Контрактная служба заказчика

28776
Насиров Наиль Суфиянович
методолог ЦБУ Интеркомп
В связи с вступлением в силу Закона о контрактной системе с 1 января 2014 года многие учреждения должны создать свою контрактную службу. Но сделать это не так-то просто, ведь специальный акт Правительства РФ еще не готов. Возможные пути решения проблемы на практике предлагает Наиль Насиров.

Контрактная служба заказчика: сложности организации

В связи с вступлением в силу Закона о контрактной системе с 1 января 2014 года многим учреждениям понадобится контрактная служба заказчика. Нормативный акт, который бы регулировал деятельность контрактной службы заказчика и контрактных управляющих, еще не принят. Однако заключить контракт на госзакупки без таких работников будет невозможно. Как организовать контрактную службу заказчика и проводить госзакупки в 2014 году, рассказывает журнал «Учет в бюджетных учреждениях».

Непосредственно Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) не вносит изменения в другие нормативные акты. Однако в нем очень много ссылок на акты Правительства РФ, которые должны быть приняты до конца 2013 года.

Работа над нормативной базой, регулирующей госзакупки, ведется. Например, постановление Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 775 с 1 января 2014 года вводит размеры начальной (максимальной) цены контракта на госзакупки, при превышении которых поставщик обязан предоставлять заказчику дополнительную информацию. Начальная (максимальная) цена контракта на госзакупки составляет 1 млрд руб. при закупке для обеспечения федеральных нужд и 100 млн руб. при госзакупке для обеспечения региональных или муниципальных нужд.

Еще не приняты, но для общественного обсуждения размещены проекты постановлений Правительства РФ:

  • об установлении требований к порядку формирования, утверждения и ведения планов госзакупок для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, а также требований к форме планов закупок;
  • об утверждении единых требований к региональным и муниципальным информационным системам в сфере госзакупок;
  • об утверждении требований к форме банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе;
  • об утверждении Порядка оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельных величин значимости критериев.

Также Правительство РФ определит порядок обоснования госзакупок, правила нормирования, порядок проведения совместных конкурсов и аукционов и т. д., иначе полноценно применять Закон о контрактной системе с 2014 года не получится.

Особо выделим вопрос создания контрактной службы заказчика. Минэкономразвития России разработало проект типового положения (регламента) о контрактной службе, но он еще не утвержден Правительством РФ. Как тогда организовать контрактную службу заказчика?

Контрактная служба заказчика или контрактный управляющий?

Согласно статье 38 Закона о контрактной системе, учреждения, заключающие контракты на госзакупки по плану-графику в совокупности более чем на 100 млн руб. в год, создают контрактные службы заказчика.

Если годовой объем госзакупок заказчика не превышает 100 млн руб. и в учреждении отсутствует контрактная служба заказчика, назначается должностное лицо, ответственное за осуществление одной или нескольких госзакупок, включая исполнение каждого контракта на госзакупки, – контрактный управляющий.

Контрактная служба заказчика: готовим регламент

На контрактную службу заказчика (контрактного управляющего) в силу пункта 4 статьи 38 Закона о контрактной системе возлагаются, в частности, следующие функции:

  • разработка планов госзакупок и плана-графика, размещение их в ЕИС;
  • проведение закупок, в том числе заключение контрактов на госзакупки;
  • участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подготовка материалов для выполнения претензионной работы;
  • организация консультаций с поставщиками для определения состояния конкурентной среды и выбора наилучших решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 3 статьи 38 Закона о контрактной системе, контрактная служба заказчика действует в соответствии с положением (регламентом), составленным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере госзакупок.

Можно воспользоваться положениями проекта типового регламента, разработанного Минэкономразвития России, для предварительной подготовки собственного документа.

Контрактная служба заказчика: у работников должно быть образование

Статьей 9 Закона о контрактной системе определен принцип профессионализма заказчиков. Он предусматривает, что к работе в контрактной службе заказчика и в качестве контрактных управляющих привлекаются квалифицированные специалисты, обладающие теоретическими знаниями и навыками в сфере госзакупок.

Учреждениям нужно будет поддерживать и повышать уровень квалификации и профессионального образования контрактных управляющих и работников контрактной службы заказчика, в том числе с помощью программ дополнительного образования или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством РФ. Однако где взять работников с высшим или дополнительным образованием в области контрактов на госзакупки? В настоящее время вузы и учреждения дополнительного образования в необходимом количестве их не готовят.

Минобрнауки России планирует выпустить методические рекомендации по программам дополнительного профессионального образования в рамках формирования системы подготовки специалистов в сфере закупок.

В любом случае, прежде чем направить работника на обучение по уже существующим программам дополнительного образования, рекомендуется ознакомиться с лицензией образовательного учреждения и выяснить, какие образовательные программы оно вправе вести.

Ознакомиться с лицензиями и программами образования можно на сайте Рособрнадзора в разделе «Сводный реестр лицензий».

В учреждениях, где закупок много и создается контрактная служба заказчика, вопрос недостаточной квалификации работников особенно актуален. Во-первых, нужно сразу несколько специалистов по госзакупкам, во-вторых, каждому из них нужно быть по совместительству еще юристом, бухгалтером, экономистом или иным узким специалистом.

Учреждениям поможет то обстоятельство, что в соответствии с переходным положением до 1 января 2016 года работником контрактной службы заказчика или контрактным управляющим может быть сотрудник с высшим или дополнительным образованием в сфере размещения заказов. То есть специалист по действующему до конца 2013 года Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Следовательно, нужные кадры до конца 2013 года можно выбрать среди действующих специалистов по госзаказу – или на стороне, или, при их наличии, в самом учреждении.

Контрактная служба заказчика: если решено не увеличивать штатное расписание

Один из возможных путей решения проблемы формирования контрактной службы заказчика в условиях дефицита кадров – определить ответственными за госзакупки действующих работников учреждения. В этом случае следует издать соответствующий приказ, а также отразить в должностных инструкциях и закрепить в трудовых договорах дополнительные обязанности сотрудников.

Изменение условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, регламентирует статья 74 Трудового кодекса РФ. Если по этим причинам условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях условий трудового договора и причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

Cотрудник отказался от обязанностей контрактного управляющего

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую работу в учреждении (как соответствующую квалификации работника, так и нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При отсутствии такой работы или отказе сотрудника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

Общественный контроль госзакупок

В заключение скажем, что планируется усовершенствовать общественный контроль государственных расходов, закупок и инвестиций.

Минэкономразвития России, Минфин России, ФАС России до 1 апреля 2014 года представят предложения по развитию инструментов эффективного общественного контроля и экспертного сопровождения государственных и муниципальных закупок, расходов и инвестиций. Учреждениям, планирующим крупные закупки, надо учитывать этот нюанс в будущем.

Также смотрите:
– Контрактная система закупок
– Госзакупки и закон о контрактной системе
– Основные нововведения Закона о контрактной системе

Статья опубликована в журнале «Учет в бюджетных учреждениях», 2013, № 11

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Наш сайт для тех, кто рассчитывает зарплату в учреждениях госсектора

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль