Типовое положение о закупке: практическое применение

17325
Бурков Александр Владимирович
ведущий аналитик Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ
Образовательным организациям надо разработать, утвердить и разместить в интернете Положение о закупке. Речь идет о бюджетных учреждениях, которые хотят проводить закупки по нормам Закона № 223‑ФЗ. В помощь им Минобрнауки России разработало Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг. Рассмотрим, как его применить на практике. Ситуацию комментирует эксперт по госзакупкам, автор журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Типовое положение о закупке для учреждений

Образовательным организациям надо разработать, утвердить и разместить в интернете Положение о закупке. Речь идет о бюджетных учреждениях, которые хотят проводить закупки по нормам Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. В помощь им Минобрнауки России разработало Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг (приведено в письме от 16 января 2014 г. № ДЛ-21/03). Рассмотрим, как его применить на практике. Ситуацию комментирует эксперт по госзакупкам, автор журнала «Учет в бюджетных учреждениях» Александр Бурков.

Основные требования к Положению о закупке

В случае если бюджетное учреждение принимает самостоятельное решение о выводе части своих закупок из области применения Закона о контрактной системе (Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ), оно направляет собственный вариант Положения о закупке на утверждение своему учредителю. Таково требование пункта 6 части 3 статьи 2 Закона № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Утвержденное Положение должно быть опубликовано на официальном сайте для информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг до 1 апреля 2014 года.

Информация о закупке по нормам Закона № 223-ФЗ размещается на официальном сайте в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908.

Такова организационная сторона проблемы. Практика разработки аналогичных документов юридическими лицами, на которые распространяются требования Закона № 223‑ФЗ (в том числе автономными учреждениями, ГУП и МУП), а также опыт проведения проверок закупочной деятельности таких лиц органами антимонопольного регулирования и прокуратуры представляет собой очень интересный предмет самостоятельного развернутого исследования. В данной статье речь пойдет исключительно о предлагаемом шаблоне Положения о закупке.

Сами по себе требования Закона № 223‑ФЗ к Положению о закупке крайне ограниченны. Статья 2 Закона № 223‑ФЗ «Правовая основа закупки товаров, работ, услуг» по своей сути устанавливает, что Положение о закупке – документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и  содержит:

  • порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки);
  • условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров.

Все иное включается в Положение на усмотрение заказчика. Разумеется, Положение о закупке не может противоречить крайне немногочисленным ограничительным требованиям Закона № 223‑ФЗ.

Структура Типового положения о закупке

Типовое положение состоит из семи разделов и приложения:

I. Общие положения.
II. Порядок подготовки процедур закупки.
III. Способы закупки и условия их использования.
IV. Требования к участникам закупки.
V. Содержание извещения о закупке и документации о закупке.
VI. Порядок проведения процедур закупки.
VII. Порядок заключения и исполнения договора.
В приложении к Типовому положению содержится порядок оценки заявок на участие в конкурсе и запросе предложений.

Прокомментируем каждый из разделов.

Раздел I Типового положения о закупке
«Общие положения»

В Типовом положении о закупке этот раздел воспроизводит нормы статьи 15 Закона о контрактной системе для бюджетных учреждений. То есть в нем перечислены случаи, когда положения Закона № 223‑ФЗ для таких учреждений применимы в принципе.

Раздел II Типового положения о закупке
«Порядок подготовки процедур закупки»

Он также начинается с перечисления общих норм Закона № 223‑ФЗ в части необходимости размещения планов закупок (обычного и инновационного), потом сразу переходит к теме создания закупочных комиссий без объяснения смысла этих действий. На практике закупочные комиссии создаются для реализации принципа коллегиальности принятия тех или иных решений (в комментируемом документе нет ни определения целей закупок, ни перечня решаемых задач для достижения поставленных целей, ни принципов решения этих задач).

Раздел III Типового положения о закупке
«Способы закупки и условия их использования»

Здесь перечислены, по сути,  те же способы, что и в Законе о контрактной системе. При этом порядок применения способов поставлен в зависимость от начальной цены контракта (проектом пороговые значения не определены).

Отсутствует важный акцент на приоритет торговых процедур (конкурса и аукциона). Разделение предметов закупки на простые (закупка аукционом или запросом цен) и сложные (закупка конкурсом или запросом предложений) не конкретизировано.

Полностью отсутствуют правила описания объекта закупки (частый предмет нареканий к заказчику на ограничение конкуренции со стороны контролирующих органов).

Раздел IV Типового положения о закупке
«Требования к участникам закупки»

По сути, это копия аналогичного раздела Закона о контрактной системе, но с важной оговоркой. Непонятен перечень случаев закупки, допускающих применение дополнительных требований к участнику (квалификация, репутация), и порядок подтверждения участником соответствия таким требованиям (это касается и обязательных требований).

Раздел V Типового положения о закупке
«Содержание извещения о закупке и документации о закупке»

Этот раздел добросовестно воспроизводит положения статьи 4 «Информационное обеспечение закупки» Закона № 223‑ФЗ.

Раздел VI Типового положения о закупке
«Порядок проведения процедур закупки»

Этот раздел заявлен чисто номинально. В нем перечислены случаи закупок:

  1. закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  2. закупка путем проведения запроса цен;
  3. закупка путем проведения запроса предложений;
  4. закупка путем проведения аукциона;
  5. закупка путем проведения конкурса;
  6. закрытые процедуры закупки.

Практически можно говорить только о перечислении конкретных случаев закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. Комментарии к иным способам излишни. Достаточно сказать, что порядок проведения открытого конкурса (самой сложной процедуры) изложен на двух страницах, то есть фактически присутствует только заголовок.

Раздел VII Типового положения о закупке
«Порядок заключения и исполнения договора»

Формально этот раздел присутствует – в нем приведены основные нормы гражданского законодательства о заключении и расторжении договоров.

Согласно Закону № 223-ФЗ (ч. 1 ст. 4), Положение о закупке и изменения, вносимые в него, размещаются в единой информационной системе не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения.

Практическое применение Типового положения о закупке

На основании анализа Типового положения, предложенного Минобрнауки России, можно сделать следующие выводы.

У подведомственных Минобрнауки России бюджетных учреждений, скорее всего, выбора нет – им придется воспользоваться Типовым положением о закупке. Но это понятно – лучше утвердить хоть что-то, чем потерять право применять в 2014 году нормы Закона № 223‑ФЗ, которые существенно отличаются от норм Закона о контрактной системе. Тем более, потом Положение о закупке можно доработать и изменить.

Иным учреждениям советую обратиться к методическим разработкам типовых положений. Это лучше, чем брать за основу явно недоработанный документ. Вместо рекомендаций по изменению имеющегося Типового положения о закупке усилия лучше направить на разработку нового (времени уйдет меньше).

Смотрите специальную подборку «Закупки 2014», включающую нормативные и методические материалы по Закону о контрактной системе и закону № 223-ФЗ, а также разработанное экспертами Положение о закупке.
Подборка материалов и Положение о закупке доступны всем зарегистрированным читателям.

Макет Положения о закупке публикуется для ознакомления. Он разрабатывался для «отдельных видов юридических лиц», к которым бюджетные учреждения ранее не относились. Кроме того, он не идеален, поскольку каждому учреждению нужно учитывать свои нюансы закупочной деятельности. В то же время любой грамотный юрист сможет легко актуализировать и адаптировать текст к специфике учреждения. Цель публикации этого Положения о закупке – представление читателям приемлемого для использования формата рассматриваемого документа.

Также смотрите:
– Что учесть при разработке положения о закупках
– Размещение планов-графиков 2014
– Контрактная система закупок
– Госзакупки и закон о контрактной системе

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 23.91%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.7%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.39%
  • Над налоговой отчетностью 23.91%
результаты

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров образовательных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль