Полугодовая бюджетная и налоговая отчетность

21193
Захарьин Владимир Реонадович
эксперт по бюджетному учету, к.э.н.
Рассмотрим правила, по которым учреждениям нужно представлять полугодовую бюджетную отчетность, а также налоговую отчетность.

Владимир Захарьин, эксперт по бюджетному учету, к.э.н.

Полугодовая бюджетная отчетность

Полугодовую бюджетную отчетность учреждения можно отнести к квартальной отчетности. При составлении бухгалтерской отчетности учреждения руководствуются Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 года № 33н (далее – Инструкция № 33н).

Единые сроки представления квартальной отчетности Инструкцией № 33н не установлены. Эти сроки определяет учредитель (п. 6 Инструкции № 33н) – как правило, в соответствии с периодом подачи отчетности распорядителями и главными распорядителями бюджетных средств (с тем, чтобы на соответствующем уровне было время для обобщения данных, полученных от нижестоящих субъектов учета).

Подробно об общих правилах составления и представления квартальной отчетности смотрите в материале «Квартальная отчетность бюджетного учреждения».

Состав квартальной отчетности, представляемой учреждениями, нормами Инструкции № 33н отдельно не установлен. По совокупности требований Инструкции № 33н можно сделать вывод, что квартальная отчетность представляется, как минимум, в составе следующих форм:

  • Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
  • Сокращенная Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760);
  • Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779);
  • Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738).

Бюджетная отчетность и изменения в Инструкции № 33н

Минфин России внес изменения в Инструкцию № 33н. Новации можно условно разделить на три группы.

Технические изменения в Инструкции № 33н

В текст Инструкции № 33н вносится ряд корректировок, обусловленных необходимостью унификации этого документа и терминологии законодательных и нормативных актов бухгалтерского учета с учетом последних изменений. К их числу относится замена термина «хозяйствующие субъекты» на термин «экономические субъекты», а также кодов ОКАТО на коды ОКТМО. Новым абзацем пункта 5 Инструкции № 33н уточнено, что отчетность включает показатели деятельности всех подразделений учреждения, независимо от места их нахождения.

Уточнения при составлении бухгалтерской отчетности

В справке по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) уточнена формулировка пунктов 27 и 28 Инструкции № 33н. Указано, что соответствующие показатели по кодам КОСГУ 241 и 180 отражают головное учреждение и подведомственные ему обособленные подразделения (филиалы), имеющие статус юридического лица.

В Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) изменен порядок отражения данных по строкам 831 и 832. Если ранее графа 8 в этих строках не заполнялась, то после вступления изменений в силу в указанной графе будут отражаться, соответственно, суммы увеличения и уменьшения расчетов в части операций по оплате принятых учреждением денежных обязательств. Их нужно будет указывать в сумме некассовых операций, в разрезе видов поступлений (выплат), предусмотренных плановыми назначениями на текущий (отчетный) финансовый год. Данные будут отражаться по оборотам соответствующих сторон (кредиту и дебету) счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» в корреспонденции со счетами расчетов по поступлениям (выплатам).

Весьма существенные изменения вносятся в порядок формирования данных отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738). Уточнено, что Отчет будет представляться ежеквартально – по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным (ранее обязательным было представление Отчета только за полугодие и за год).

Полностью изменен текст пункта 47 Инструкции № 33н. Если до этого он гласил, что показатели по состоянию на 1 января отражаются без учета операций по закрытию года, то измененная редакция содержит только общее правило, в соответствии с которым показатели Отчета формируются на основании данных о принятых и исполненных обязательствах, подлежащих исполнению в отчетном финансовом году.

В новой редакции абзаца девятого пункта 48 Инструкции № 33н уточнено, что при указании данных в графе 9 Отчета не учитываются суммы возврата исполнения денежных обязательств, произведенного в прошлом финансовом году. Кроме того, введено дополнительное требование: в той же графе теперь следует отражать информацию по исполнению денежных обязательств без движения средств учреждения. При этом не уточнено, имеется ли в виду движение денежных средств учреждения или любых активов учреждения. По нашему мнению, новая норма касается только некассовых операций, так как исполнение денежных обязательств без движения стоимости активов учреждения на практике вряд ли возможно (в частности, при погашении обязательств путем зачета взаимных требований происходит выбытие дебиторской задолженности, которая также относится к активам экономического субъекта).

Новый порядок составления форм бюджетной отчетности по Инструкции № 33н

В форму Баланса вводится дополнительная строка 626, по которой будет отражаться сальдо по счетам 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов». Соответствующие поправки внесены в пункт 20 Инструкции № 33н.

В составе промежуточной (в том числе, полугодовой) отчетности Пояснительная записка представляется в сокращенном составе – только текстовая часть и сведения об остатках денежных средств учреждения. Прочая информация в составе полугодовой отчетности может быть представлена в случае, если это прямо определено учредителем.

Начиная с годовой отчетности в состав Пояснительной записки вводится новая форма «Сведения о результатах деятельности учреждения при исполнении государственного (муниципального) задания (ф. 0503762). Информация в приложении будет содержать обобщенные данные за отчетный период о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения при исполнении государственного (муниципального) задания. Форма будет включаться в состав Пояснительной записки, представляемой главному распорядителю средств бюджета, который субсидирует выполнение государственного (муниципального) задания.

Также уточнен порядок представления информации о контрольных мероприятиях и отражения результатов инвентаризации. Кроме того, детализирован порядок показателей строк «Счета актива баланса, итого», «Счета пассива баланса, итого» раздела 2 «Причины изменений» формы «Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения».

Налоговая отчетность

Под налоговой отчетностью принято понимать совокупность налоговых деклараций и налоговых расчетов авансовых платежей. Также к налоговой отчетности, по нашему мнению, могут быть отнесены иные документы, обязательные к представлению в налоговые органы в установленные сроки и служащие основанием для применения налоговых льгот или освобождения организаций от обязанностей налогоплательщика. Напомним, что в соответствии со статьей 80 Налогового кодекса РФ:

  • налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика (письменное или составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи) об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога;
  • расчет авансового платежа представляет собой заявление налогоплательщика (также письменное или электронное) о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа.

Термин «полугодовая» (как и «квартальная») в отношении налоговой отчетности не применяется. За период, соответствующий первому полугодию календарного года, представляются налоговые декларации и расчеты, которые необходимо подать по конкретному налогу по истечении налогового или отчетного периода, совпадающего с календарным кварталом (в данном случае – первым и вторым) или календарным месяцем (январь – июнь) календарного года.

С учетом сказанного, по итогам полугодия бюджетные учреждения представляют в налоговые органы отчетность по следующим налогам.

При составлении отчетности принять во внимание все важные нюансы помогут материалы электронных книг «Бюджетные учреждения. Годовой отчет», «Автономные учреждения. Годовой отчет», «Казенные учреждения. Годовой отчет». Напомню, что всем подписчикам журнала «Учет в образовании» предоставлен доступ к книгам бесплатно.
Кстати, все оформившие до конца июля подписку на электронный журнал, получат два месяца доступа к нему в подарок.

 

Налоговая отчетность: НДС

В соответствии со статьей 163 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по НДС считается календарный квартал. Согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса РФ налогоплательщики (в том числе налоговые агенты) подают в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию установленного формата в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Кроме того, налоговую декларацию в установленные сроки представляет учреждение, которое по результатам какой-либо операции, освобожденной от НДС, выставило покупателю счет-фактуру. Таков же порядок налоговой отчетности для учреждений, освобожденных от обязанностей налогоплательщика.

По общему правилу, если дата представления налоговой отчетности выпадает на выходной день, такой датой считается следующий рабочий день. В 2015 году 25 июля попадает на субботу. Следовательно, налоговая декларация по НДС представляется не позднее 27 июля 2015 года. Форма декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558@.

Реализационные операции учреждения могут подпадать под действие налоговых льгот согласно пункту 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Однако учреждение вправе по каким-либо причинам принять решение об отказе от льготы. Если налоговая льгота не будет использоваться в третьем квартале 2015 года, нужно подать соответствующее заявление в налоговый орган не позднее 1 июля.

Налоговая отчетность: налог на прибыль

В соответствии со статьей 285 Налогового кодекса РФ отчетными периодами по налогу на прибыль организаций, в общем случае, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Согласно пункту 2 статьи 289 Налогового кодекса РФ налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Исключение сделано для некоторых бюджетных учреждений – театров, музеев, библиотек и концертных организаций. Они отчитываются по налогу на прибыль только по истечении налогового периода. Учреждения, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, также сдают декларацию (упрощенной формы) только по итогам налогового периода.

Налоговую декларацию за отчетный период нужно представить не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего периода. Налогоплательщикам, исчисляющим суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, - не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога. Таким образом, до 28 июля 2015 года учреждения подают налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций. Форма и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600@. Представление учреждениями других форм отчетности по налогу на прибыль за полугодие не предусмотрено.

Налоговая отчетность: налог на имущество

Согласно пункту 2 статьи 379 Налогового кодекса РФ отчетными периодами по налогу на имущество организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. В соответствии с пунктом 1 статьи 386 Налогового кодекса РФ налогоплательщик по истечении каждого отчетного периода представляет налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество в инспекцию по месту нахождения:

  • самого учреждения;
  • каждого его обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • каждого объекта недвижимого имущества, в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога.

Указанные расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество подаются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Декларации по налогу на имущество представляются только за налоговый период (календарный год). Таким образом, не позднее 30 июля 2015 года учреждениям нужно сдать авансовый расчет по налогу на имущество, форма которого утверждена приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895.

Напоминаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 379 Налогового кодекса РФ законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не назначать отчетные периоды. В этом случае авансовый расчет по налогу на имущество организаций представлять не нужно.

Налоговая отчетность: прочие налоги

Учреждения, использующие объекты водных биологических ресурсов по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, до 20 июля 2015 года представляют сведения о количестве объектов водных биологических ресурсов, подлежащих изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова за июнь 2015 года. Соответствующая форма отчетности утверждена приказом ФНС России от 7 июля 2010 г. № ММВ-7-3/320@.

Учреждения, которые уплачивают водный налог за специальное и (или) особое водопользование, также в срок до 20 июля 2015 года подают налоговую декларацию по форме, утвержденной приказом Минфина России от 3 марта 2005 г. № 29н.

Если учреждение ведет торговую деятельность с подакцизными товарами или совершает другие операции, подпадающие под действие главы 22 Налогового кодекса РФ, оно становится плательщиком акцизов. Налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц.

В соответствии с пунктом 5 статьи 204 Налогового кодекса РФ плательщики акцизов представляют в налоговые органы по месту своего нахождения и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения декларацию за налоговый период в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Учреждения, у которых есть свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, отчитываются не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным. Таким образом, до 27 июля 2015 года плательщики акцизов представляют налоговую отчетность по итогам июня. Форма налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, утверждена приказом ФНС России от 14 июня 2011 г. № ММВ-7-3/369@. Учреждения, совершающие операции с прямогонным бензином, к 27 июля представляют налоговую декларацию за апрель 2015 года.

Также смотрите:
– Квартальная отчетность бюджетного учреждения
– Отчетность по НДС 2014
– Льгота по НДС
– Льготы по налогу на прибыль: нулевая ставка
– Декларация по налогу на имущество организаций
– Статистическая отчетность бюджетных учреждений
– Штраф за несвоевременную сдачу декларации

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.15%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.31%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль