Целевые субсидии: возврат и учет

24943
Захарьин Владимир Реонадович
эксперт по бюджетному учету, к.э.н.
Бюджетным учреждениям, помимо субсидий на выполнение государственного или муниципального задания, предоставляются и субсидии на иные цели. Как правило, такое финансирование имеет целевой характер. Отражение в бухгалтерском учете операций с целевыми субсидиями отличается рядом особенностей.

Из статьи Вы узнаете:

  1. Как вернуть неиспользованные субсидии и можно ли их израсходовать
  2. Как отразить в бухучете возврат субсидий  

Внимание! Внизу проводки по учету целевых субсидий

Право на целевые субсидии

Право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять субсидии на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, закреплено в пункте 1 статьи 78.1. Бюджетного кодекса РФ. Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий устанавливаются:

Про возврат и учет целевых субсидий T1M14S Целевые субсидии: возврат и учет

Целевые субсидии: возврат и учет

  • Правительством РФ – для субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении субсидий из бюджетов субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местной администрацией – для субсидий из местных бюджетов.

Подробно о порядке учета субсидий – в статьях журнала «Учет в учреждениях». Не забудьте оформить подписку!

Случаи предоставления целевых субсидий

За счет целевых субсидий чаще всего финансируются затраты учреждений на:

  • приобретение дорогостоящего оборудования;
  • капитальный ремонт и реконструкцию основных средств (зданий, сооружений);
  • проведение отдельных мероприятий, носящих непостоянный характер (конференций, семинаров, соревнований, юбилейных мероприятий и др.);
  • выплаты стипендий студентам;
  • компенсацию расходов, связанных с проездом к месту отпуска и обратно, сотрудникам учреждений, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • выплату заработной платы административно-хозяйственному персоналу;
  • уплату налогов, оплату коммунальных расходов бюджетному учреждению, временно не оказывающему государственные услуги, например, в связи с реконструкцией принадлежащего ему имущества;
  • выплату вознаграждения после выполнения государственного (муниципального) задания;
  • компенсацию в текущем финансовом году задолженности по предоставлению учреждению субсидии на государственное (муниципальное) задание, выполненное в отчетном финансовом году;
  • мероприятия, связанные с ликвидацией госучреждений.

Основание – раздел 7 Рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036.

О возможностях использования целевых субсидий читайте подробнее в статье «Восемь основных направлений расходования субсидии на иные цели».

Получается, что субсидии на иные цели выделяются целенаправленно для возмещения расходов, которые не предусмотрены нормативными затратами на оказание учреждениями госуслуг в рамках государственного (муниципального) задания. При этом приобретение зданий, строений, которые относятся к основным средствам, следует финансировать за счет бюджетных инвестиций. 

Неиспользованные остатки субсидий

Остатки субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания и не израсходованных в текущем финансовом году, используются в следующем году на нужды учреждения (п. 17 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ; далее – Закон № 83-ФЗ). Однако норм, позволяющих переносить остатки средств целевых субсидий на очередной финансовый год, бюджетное законодательство не содержит.

В каком порядке формируется государственное (муниципальное) задание в статье "Предоставление субсидии на выполнение госзадания".

Остатки целевых субсидий  перечисляются учреждениями в соответствующий бюджет РФ. В то же время они могут быть возвращены учреждениям в очередном финансовом году, но только если соответствующий орган госвласти или местного самоуправления, реализующий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, подтвердит наличие потребности в направлении сумм остатков таких субсидий на те же цели. Об этом сказано в пункте 18 статьи 30 Закона № 83-ФЗ.

Порядок взыскания неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из федерального бюджета учреждениям, лицевые счета которых открыты в территориальных органах Казначейства России, утвержден приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 82н (далее – Порядок № 82н). Так, взысканию подлежат неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых соответствующим учредителем не принято решение о направлении их на те же цели в текущем финансовом году. Иными словами, такие остатки субсидий также перечисляются в бюджет (п. 2 Порядка № 82н).

Обратите внимание: источником финансового обеспечения расходов бюджета субъекта РФ на предоставление бюджетным учреждениям целевых субсидий могут быть целевые межбюджетные трансферты. Если орган исполнительной власти субъекта РФ, реализующий функции и полномочия учредителя в отношении таких учреждений, установит отсутствие потребности в остатках целевых субсидий, то эти средства подлежат возврату в бюджет субъекта РФ для дальнейшего перечисления в федеральный бюджет. Порядок и сроки возврата остатка целевых субсидий в таком случае устанавливает финорган субъекта РФ.

Т.о. не использованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий, в т.ч. субсидий на капитальные вложения могут использоваться бюджетными и автономными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соотвествии с решением учредителя.

О том, как рассчитать нормативные затраты для определения стоимости услуги по государственному (муниципальному) заданию, в статье "Расчет нормативных затрат".

Бухгалтерский учет целевых субсидий

В бухгалтерском учете целевые субсидии отражаются по коду финансового обеспечения 5. (п. 21 Инструкции № 157н). Например, если субсидия выделена на возмещение расходов на проведение внепланового капитального ремонта силами сторонней организации, соответствующие операции в учете отражаются следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит
На лицевой счет учреждения поступила субсидия 5 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
5 205 81 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Отражены расходы на выполненные ремонтные работы 5 401 20 225
«Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
5 302 25 730
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»

Впоследствии сумма расходов на КФО 4 не переносится. Остатки, сформированные на различных счетах с КФО 5, списываются только в конце года – при оформлении операций по завершению финансового года.

Если субсидии предоставляются на приобретение или создание внеоборотных активов (объектов основных средств, нематериальных или непроизведенных активов), затраты нужно перенести с КФО 5 (субсидии на иные цели) на КФО 4 (субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания). В данной ситуации следует исходить из того, что подобное имущество используется в деятельности учреждения дольше 12 месяцев, а это явно превышает период, на который выделяется целевая субсидия.

Порядок отражения имущества, приобретаемого за счет средств целевых субсидий, при принятии к учету по коду вида деятельности 4 разъясняется и в письме Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798. Рассмотрим на примере отражение в бухгалтерском учете операций по приобретению учреждением основных средств за счет такой субсидии, руководствуясь этим письмом и Инструкцией № 174н.

Как отразить в учете учреждения полученные субсидии, читайте в статье "Как отразить в учете и отчетности получение субсидий".

Учет целевых субсидий: проводки

Учреждению выделена субсидия на приобретение основных средств в сумме 200 000 руб. Расходы на приобретение объекта составили 150 000 руб., а расходы на доведение его до состояния, в котором он пригоден к использованию в запланированных целях, – 30 000 руб. В бухгалтерском учете будут оформлены следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислены доходы от получения субсидии на иные цели на основании принятого учредителем отчета о направлении расходования субсидии 5 205 81 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»
5 401 10 180
«Прочие доходы»
200 000
На лицевой счет учреждения поступила субсидия 5 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
5 205 81 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»
200 000
Вложения в приобретение основных средств 5 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения»
5 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
150 000
Вложения в сопутствующие расходы, включаемые в первоначальную стоимость объекта 5 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения»
5 302 XX 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
30 000
Перечисление с лицевого счета учреждения денежных средств в счет погашения задолженности 5 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
5 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
180 000
Перевод основных средств с кода вида деятельности 5 «Субсидии на иные цели» на код вида деятельности 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» 5 304 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
4 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения»
5 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения»
5 304 06 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
180 000
Постановка на учет основных средств 4 101 XX 310
«Увеличение стоимости основных средств»
4 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения»
180 000

По условиям примера образовался остаток неиспользованной субсидии в сумме 20 000 руб. Его нужно вернуть в соответствующий бюджет. Согласно пункту 73 Инструкции № 174н возврат неиспользованных остатков субсидий на иные цели на сумму перечисленного остатка в 20 000 руб. отражается проводкой:
дебет счета 5 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»;
кредит счета 5 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства».

Использование целевых субсидий при создании основных средств

Если объект основных средств создается силами работников учреждения, а материальные запасы (для создания объекта) приобретаются за счет средств целевой субсидии, их цена включается в первоначальную стоимость объекта путем списания на счет 5 106 21 310 (с последующим переносом затрат на КФО 4). То есть, в данном случае материальные запасы, фактически, переводятся на КФО 4.

Такой же подход следует использовать и в том случае, когда материальные запасы, приобретенные за счет средств целевой субсидии, используются при восстановлении объектов основных средств посредством проведения мероприятий, увеличивающих первоначальную стоимость основных средств (модернизация, дооборудование и т.п.).

Аналогичная схема бухгалтерских проводок может применяться, если средства целевой субсидии используются для оплаты капитальных расходов лишь частично. То есть при недостаточности средств основного источника – субсидии на выполнение государственного или муниципального задания либо бюджетных инвестиций. При этом в учете применяются следующие проводки.

  1. На этапе формирования первоначальной стоимости объекта затраты аккумулируются на соответствующих счетах по кодам КФО, открытых к счету 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (КФО 2, 4, 5).
  2. По мере исчерпания иных источников финансирования (проведения всех запланированных расчетов) вложения, учтенные на различных счетах счета 0 106 00 000, собираются на одном счете, с которого будет оформляться ввод объекта в эксплуатацию. Обычно это счет 4 106 31 310 «Увеличение вложений в основные средства – иное движимое имущество учреждения». При этом оформляются проводки:
    дебет счета 5 304 06 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами» и кредит счета 5 106 31 310;
    дебет счета 2 304 06 730 «Уменьшение дебиторской задолженности прочих кредиторов» и кредит счета 2 106 31 310 «Увеличение вложений в основные средства – иное движимое имущество учреждения».
    Одновременно капитальные затраты принимаются на счет 4 106 31 310 обратной проводкой. То есть в корреспонденции с кредитом счета 4 304 06 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами».
  3. Если последующее восстановление использованных источников не предполагается, образовавшиеся остатки на разных сторонах счетов по соответствующим КФО счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» списываются в рамках мероприятий по закрытию финансового года.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль