Отчетность по налогу на имущество организаций в 2015 году

37450
Стенечкина Анна Константиновна
эксперт по бюджетному учету
При подготовке отчетности по налогу на имущество организаций за отчетные периоды 2015 года учреждениям нужно принимать во внимание изменения как в налоговом законодательстве, так и в правилах бухгалтерского учета. Особенности исчисления налога и заполнения декларации по налогу на имущество организаций в 2015 году рассматривает эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Льготы по налогу на имущество

Федеральные учреждения, перечисленные в статье 381 Налогового кодекса РФ, освобождены от уплаты налога на имущество. В частности, это учреждения уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем тип государственного (муниципального) учреждения не поименован как признак отнесения к льготной категории налогоплательщиков. Однако, поскольку налог на имущество – региональный (п. 3 ст. 12, п. 1 ст. 14 Налогового кодекса РФ), бюджетные учреждения могут быть отнесены к льготным категориям законами субъектов РФ. Как правило, региональные органы исполнительной власти устанавливают льготы по налогу на имущество в части имущества бюджетных учреждений, получающих субсидии из регионального или местного бюджета.

Уследить за изменениями законодательства в области учета имущества, рассчитать налог на имущество и отчитаться по нему в 2015 году поможет журнал «Учет в бюджетных учреждениях». Не забудьте оформить подписку!

В свою очередь, федеральные учреждения, а также бюджетные учреждения других уровней, не пользующиеся льготой по налогу на имущество, имеют гарантию возможности своевременной и полной уплаты налога на имущество. Необходимые средства для уплаты налога предусмотрены в составе субсидии на финансовое обеспечение деятельности учреждений (п. 10 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671). Таким образом, органы исполнительной власти, реализующие в отношении этих учреждений полномочия учредителя (далее – учредители), заинтересованы в правильности изначального расчета налога на имущество, который был учтен при определении субсидии. Фактически, именно учредители посредством государственных (муниципальных) учреждений уплачивают налог на имущество.

Объект налогообложения

Основной признак плательщика налога на имущество организаций определяется пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса РФ. Это наличие остатков на аналитических счетах счета 10100 «Основные средства», сформированных по правилам Инструкции № 157н и Инструкции № 174н. Порядок налогообложения объектов зависит от того, к какой группе они относятся – к недвижимому или движимому имуществу. Такое разделение закреплено в статье 130 Гражданского кодекса РФ. Как недвижимое, так и движимое имущество может быть исключено из объектов налогообложения.

Земельные участки

Как правило, у бюджетных учреждений в постоянном (бессрочном) пользовании находятся земельные участки, в том числе расположенные под объектами недвижимости. Земельные участки, а также водные объекты и другие природные ресурсы, не признаются объектом обложения налогом на имущество (п. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ).

Имущество со сроком полезного использования до трех лет включительно

Основные средства, которые относятся к первой или второй амортизационной группе Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, не признаются объектом налогообложения с 1 января 2015 года вне зависимости от даты постановки их на учет в качестве основных средств. Следовательно, сведения о таких объектах не включают в отчетность по налогу на имущество.

Движимое имущество, входящее в иные амортизационные группы, также не облагается налогом на имущество, но уже в рамках налоговой льготы. Основание – пункт 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ. Речь идет об активах, принятых к учету в качестве объектов основных средств начиная с 1 января 2013 года. Исключение составляют случаи реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передача (включая приобретение) имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.

Ставка налога на имущество

Величина налоговой ставки по налогу на имущество устанавливается региональными законами на территории соответствующего субъекта РФ. На это обращено внимание в пункте 2 статьи 372 Налогового кодекса РФ.

Минимальный размер такой ставки налоговым законодательством не утановлен. То есть она может составлять и ноль процентов. А вот максимальный размер все же определен. Он не может превышать 2,2 процента (п. 1 ст. 380 Налогового кодекса РФ). Например, такая ставка установлена на территории Москвы и Московской области.

В то же время для отдельных категорий имущества Налоговым кодексом РФ установлены специальные ограничения по величине налоговых ставок. Так, в 2015 году в отношении недвижимого имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, ставки не могут быть выше 1,7 процента в Москве и 1,5 процента в других субъектах России. Основание - пункт 1.1 статьи 380 Налогового кодекса РФ.

Расчет налога на имущество по кадастровой стоимости

Объект облагается налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, если одновременно выполняются четыре условия:

  • объект принадлежит учреждению на праве собственности;
  • он по правилам бухгалтерского учета учтен на балансе в составе основных средств;
  • объект включен в перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Этот перечень определяется уполномоченным органом власти субъекта РФ, в котором расположен объект недвижимости, и публикуется на официальном сайте субъекта РФ  или его уполномоченного органа не позднее 1 января текущего года (письма Минфина России от 6 августа 2014 г. № 03-05-04-01/38983ФНС России от 14 августа 2014 г. № ПА-4-11/16089);
  • кадастровая стоимость самого объекта или здания, в котором находится объект (помещение), определена по состоянию на 1 января текущего года. Кадастровую стоимость объекта по состоянию на 1 января можно узнать, направив в территориальный орган Росреестра запрос о предоставлении кадастровой выписки об объекте или кадастровой справки (письмо ФНС России от 8 мая 2014 г. № БС-4-11/8876).

Такой вывод следует из пунктов 1, 2, 7, 10 и 12 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, писем Минфина России от 21 мая 2014 г. № 03-05-05-01/24062, от 19 мая 2014 г. № 03-05-04-01/23641.

Если по состоянию на 1 января текущего года объект недвижимости отсутствует в перечне субъекта РФ или его кадастровая стоимость не определена, налог за этот год надо рассчитывать и платить исходя из балансовой стоимости объекта.

С принадлежащих учреждению жилых домов и помещений, которые не учтены на балансе организации в составе основных средств, налог на имущество также может уплачиваться с 2015 года исходя из кадастровой стоимости. Но только в том случае, если это установлено законом субъекта РФ, в котором находится такая недвижимость (подп. 4 п. 1, п. 2 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 6 мая 2015 г. № 03-05-05-01/25946).

Раздел объекта имущества или иные действия с ним

Пунктом 45 Инструкции № 157н установлено, в частности, что отдельные помещения здания, которые выполняют разные функции и считаются самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как отдельные инвентарные объекты. Разделение здания на отдельные объекты позволяло в 2014 году воспользоваться пунктом 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. Он устанавливает правила применения перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень). Перечень утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Причем выявленные в течение налогового периода объекты, не включенные в Перечень по состоянию на 1 января 2014 года, следовало включить в Перечень на 1 января 2015 года.

В новый порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество, действующий с 1 января 2015 года, введено исключение, касающееся объектов, которые образованы в течение текущего налогового периода в результате раздела или иного соответствующего законодательству РФ действия с объектом, входящим в Перечень по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода. Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ вновь образованный объект недвижимого имущества подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет до включения его в Перечень.

Изменение кадастровой стоимости имущества

Если кадастровая стоимость имущества изменилась, рассчитывать налог на имущество организаций на основании кадастровой стоимости такого объекта с 1 января 2015 года нужно по новым правилам. Согласно пункту 15 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ изменение кадастровой стоимости в течение календарного года не учитывается при расчете суммы налога к уплате, за исключением двух случаев:

  • при исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром;
  • при изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда.

В первом случае измененная кадастровая стоимость учитывается при расчете налога на имущество начиная с периода, в котором ошибка была допущена (абз. 2 п. 15 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ). Таким образом, учреждение получает право пересчитать налог за все периоды, в которых при исчислении суммы к уплате в бюджет использовалась ошибочная кадастровая стоимость объекта налога на имущество.

Если комиссия или суд установит кадастровую стоимость в размере рыночной, налогоплательщик вправе пересчитать налог только начиная с периода подачи заявления об оспаривании. Измененная величина учитывается при расчете налоговой базы начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абз. 3 п. 15 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ).

Критерии классификации нежилых помещений

Один из источников средств от приносящей доход деятельности бюджетных учреждений – сдача помещений в аренду. В случае заключения договоров аренды расчет налоговой базы на основе кадастровой стоимости и подготовка отчетности проводятся с учетом пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. Этими пунктами установлены критерии признания отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) административно-деловым или торговым центром. Для этого достаточно выполнения хотя бы одного из условий:

  • объект размещен на земельном участке соответствующего вида разрешенного использования;
  • не менее 20 процентов общей площади здания (строения, сооружения) объекта предназначено для использования или фактически используется в целях деловой, административной или коммерческой деятельности (при отнесении объекта к административно-деловому центру) либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (при признании объекта торговым центром).

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России (пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ). При этом до принятия соответствующего акта применяется порядок, закрепленный нормативным правовым актом субъекта РФ (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. № 307-ФЗ).

Новый пункт 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ с 1 января 2015 года устанавливает, при каких обстоятельствах отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) признается одновременно административно-деловым и торговым центром и когда, следовательно, база по налогу на имущество в отношении такого объекта исчисляется как его кадастровая стоимость. Критерии аналогичны действовавшим в 2014 году условиям признания объекта административно-деловым или торговым центром. Отличие состоит в том, что в случае признания объекта одновременно торговым и административно-деловым центром при соответствующих расчетах учитываются одновременно площади, отведенные под офисы и сопутствующую офисную инфраструктуру, и площади, на которых расположены торговые объекты, объекты общепита и (или) объекты бытового обслуживания.

Таким образом, теперь к объектам, в отношении которых база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, относится отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), которое признается одновременно административно-деловым и торговым центром, а не одним из них. Условие о размере площади соблюдается в этом случае по совокупности целей использования.

Формирование стоимости основных средств

Согласно пункту 47 Инструкции № 157н в первоначальную стоимость основного средства включаются расходы на его приобретение, в том числе проценты по займам и затраты по договору лизинга. Соответственно, остаточная стоимость такого имущества включает в себя денежную оценку предстоящих затрат. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 375 Налогового кодекса РФ остаточная стоимость для целей исчисления налога на имущество организаций определяется без учета предстоящих затрат.

Также смотрите:
– Земельный налог в 2015 году
– Учреждение получило имущество казны
– Изменения в Инструкции № 157н
– Забалансовые счета на очередном этапе развития
– Сдача в аренду имущества учреждения

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 25%
  • Над составлением бюджетной сметы 25%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 50%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль