного отпуска и права на 28 дней отпуска за новый рабочий период (с 07.06.2013 г по 06.06.2014 г.):
1) 7+14 дней в графике на 2013 г.;
2) 7+28 дней в графике на 2013 г.;
3) 7 дней в графике на 2013 г. и 28 дней в графике на 2014 г.?

Вадим Егоров, консультант по вопросам начисления зарплаты, социальных пособий и их налогообложения:

– Согласно ст. 122 ТК РФ отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года.

Пунктом 1 статья 9 конвенции Международной организации труда № 132 установлено, что остаток ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется не позже чем в течение восемнадцати месяцев, считая с конца того года, за который предоставляется отпуск.

Второй рабочий год у работника начинается с 07.06.2013 г. и заканчивается 06.06.2014 г. Следовательно, если отпуск за второй год будет предоставлен в этот период, то варианты 2 и 3 будут правильными.

Вариант 1 также может иметь место, если с работником будет заключено соглашение о разделении отпуска на части (ст.125 ТК РФ).

– Обязательно ли формировать резерв на выплату отпускных от приносящей доход деятельности? Если да, то мы должны предусмотреть это в учетной политике с начала календарного года, то есть формироваться резерв начнет с января, а преподаватели пойдут в отпуск в июне, при этом учреждение обязано будет выплатить отпускные за весь календарный год, а резерв будет сформирован только с января по май. Можем ли мы в таком случае формировать резерв с января по май, учитывая необходимые отчисления в резерв с сентября по декабрь? Проще сказать, где нам взять резерв на выплату отпускных за год, если резерва будет накоплено только с января по май?

Владимир Захарьин, эксперт по бюджетному учету, к.э.н.:

– Документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в учреждениях создание резерва на оплату отпусков не предусмотрено. В пункте 302 Инструкции 157н резервы предстоящих расходов упоминаются, но, скорее всего, здесь имеет место техническая ошибка – в других разделах Инструкции эта ссылка развития не имеет.

Резерв на оплату отпусков может создаваться для целей налогообложения. Однако создание и использование такого резерва отражается только в налоговом учете и не сопровождается фактическим движением денежных средств. Создание резерва на оплату отпусков (как и иных аналогичных резервов) позволяет несколько оптимизировать налог на прибыль организаций – минимизировать колебания в размерах налоговых платежей по отдельным отчетным периодам.

Создание резерва на период менее одного налогового периода (календарного года) налоговым законодательством не предусмотрено. Уточнение размера резерва производится, как правило, в конце налогового периода. В течение года может возникнуть ситуация, когда ранее созданного резерва недостаточно для осуществления расходов, под обеспечение которых он был создан. В этом случае в налоговом учете отражается перерасход, который погашается посредством отчислений в резерв в последующие периоды.

– Можно ли установить доплату главному бухгалтеру за увеличение объема работ в связи с отсутствием по причине отпусков нескольких работников бухгалтерии, если он фактически выполняет их работу? Если нет, то дайте, пожалуйста, ссылку на нормативный акт, который бы запрещал устанавливать доплату руководителю за исполнение обязанностей подчиненных.

Владимир Захарьин, эксперт по бюджетному учету, к.э.н.:

– Действующее трудовое законодательство не содержит запрета на доплаты руководителю за исполнение обязанностей отсутствующих работников.

Ранее действовал запрет, установленный постановлением Совета Министров СССР от 4 декабря 1981 г. № 1145 «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)». Однако в 2003 году определением Верховного Суда РФ данная норма была признана недействующей, а в 2009 году было признано утратившим силу (недействующим на территории РФ) и все постановление № 1145.

В общем случае следует руководствоваться нормами статей 60.2 и 151 ТК РФ.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений осуществляется не только Трудовым кодексом РФ, но и системой подзаконных актов, в том числе нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

А статьей 135 ТК РФ определено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, соответствующий запрет на осуществление доплат главным бухгалтерам (и иным руководителям) за исполнение обязанностей временно отсутствующих работников может содержаться в одном из подобных нормативных актов, обязательных к применению в конкретном учреждении.

Кроме того, пунктом 13 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21 декабря 2012 г., протокол № 11, установлено, что размеры выплат компенсационного характера при совмещении должностей должны быть указаны в трудовом договоре с работником или в дополнительном соглашении к трудовому договору.

То есть, при отсутствии соответствующего элемента в трудовом договоре (главного бухгалтера) или дополнительном соглашении к нему осуществление доплат в учреждениях, скорее всего, будет квалифицировано как неправомерное.

В бюджетных учреждениях дополнительным условием является наличие необходимых бюджетных ассигнований. То есть, при определении и утверждении размера фонда оплаты труда подобные доплаты должны быть учтены.

Дополнительный комментарий автора на основе личного опыта

Вместе с тем, даже при выполнении всех перечисленных условий (отсутствие запрета в отраслевых или ведомственных нормативных актах, наличие соответствующего пункта в трудовом договоре или дополнительном соглашении и обеспеченность доплат бюджетными средствами), по моему мнению, производить такую доплату нецелесообразно. С высокой степенью вероятности можно предположить, что, после того как доплата будет оформлена главному бухгалтеру, с аналогичными требованиями к руководителю обратятся другие представители управленческого аппарата – руководители служб, отделов, отделений. При отсутствии или недостаточности средств фонда оплаты труда для осуществления выплат неизбежно резкое ухудшение морально-психологического климата в коллективе, что, в свою очередь, приведет к многочисленным жалобам и проверкам.

– В должностной инструкции заместителя главного бухгалтера написано, что заместитель главного бухгалтера в отсутствие главного бухгалтера выполняет его функции. Главный бухгалтер уходит в ежегодный отпуск, можно ли установить доплату заместителю главного бухгалтера за исполнение обязанности временно отсутствующего работника?

Вадим Егоров, консультант по вопросам начисления зарплаты, социальных пособий и их налогообложения:

– Да, доплату установить можно.

Ранее действовали Разъяснения Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. № 30/39, которые запрещали заместителю, исполняющему обязанности руководителя на период отсутствия последнего, устанавливать доплату.

Однако Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 марта 2003 г. № КАС 03-25 данная норма была отменена. Судьи решили, что в период отсутствия руководителя объем работы у заместителя реально возрастает. Соответственно, для заместителя руководителя должна быть установлена доплата.

– Бюджетное учреждение согласно Положению о выплатах стимулирующего характера, утвержденному приказом директора, выплачивает сотрудникам материальную помощь к отпуску в размере 50% должностного оклада. Выплата производится за счет средств от приносящей доход деятельности. Нескольким работникам материальная помощь в 2013 году уже выплачена. С 1 апреля 2013 года произошло повышение заработной платы только одной категории работников (социальные работники) по распоряжению Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2013 г. № 427-р и постановлению Правительства Нижегородской области от 22 апреля 2013 г. № 247 путем повышения должностных окладов на 89,7%. Остальным категориям работников повышение планируется только с 1 октября 2013 года на 7%. При этом значительного увеличения поступающих средств от приносящей доход деятельности не планируется. Правомерно ли будет, если учреждение пропишет в положении, что материальная помощь выплачивается от должностных окладов на 01.04.2013 (до момента повышения), или это будет нарушением? Чем нам при этом руководствоваться, и какой путь избрать, если это неправомерно?

Владимир Захарьин, эксперт по бюджетному учету, к.э.н.:

– Фонд стимулирующих выплат формируется, как правило, в процентах от фонда оплаты труда и в абсолютных показателях (рублях) на основании утвержденных расчетов. Таким образом, изменение условий труда, которое не приводит к увеличению фонда оплаты труда и при буквальном исполнении норм Положения о выплатах стимулирующего характера может привести к перерасходу обоих фондов (оплаты труда и стимулирующих выплат), по моему мнению, является достаточным основанием для внесения изменений в локальные внутренние нормативные акты учреждения – в Положение об оплате труда, Положение о стимулирующих выплатах, а при необходимости и в коллективный договор. Оптимальным представляется внесение изменений таким образом, чтобы уточненные правила соответствовали показателям расчета, на основании которого формировался фонд стимулирующих выплат.

Разумеется, внесение изменений должно быть оформлено с соблюдением процедур, установленных трудовым законодательством (в том числе, с учетом мнения представительного органа работников).

Правомерность таких действий может быть подтверждена нормой подпункта «д» пункта 4 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21 декабря 2012 г., протокол № 11, в соответствии с которым одним из основных принципов оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях является обеспечение равной оплаты за труд равной ценности при установлении, в том числе, выплат стимулирующего характера.

В том случае, когда суммы материальной помощи, выплаченной различным работникам, будут отличаться в зависимости от времени ухода в отпуск (а не от количества и качества труда), данный принцип, по моему мнению, будет нарушен.

– Работник находится в командировке 16-18 мая 2013 г. День возвращения из командировки, 18 мая - выходной. По положению о командировках время нахождения в пути, приходящееся на выходной день, оплачивается в одинарном размере, и предоставляется другой неоплачиваемый день отдыха. Работнику необходимо предоставить неоплачиваемый день отдыха 7 июня. По графику у работника отпуск с 1 августа. Все дни в расчетном периоде для расчета отпускных отработаны полностью. Как произвести расчет за субботу, 18 мая? Как будет выглядеть табель учета рабочего времени (Ч)? Какова будет зарплата за май, если, условно, оклад в месяц 10000 руб., среднедневной заработок составил 550 руб.? Какова будет зарплата в июне, и какое будет количество отработанных часов? Что будет включаться в расчет отпускных? Входит ли этот расчет (18 мая - выходной день и командировка) в оплату по среднему заработку при расчете отпускных?

Вадим Егоров, консультант по вопросам начисления зарплаты, социальных пособий и их налогообложения:

– Пунктом 5 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749) установлено, что оплата труда работника в случае привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Статьей 153 ТК РФ определено, что по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Следовательно, за субботу, 18 мая работнику следует заплатить 555, 56 руб. (10 000руб. : 18 раб. дней х 1 день). В табеле учета 18 мая следует отразить как работу в выходной день, а не как командировку, хотя суточные за 18 мая работнику положены.

Заработок за май составит 10544,44 руб. (зарплата 9444,44 руб.(10000 руб. : 18 раб. дней х 17 раб. дней) плюс средний заработок за 16 и 17 мая во время командировки 1100 руб. (550руб. х 2 дня).

Зарплата в июне у работника составит 9473,68 руб.(10000руб. : 19 раб. дней х 18 раб. дней).

В расчет среднего заработка 18 мая следует включить, поскольку за этот день выплачена заработная плата, а не средний заработок. При этом для расчета отпускных в мае будет отработано 27,5 дня (29,4 : 31 х 29), а в июне 28,42 дня( 29,4 :30 х 29).

– Какие виды выплат подлежат индексации при расчете отпускных?

Вадим Егоров, консультант по вопросам начисления зарплаты, социальных пособий и их налогообложения:

– Согласно абз. 6 п. 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922, при повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность), за исключением выплат, установленных к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность).

Минздравсоцразвития России Письмом от 26 июня 2008 г. № 2337-17 разъяснило, что выплаты, установленные, например, к окладу в диапазоне значений (проценты, кратность), – это выплаты, установленные, например, в размере от 10 до 50% от должностного оклада, до 100% от оклада или до двух окладов.

При повышении среднего заработка не повышаются выплаты, учитываемые при определении среднего заработка, которые установлены в абсолютных размерах.

– С 01.04.2013 повышается заработная плата социальных работников, учитывается ли это при расчете отпускных?

Вадим Егоров, консультант по вопросам начисления зарплаты, социальных пособий и их налогообложения:

– В соответствии с п. 16 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922, при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается на соответствующий коэффициент.

Повышение заработка социальным работникам производится в рамках Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597, следовательно, повышающий коэффициент при расчете среднего заработка применяться должен, если произошло увеличение должностных окладов и тарифных ставок, а не надбавок и премий.

– Работница бюджетного учреждения хочет воспользоваться правом на льготный проезд по северам. Ее супруг безработный. Может ли учреждение оплатить проезд к месту отдыха и обратно ее супругу, если он не является гражданином РФ?

Вадим Егоров, консультант по вопросам начисления зарплаты, социальных пособий и их налогообложения:

– Оплатить проезд супругу работницы можно.

Статьей 325 ТК РФ установлено, что организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника – северянина и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Ограничений для супругов-иностранцев на оплату льготного проезда законодательно не установлено.

Другие комментарии экспертов читайте в рубрике «Экспресс-ответ»
Чтобы задать вопрос эксперту и получить персональный ответ, авторизуйтесь как подписчик или подпишитесь на журнал.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 10%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70%
  • Над налоговой отчетностью 20%
результаты

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Наш сайт для тех, кто рассчитывает зарплату в учреждениях госсектора

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль