Закупки по Закону № 223-ФЗ

31926
Шавылина Юлия Александровна
заместитель руководителя Экспертно-консультационного центра Института госзакупок
Бюджетные учреждения могут совершать часть закупок по нормам Закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Однако в этом случае им нужно публиковать определенную отчетность. Рассмотрим преимущества закупок по нормам этого закона, а также возможные сложности, которые могут возникнуть при его применении.

Юлия Шавылина, заместитель руководителя Экспертно-консультационного центра Института госзакупок

Закупки не по Закону о контрактной системе: решаем проблемы

У бюджетных учреждений есть возможность совершать часть закупок по нормам Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Однако в этом случае им нужно размещать на официальном сайте определенную отчетность по закупкам. О преимуществах закупок по нормам Закона № 223-ФЗ, а также возможных сложностях его применения – в этой статье.

«Госзакупки в учреждениях» – первый журнал о госзакупках. Скачайте бесплатно пилотный номер здесь.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 № 396-ФЗ в Закон № 223-ФЗ были внесены поправки, которые, несомненно, меняют практику его применения. Часть изменений носит редакционный характер. Например, слова «официальный сайт» заменили словами «единая информационная система», а ссылки на Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ заменили ссылками на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе). Другая часть поправок имеет более существенное значение. В первую очередь, в состав заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, включили бюджетные учреждения (п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ). Кроме того, определили, что если заказчиком выступает бюджетное учреждение, то Положение о закупке утверждает орган, исполняющий функции и полномочия его учредителя (п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Условия для применения Закона № 223-ФЗ

Бюджетные учреждения могут совершать часть закупок по нормам Закона № 223-ФЗ. Так позволяет поступить часть 2 статьи 15 Закона о контрактной системе. Для реализации своего права в 2014 году бюджетному учреждению нужно:

  1. разработать Положение о закупке (ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе);
  2. направить его на утверждение учредителю (п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ);
  3. разместить утвержденное Положение о закупке до 1 апреля 2014 года на официальном сайте (ч. 25 ст. 112 Закона о контрактной системе).

До размещения указанного Положения все закупки бюджетные учреждения проводят в соответствии с Законом о контрактной системе.

Закон № 223-ФЗ и проблемы с учредителями

В настоящее время основной проблемой для бюджетных учреждений стало отсутствие желания учредителя утвердить Положение о закупке. Иногда причинами такого нежелания становятся объективные факторы. Бывает, что «внебюджетные» средства бюджетное учреждение тратит на выплату заработной платы и премирование сотрудников либо направляет на софинансирование коммунальных платежей. При этом закупки иных товаров, работ, услуг за счет указанных средств не проводятся или ведутся в малом объеме. Следовательно, разработка и утверждение Положения о закупке для такого бюджетного учреждения бессмысленны. Либо оно ему попросту не нужно (нет предмета регулирования), либо возможные трудозатраты бюджетного учреждения в связи с применением двойного режима закупок могут быть несопоставимы с общим эффектом от принятия соответствующего решения.

Иногда имеет место субъективизм: учредители боятся потерять контроль над такими закупками либо взять на себя ответственность за содержание Положения о закупке, не вникая в особенности правового положения бюджетного учреждения.

Закупки по Закону № 223-ФЗ

Преимущества закупок по Закону № 223-ФЗ

Напомним, что у бюджетных учреждений с 1 января 2011 года изменился порядок финансирования деятельности. Случилось это благодаря реформе государственных (муниципальных) учреждений, начало которой положил Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Основной идей этого закона было сужение круга получателей бюджетных средств за счет изменения статуса бюджетных учреждений и перевод таких учреждений на принцип самоокупаемости.

В связи с этим гарантированное бюджетное финансирование по смете для таких учреждений было заменено субсидиями, выделяемыми на выполнение государственного (муниципального) задания. Дополнительно бюджетные учреждения были наделены правом заниматься деятельностью, приносящей доход. Причем поступления от этой деятельности в полном объеме остаются в распоряжении учреждения. Государство перестало нести субсидиарную ответственность по долгам бюджетного учреждения. Бюджетные учреждения по своему статусу приблизились к автономным учреждениям и перестали быть получателями бюджетных средств.

Соответственно, эффективность деятельности бюджетного учреждения теперь напрямую зависит от его конкурентоспособности. А на нее, в свою очередь, влияют различные факторы, в том числе режим закупок товаров, работ, услуг, необходимых бюджетному учреждению для ведения платных видов деятельности.

Закон № 223-ФЗ обладает определенными преимуществами перед Законом о контрактной системе. Несмотря на определенную формализацию закупочного процесса, Закон № 223-ФЗ позволяет бюджетным учреждениям сохранить конкурентоспособность, не парализовать свою деятельность и оправдать трудозатраты, связанные с применением двойного режима закупок. Вот несколько таких преимуществ:

1. Гибкое планирование. Планирование, по общему правилу, ведется только на один год, обосновывать закупки не требуется, план может быть изменен в любой момент и по любой причине.

2. Можно закупать продукцию с указанием в техническом задании конкретных товарных знаков без добавления слов «или эквивалент».

3. Медицинские организации могут закупать лекарственные средства по их торговым наименованиям, а не по международному непатентованному наименованию (МНН).

4. Не требуется обосновывать начальную (максимальную) цену договора.

5. Можно установить квалификационные требования к участникам закупок, исключить из числа потенциальных поставщиков недобросовестные организации.

6. Можно придумать свою систему способов закупок и случаи применения каждого из них. Вместо электронных аукционов, например, провести электронный конкурс или электронный запрос предложений.

7. Заказчик сам устанавливает критерии и порядок оценки и сопоставления заявок, в том числе может установить значимость критерия «качество и квалификация» выше значимости критерия «цена».

8. Можно ввести в число оснований закупки у единственного поставщика исключенные из Закона о контрактной системе случаи закупки в качестве генерального подрядчика (генерального исполнителя) по контракту или договору и закупки за счет грантов, срочные непредвиденные закупки, закупки по результатам несостоявшихся процедур.

9. Можно вносить изменения в заключенный с победителем договор: продлить сроки, увеличить цену, изменить объем и т.  д.

Эти преимущества, правильным образом отраженные в Положении о закупке, позволят бюджетному учреждению создать условия для своевременного и полного обеспечения потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективно расходовать денежные средства.

Иногда имеет место субъективизм: учредители боятся потерять контроль над такими закупками либо взять на себя ответственность за содержание Положения о закупке, не вникая в особенности правового положения бюджетного учреждения.

Закупки по Закону № 223-ФЗ

Отчетность по закупкам по Закону № 223-ФЗ

Вернемся к поправкам, внесенным в Закон № 223-ФЗ. Помимо прочего ими установлены новые правила отчетности по закупкам.

Текущая отчетность по закупкам

В ежемесячную отчетность, предусмотренную частью 19 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, помимо прочего, с 1 января 2014 года необходимо включать сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить:

  • особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, проводимой отдельными заказчиками;
  • обязательный для этих заказчиков годовой объем закупки у таких субъектов;
  • порядок расчета указанного объема;
  • форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

До выхода акта, определяющего порядок проведения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, ежемесячный отчет в соответствующей строчке будет содержать значение «0». При этом сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, всегда размещаются заказчиком на официальном сайте. В том числе тогда, когда в отчетном месяце полностью отсутствовали факты заключения соответствующих договоров (в данном случае заказчик проставляет в отчете «0»). Отсутствие отчета считается фактом неразмещения на официальном сайте требуемой информации, а не декларацией заказчика об отсутствии в отчетном месяце заключенных договоров.

Впервые такую отчетность нужно было разместить на официальном сайте до 10 февраля 2014 года всем заказчикам, проводящим закупки по Закону № 223-ФЗ, в том числе бюджетным учреждениям, утвердившим Положение о закупке в январе 2014 года. Если учреждение приняло Положение о закупке в феврале или в марте 2014 года, то обязанность отчитываться об осуществленных закупках в соответствии с частью 19 статьи 4 Закона № 223-ФЗ наступает с начала марта или апреля 2014 года.

Будущая отчетность по закупкам

Еще одна обязанность, предусмотренная частью 21 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, появится у заказчиков с 1 января 2016 года. Необходимо будет разместить в единой информационной системе данные о годовом объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства. Срок – не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.

Часть 8.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ начнет действовать также с 1 января 2016 года. Согласно ей, Положение о закупке заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года может быть признано неразмещенным в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ. Заказчику в таком случае придется руководствоваться положениями Закона о контрактной системе. Подобное может произойти, если заказчик:

  • не выполнил обязанность по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ;
  • разместил недостоверную информацию о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенную в отчет;
  • не разместил указанный отчет в единой информационной системе.

Важно запомнить

Для учреждений возможна организация закупок не только в рамках Закона о контрактной системе, но и по Закону о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Порядок заключения и исполнения договоров в 2014 году остается неизменным. При этом с 1 января 2015 года устанавливается обязанность заказчиков направлять сведения о заключенных ими договорах в реестр договоров, который будет вести Федеральное казначейство. Порядок ведения указанного реестра будет отдельно установлен Правительством РФ.

Также смотрите:

- Закупка до 100 тыс. рублей по Закону № 223-ФЗ
– видеозапись вебинара о закупках по Закону № 223-ФЗ
(доступ для подписчиков журнала)
– Закупки 2015: специальная подборка материалов, включая образец Положения о закупке
(доступ для зарегистрированных читателей)
– Типовое положение о закупке: практическое применение
– Что учесть при разработке положения о закупках
– Правила закупок 2015
– Реестр договоров по Закону № 223-ФЗ

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 22.92%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.33%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 68.75%
  • Над налоговой отчетностью 22.92%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль