Контрактная служба и контрактный управляющий

48838
Беляева Ольга Александровна
ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, д.ю.н.
Указанный в Законе о контрактной системе принцип профессионализма заказчика подразумевает, что закупками занимаются специальные сотрудники учреждения – контрактные управляющие или работники контрактной службы. Когда заказчик обязан создать контрактную службу, а когда достаточно назначить контрактного управляющего? Каков правовой статус специалистов по закупкам, как организуется их работа? Какие квалификационные требования предъявляются к сотрудникам, и как их обучить? Отвечает эксперт.

Организация закупок в учреждении

За осуществление закупок в учреждении отвечают специальные сотрудники – контрактные управляющие или работники контрактной службы.

Контрактная служба или контрактный управляющий?

Одним из принципов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд провозглашен принцип профессионализма заказчиков. Суть его заключается в том, что заказчики ведут закупочную деятельность на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Кроме того, заказчики принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством РФ (ст. 6, 9 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, далее – Закон № 44-ФЗ).

В развитие принципа профессионализма заказчика в ст. 38 Закона № 44-ФЗ закреплены положения, регламентирующие вопросы создания и деятельности контрактной службы. Контрактную службу обязаны создавать не все заказчики, но лишь те из них, чей совокупный годовой объем закупок превышает 100 млн руб. Если же совокупный годовой объем закупок заказчика равен 100 млн руб. или меньше этой суммы, то у заказчика появляется выбор: создавать контрактную службу или назначить контрактного управляющего. Таким образом, контрактный управляющий – это альтернатива контрактной службе. Если контрактной службы нет (при условии, что совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб.), нужно назначить контрактного управляющего, если же контрактная служба у заказчика есть, то контрактного управляющего уже быть не может. Контрактный управляющий в учреждении заказчика может быть только один, а вот сотрудников контрактной службы может быть несколько.

О новых правилах организации закупок читайте в статье «Закон № 140-ФЗ: изменения в Законе о контрактной системе».

Трудовые или гражданско-правовые отношения?

Часто заказчики задаются вопросом о возможности передать функционал контрактной службы (контрактного управляющего) «на сторону», иными словами, привлечь профессионалов по гражданско-правовому договору. Однако такой вариант невозможен, поскольку согласно ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактный управляющий – это должностное лицо заказчика. Сотрудники контрактной службы именуются в Законе № 44-ФЗ «работниками», следовательно, и они связаны с заказчиком именно трудовыми, а не гражданско-правовыми договорами.

Не стоит забывать в связи с этим и о требованиях трудового законодательства РФ. Так, согласно ст. 56 Трудового кодекса РФ работник выполняет определенную трудовую функцию. Следовательно, у каждого работника контрактной службы, а равно и у контрактного управляющего соответствующие функциональные обязанности нужно включить в должностные инструкции. Напомню также, что изменения могут вноситься в должностную инструкцию работника только с его письменного согласия.

Нужно отметить, что «контрактный управляющий» – это не название должности, а обозначение функциональных обязанностей должностного лица заказчика, ответственного за проведение закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Обратите внимание, что заказчик может своим приказом назначить контрактного управляющего в отношении одной закупки. Так что это не пост, занимаемый «раз и навсегда», а конкретное поручение (приказ) выполнить функции контрактного управляющего.

Согласно ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ создание контрактной службы в качестве отдельного структурного подразделения не обязательно. Следовательно, функции контрактной службы заказчик может передать одному из уже существующих структурных подразделений. А потому у специалиста по закупкам (работника контрактной службы) может быть и иное название должности, главное – установить соответствующие обязанности в его должностной инструкции, а также оформить это приказом.

Согласно ч. 3 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании Типового положения (регламента), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631.

Требования контрактной службе и контрактному управляющему

Закон № 44-ФЗ содержит норму на «переходный» период. Так, в соответствии с ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ от необходимости нового обучения по закупкам освобождены работники контрактной службы (контрактный управляющий), имеющие основное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Такая отсрочка действует для них до 1 января 2017 года. Таким образом, сотрудники заказчика (или кандидаты на должность, предполагающую совершение закупок), могут не проходить обучение по нормам Закона № 44-ФЗ вплоть до 1 января 2017 года, если у них есть опыт работы по правилам ранее действовавшего Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ и соответствующее образование.

Тем не менее, практика первой половины 2014 года показала, что специалисты в сфере закупок охотно проходили обучение новым правилам и процедурам. Люди стремятся получить знания, а не только «корочку», и стимулируют их к этому серьезные административные штрафы (ст. 7.29−7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Подробнее об ответственности в области закупок, в том числе персональной ответственности сотрудников заказчика, читайте в статьях «Нарушения в сфере закупок: административная ответственность», «Закупки по Закону № 223-ФЗ: административная ответственность» и «Ответственность учреждения перед контрагентами».

Если же у сотрудника нет основного или дополнительного профессионального образования в сфере размещения заказов, то необходимо руководствоваться нормой ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, согласно которой работникам контрактной службы, контрактным управляющим необходимо иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Очевидно, что приведенная норма сформулирована крайне неудачно: если толковать ее буквально, работнику контрактной службы заказчика достаточно просто иметь высшее образование, а дополнительное профессиональное образование не требуется. Другой вариант: работник контрактной службы может не иметь высшего образования, в этом случае ему необходимо дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Вероятно, законодатель имел в виду совсем другое и разделительный союз «или» стоит в тексте Закона № 44-ФЗ не в том месте, где нужно.

Обучение контрактного управляющего и работников контрактной службы

Согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это условие выполнения работниками определенных видов деятельности. При этом работодатель создает обучающимся работникам необходимые условия для совмещения работы с получением образования и предоставляет гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Таким образом, если работникам контрактной службы или контрактному управляющему необходимо пройти дополнительное профессиональное обучение, учреждение издает соответствующий приказ, заключает договор с образовательной организацией, оплачивает обучение, оформляет работнику служебную командировку.

По ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование возможно в форме программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Принципиальная разница между ними в том, что повышение квалификации – это развитие компетенций и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, а профессиональная переподготовка – это приобретение новой квалификации, то есть переобучение.

Выбор образовательных программ

Согласно ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией и свободой в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения и образовательных технологий. Дополнительные профессиональные программы могут быть составлены с учетом пожеланий учреждения, направляющего сотрудников на обучение. В программах профессиональной переподготовки упор делается на соответствие установленным квалификационным требованиям, профессиональным и образовательным стандартам. Формы обучения, сроки освоения дополнительных профессиональных программ, а также форма итоговой аттестации определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Конкретных требований к повышению квалификации в сфере закупок на уровне федерального закона устанавливать не планируется. Все вопросы разрешаются только в самой образовательной программе, которая, в свою очередь, составляется образовательной организацией в рамках лицензии. Однако готовятся методические рекомендации по содержанию программ дополнительного профессионального образования в сфере закупок в целях реализации принципа профессионализма заказчика, предусмотренного в ст. 9 Закона № 44-ФЗ. Подчеркну, что речь идет не о введении соответствующего образовательного стандарта, но лишь о рекомендациях, адресованных образовательным организациям.

В соответствии с ч. 10 ст. 60 Закона № 273-ФЗ повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке. Образцы этих документов самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.

Каждая образовательная организация в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 размещает на своем интернет-сайте огромный массив информации о себе и о своей деятельности, в том числе и лицензии. Обращайте на это внимание при выборе места обучения ваших работников. Уже есть много прецедентов, когда обучение проводят субъекты (как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели), не имеющие лицензии на ведение образовательной деятельности.

Подборка статей про госзакупки

  1. Процедуру закупки отдельных товаров упростят
  2. Закупки по Закону № 44-ФЗ будут ограничены
  3. Соблюдайте закон при реализации зарплатного проекта
  4. При планировании в 2016 году учтите нормативы
  5. Сложные моменты при проведении аукциона: советы заказчику
  6. Учтите особенности проведения квалификационного отбора
  7. Профессиональные стандарты для специалиста и эксперта в сфере закупок
  8. Что учесть при направлении сотрудника на обучение для работы в сфере госзакупок
  9. Руководитель учреждения: квалификация, обязанности и ответственность

Также смотрите:
– Закупки 2014: специальная подборка материалов
(доступ для зарегистрированных читателей)
– Закон № 140-ФЗ: изменения в Законе о контрактной системе
– Ответственность учреждения перед контрагентами
– Обеспечение контракта. Банковская гарантия
– Нарушения в сфере закупок: административная ответственность

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Наш сайт для тех, кто рассчитывает зарплату в учреждениях госсектора

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль