Все актуальные новости Бесплатно у вас на почте
Подпишитесь и управляйте уверенно! Регистрация или
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неизвестная почта или логин
Неверный пароль
Введите пароль

Журнал для практиков о налогах и учете

Учетная политика бюджетного учреждения 2014

  78059   

, эксперт по бюджетному учету, к.э.н.

Утверждение учетной политики бюджетного учреждения

Учетную политику 2014 необходимо утвердить на 31 декабря 2013 года. Рассмотрим, какие основные нововведения нужно учесть при составлении учетной политики бюджетного учреждения. В частности, когда вносить изменения в рабочий план счетов, как описать методы оценки имущества и обязательств и порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, как регламентируется внутренний финансовый контроль, как отразить порядок списания затрат в учетной политике бюджетного учреждения 2014, а также на какие нормы Инструкция по бюджетному учету № 157н обратить особое внимание.

Учетная политика – один из обязательных внутренних нормативных документов всех экономических субъектов, включая государственные и муниципальные учреждения. Обязательность разработки и утверждения учетной политики бюджетных учреждений установлена нормами пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пункта 6 Инструкции № 157н.

Пунктом 6 Инструкции № 157н также уточнено, что учетная политика бюджетного учреждения формируется, исходя из особенностей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.

Как правило, весь комплекс мероприятий по разработке и утверждению учетной политики бюджетного учреждения проводится при его создании или существенном изменении законодательной и нормативной базы (в частности, при изменении типа учреждения). Впоследствии отдельные элементы учетной политики ежегодно уточняются и корректируются в соответствии с изменениями законодательства, принятием новых или изменением действующих отраслевых и ведомственных нормативных актов. Существенных изменений общего характера в законодательстве в 2013 году не было. Тем не менее, при раскрытии отдельных элементов учетной политики 2014 для целей бухгалтерского учета необходимо учесть нормы некоторых вновь принятых или измененных документов.

Ниже приводятся практические рекомендации по уточнению отдельных элементов учетной политики бюджетного учреждения 2014 применительно к их составу, установленному пунктом 6 Инструкции № 157н:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные формы;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля.

Рабочий план счетов

Состав и структура рабочего плана счетов учреждения определяются отраслевыми особенностями основной и приносящей доход деятельности, составом иных поступлений (субсидий на иные цели, на капитальные вложения, вероятными поступлениями средств во временное распоряжение и т. д.). Поэтому необходимость уточнения этого элемента учетной политики бюджетного учреждения 2014 может быть обусловлена изменением видов деятельности, составом обязательных (бесплатных) и платных услуг, которые учреждение будет оказывать в 2014 году.

Кроме того, изменения рабочего плана счетов учреждения могут понадобиться в связи с внесением изменений в нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет, – Инструкции № 157н и № 174н (в части приложений, содержащих Планы счетов) и Указания по применению бюджетной классификации.

Изменения в инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях в 2013 году не вносились. Однако с высокой степенью вероятности можно предположить, что некоторые поправки могут быть приняты. Подготовленные проекты приказов Минфина России в 2012 году не прошли процедуру регистрации в Минюсте России и не вступили в силу. Изменения нужны для исправления некоторых технических ошибок, допущенных при разработке и утверждении первоначальных вариантов инструкций, а также для уточнения отдельных методологических принципов на основе практического опыта реализации новых (с 2011 года) правил бюджетного учета.

По опыту прошлых лет можно предположить, что соответствующие изменения в приказах Минфина России будут надлежащим образом оформлены уже после 1 января 2014 года. В этом случае придется вносить изменения в уже утвержденную учетную политику. Как правило, проекты подобных нормативных актов публикуются на официальном сайте Минфина России по факту их направления на регистрацию в Минюст России. То есть, соответствующие изменения в рабочий план счетов учреждения можно подготовить и заранее. Однако утверждать локальным нормативным актом такие изменения до официального вступления в силу приказов Минфина России неправомерно. Кроме того, следует считаться с вероятностью того, что окончательный текст приказов может быть существенно изменен на этапе их регистрации.

Для учреждений, использующих средства ФФОМС России, важно, что с 2014 года схема финансирования расходов за счет этого источника будет изменена. При уточнении состава расходов и структуры рабочего плана счетов по соответствующему КФО могут быть использованы рекомендации, изложенные в письме ФФОМС России от 6 июня 2013 г. № 4509/21-и.

Классификация расходов

Указания по применению бюджетной классификации в новом финансовом году вновь будут действовать в новой редакции (приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). Причем, как следует из преамбулы Указаний № 65н, новые требования нужно учитывать уже на стадии формирования бюджетов и иных плановых документов на 2014 год.

Для целей формирования рабочего плана счетов учреждения существенное значение имеет раздел Указаний, содержащий коды КОСГУ. Изменения, внесенные в этот раздел, можно считать минимальными. В основном поправки касаются вопросов учета операций со средствами ФФОМС России, состава расходов образовательных учреждений (в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), а также учета некоторых видов штрафов (в связи с введением в Бюджетном кодексе РФ новых глав, регулирующих порядок применения санкций по бюджетным нарушениям).

Вместе с тем, для организации аналитического учета существенное значение имеет состав видов расходов, также включаемых в отдельный раздел Указаний. Этот раздел претерпел более существенные изменения по сравнению с действующим перечнем видов расходов. Поэтому для целей аналитического учета и для целей планирования в рамках корректировки учетной политики бюджетного учреждения необходимо уточнить состав расходов, отражаемых по конкретным видам. При этом особое внимание следует уделить расходам, с отнесением которых к определенному виду в 2013 году возникали трудности (в частности, 242 и 244).

Необходимость уточнения или переработки методов организации и ведения аналитического учета может быть обусловлена и весьма вероятным переходом к программно-целевому планированию и исполнению бюджетов. Такой переход был продекларирован Минфином России еще в 2012 году, в 2013-м определенные изменения были внесены в Бюджетный кодекс РФ, но подзаконные нормативные акты, регулирующие порядок реализации новых требований на уровне экономического субъекта (учреждения) пока не разработаны. Возможно, соответствующие инструкции или Методические рекомендации будут утверждены до конца 2013 года.

Оценка имущества и обязательств

Методы оценки имущества и обязательств в бюджетном учете, как правило, не предполагают выбора из двух и более вариантов. Поэтому в учетной политике бюджетного учреждения достаточно воспроизвести соответствующие требования документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в учреждениях. Этот раздел нормативного регулирования традиционно наиболее консервативен и изменяется крайне редко.

При разработке учетной политики на 2014 год может возникнуть необходимость уточнения подходов к оценке некоторых видов нефинасовых активов в связи с изменениями в налоговом законодательстве. Имеется в виду вероятный переход на уплату налога на недвижимость юридических лиц вместо налога на имущество и земельного налога. При этом предполагается переход на кадастровую оценку объектов недвижимости и непроизведенных активов (земельных участков). В настоящее время налоговая база по указанным налогам определяется на основании данных бухгалтерского учета (а не налогового, как, например, по налогу на прибыль организаций или НДС).

Инвентаризация имущества и обязательств

Корректировка этого элемента учетной политики бюджетного учреждения, как правило, сводится к уточнению состава инвентаризационных комиссий, количества и сроков проводимых инвентаризаций. Состав комиссий изменяется в случае изменения штатной структуры учреждения, кадровых перестановок, а также объемов работ, проводимых в рамках инвентаризационных мероприятий. Существенных корректив законодательных и нормативных актов относительно количества и сроков проведения инвентаризаций в 2013 году не было. Вместе с тем, в учреждениях отдельных отраслей, весьма вероятно, потребуются дополнительные инвентаризации.

В частности, в образовательных организациях может потребоваться уточнение состава нефинансовых активов, используемых в основной и в приносящей доход деятельности в связи с реализацией требований нового Закона об образовании, в научной сфере вероятна ликвидация или реорганизация отдельных научных учреждений в связи с реформой Российской академии наук и созданием Федерального агентства научных организаций.

Обработка учетной информации

Если в деятельности учреждения не возникло обстоятельств, обуславливающих необходимость изменения технологии обработки учетной информации (изменение штатной структуры, изменение обязанностей отдельных подразделений или должностных лиц, переход на иные методы обработки информации), данный элемент учетной политики бюджетного учреждения не корректируется.

Наиболее вероятное направление перемен – изменение порядка оформления некоторых документов (прежде всего, налоговых деклараций, которые с 2014 года, в общем случае, нужно представлять только в электронном виде) в связи со вступлением в силу с 1 июля 2013 года Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Изменения могут представлять собой включение норм, регулирующих применение вновь оформленной электронной подписи, или новый порядок оформления документов в связи с заменой электронной цифровой подписи электронной подписью.

Формы первичных (сводных) учетных документов

Как правило, при раскрытии данного элемента учетной политики не только утверждаются неунифицированные формы учетных документов, но и приводится перечень унифицированных форм, используемых в учреждении.

В связи с этим следует иметь в виду, что в настоящее время на регистрации в Минюсте России находится приказ Минфина России, предполагающий внесение ряда изменений в Инструкцию № 173н. Кроме того, если соответствующие поправки вступят в силу, количество неунифицированных форм может быть сокращено.

Внутренний финансовый контроль

Этот элемент учетной политики бюджетного учреждения может потребовать корректировок из-за структурных изменений в регулировании деятельности учреждений отдельных отраслей (образования, науки и здравоохранения). При этом понадобится уточнить состав контрольных мероприятий, направления проверок, сроки их проведения и порядок реализации выявленных нарушений или отступлений от новых законодательных требований.

Также уточнение организации внутреннего финансового контроля может понадобиться в связи с расширением расчетов учреждений с применением корпоративных банковских карт (регулирование порядка хранения и выдачи карт, отчетность о произведенных расходах, контроль целевого характера затрат и т. п.).

Порядок списания затрат

Еще один элемент учетной политики бюджетного учреждения (не указанный в типовом перечне элементов из пункта 6 Инструкции № 157н), который может подвергнуться существенному пересмотру, – это порядок списания затрат в рамках основной и приносящей доход деятельности учреждения.

В настоящее время затраты при оказании платных услуг формируют себестоимость услуг, а расходы в рамках основной деятельности, как правило, списываются непосредственно на счета учета расходов (аналитические счета, открытые к счету 440120000). Действующие нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат запрета или каких-либо ограничений по формированию себестоимости услуг, оказываемых в рамках основной деятельности. Поэтому учреждение при разработке или уточнении учетной политики 2014, в принципе, может установить единый порядок учета затрат для обоих видов деятельности. Разница будет только в порядке списания затрат – расходы по основной деятельности будут списываться на соответствующие счета, открытые к счету 040120000, а не в дебет счета 040110130. С другой стороны, документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и не обязывают учреждения формировать себестоимость услуг по основной деятельности. В 2012 году предполагались соответствующие изменения в Инструкцию № 174н, но, как отмечалось выше, приказ Минфина России с изменениями не был своевременно зарегистрирован. Возможно, аналогичная попытка изменения нормативного регулирования учета затрат будет предпринята в конце 2013 года. Если подобные поправки будут внесены, учреждения, сейчас использующие способ прямого списания расходов, будут вынуждены скорректировать рабочий план счетов и приложение (отдельный раздел) учетной политики, регулирующее порядок учета затрат.

Отраслевая специфика в формировании учетной политики

Скорее всего, с определенными трудностями в части уточнения порядка учета расходов столкнутся учреждения тех отраслей, где в 2013 году было значительно изменено законодательное регулирование, – образования, науки и здравоохранения.

В образовательных учреждениях, по нашему мнению, наиболее существенны будут затруднения, связанные с формированием себестоимости платных услуг. Сейчас действуют только общие правила, определенные нормами статьи 65 Закона об образовании, а также несколькими письмами Минобрнауки России, не носящими нормативного характера. Поэтому, если до конца 2013 года соответствующая нормативная база не будет сформирована, при уточнении учетной политики образовательных учреждений нужно будет руководствоваться прямыми нормами законодательства и исходить из общеметодологических принципов бухгалтерского учета. Основная сложность, по нашему мнению, может быть связана с порядком отнесения или распределения затрат на содержание имущества, а также отдельных видов услуг. Часть подобных расходов – это расходные обязательства субъектов РФ или органов местного самоуправления. Поэтому представляется необходимым согласование с учредителем порядка принятия к учету отдельных видов расходов.

В учреждениях здравоохранения, по нашему мнению, могут использоваться рекомендации упомянутого письма ФФОМС России от 6 июня 2013 г. № 4509/21-и.

О каком-либо нормативном регулировании деятельности научных учреждений (в части организации и ведения бухгалтерского учета расходов в рамках деятельности за счет средств субсидий и в рамках приносящей доход деятельности) говорить пока рано, так как вновь созданное Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) сейчас находится в стадии формирования. Тем не менее, до конца 2013 года, скорее всего, будут предприняты определенные действия по регулированию работы научных учреждений, прямо подпадающих под законодательство о реформе Российской академии наук или каким-либо образом связанных с грядущими изменениями. Нормативная база для перестроения отношений (в том числе имущественных и финансовых) в сфере науки начнет формироваться уже с начала 2014 года.

Также смотрите:
– Учетная политика 2014: рекомендации и программа-составитель
– подписка на журнал и доступ к новым сервисам

Поделиться с коллегами
Подписка на новости

Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на наш сайт!

Чтобы не пропустить ни одной важной бухгалтерской новости, подпишитесь на еженедельную новостную рассылку.




Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе

    Кто в вашем учреждении работает на портале поставщиков и занимается подготовкой документов для заключения государственного (муниципального) контракта?


Результаты

Статьи у наших коллег
Пожалуйста, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь

Вы сможете продолжить чтение этого материала. А также получите доступ к сервисам для постоянных посетителей сайта.

У меня есть пароль
напомнить
Информация отправлена на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль