Закупки в Крыму и Севастополе

4963
Лисовенко Ольга Константиновна
ведущий юрисконсульт экспертно-консультационного центра Института госзакупок
Включение в состав России новых регионов обусловило установление на их территории новых правил деятельности учреждений, в том числе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Особенности закупки товаров, работ, услуг учреждениями Республики Крым и города федерального значения Севастополя комментирует эксперт.

Ольга Лисовенко, старший юрист экспертно-консультационного центра Института госзакупок

Правовые основы закупок в Крыму и Севастополе

Договор между Россией и Республикой Крым о принятии в РФ Республики Крым и образовании новых субъектов РФ подписан 18 марта 2014 года в Москве и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 г. № 36-ФЗ. В дополнение к этому принят Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», вступивший в силу с 1 апреля 2014 года (далее – Закон о принятии в РФ Республики Крым).

Внимание: наш новый журнал «Госзакупки в учреждениях»! Скачайте бесплатно пилотный номер здесь. Также вы можете подписаться на журнал.

Статьей 10 Закона о принятии в РФ Республики Крым в отношении учреждений, предприятий и организаций, функционировавших на территориях Крыма и Севастополя на день присоединения новых субъектов РФ, было предусмотрено сохранение их прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в соответствии со статьей 6 Закона о принятии в РФ Республики Крым со дня образования в составе РФ новых субъектов и до 1 января 2015 года действовал переходный период, предназначенный для урегулирования вопросов интеграции Крыма и Севастополя в экономическую, финансовую, кредитную и правовую систему России, в систему органов государственной власти РФ. Кроме того, согласно части 2 статьи 23 Закона о принятии в РФ Республики Крым нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя продолжали действовать на территориях, соответственно, Крыма и Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Крым, города федерального значения Севастополя.

Вместе с тем, частями 32–39 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ) предусмотрено, что Закон № 44-ФЗ вступает в силу для заказчиков Крыма и Севастополя не с 1 января 2015 года, а в более поздние сроки. При этом каких-либо особенностей, связанных со вступлением в силу в Крыму и Севастополе Федерального закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), действующим российским законодательством не предусмотрено.

Напомним, в соответствии с пунктом 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным. Казенные учреждения при совершении закупок товаров, работ, услуг руководствуются Законом № 44-ФЗ, бюджетные – как Законом 44-ФЗ, так и Законом № 223-ФЗ для отдельных видов закупок (часть 2 статьи 15 Закона № 44-ФЗ), а закупки автономных учреждений не относятся к закупкам для государственных и муниципальных нужд и подпадают под действие Закона № 223-ФЗ.

Выбор нормативно-правовой базы для закупок в Крыму и Севастополе

Государственные и местные учреждения Крыма и Севастополя в переходный период по своей правовой природе тяготеют к казенным или бюджетным учреждениям. Соответственно, закупки товаров, работ, услуг такими учреждениями, как и закупки бюджетных и казенных учреждений, можно считать закупками товаров, работ услуг для государственных или муниципальных нужд. Таким образом, учреждения Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют в качестве заказчиков в рамках Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 32 статьи 112 Закона № 44-ФЗ в Крыму и Севастополе Закон № 44-ФЗ начинает применяться к отношениям, связанным с закупками товаров, работ услуг, а также с мониторингом, аудитом и контролем в сфере таких закупок:

  • для обеспечения государственных нужд – с 1 июля 2015 года;
  • для обеспечения муниципальных нужд – с 1 января 2016 года.

Кроме того, для заказчиков Республики Крым и города федерального значения Севастополя, к которым, в том числе, относятся государственные и муниципальные (местные) учреждения, предусмотрен ряд исключений и послаблений, по сравнению с общими правилами Закона №44-ФЗ, хотя срок действия таких послаблений органичен.

Основная особенность закупок в Крыму и Севастополе – возможность выбора между применением норм Закона № 44-ФЗ и положений соответствующих крымских или севастопольских нормативных правовых актов:

  • для государственных учреждений – до 30 июня 2015 года;
  • для муниципальных учреждений – до 31 декабря 2015 года.

Действующий порядок закупок в Крыму и Севастополе

В Крыму действуют следующие основные нормативные правовые акты в сфере закупок:

  • постановление Совета министров Республики Крым от 4 февраля 2015 г. № 25 «Об утверждении Порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Республики Крым в 2015 году»;
  • постановление Совета министров Республики Крым от 9 декабря 2014 г. № 507 «О централизации закупок в Республике Крым».

Наличие этих постановлений свидетельствует о том, что организации Республики Крым и, соответственно, крымские учреждения-заказчики, еще не перешли на закупки в рамках контрактной системы РФ.

Что касается Севастополя, то нормативные правовые акты, устанавливавшие порядок закупок товаров, работ, услуг в этом субъекте РФ, утратили силу с 1 января 2015 года. Соответственно, регион уже перешел на закупки в правовом поле Закона № 44-ФЗ.

Переходные положения Закона № 44-ФЗ устанавливают особенности планирования закупок государственными и муниципальными учреждениями Республики Крым и города федерального значения Севастополя. В частности, частью 36 статьи 112 Закона № 44-ФЗ определено, что высшие исполнительные органы государственной власти Крыма и Севастополя вправе до 31 декабря 2015 года установить обязанность планирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд этих субъектов РФ на основании положений Закона № 44-ФЗ. При этом учреждения Севастополя уже с 1 января 2015 года планируют закупки по правилам Закона № 44-ФЗ.

Также установлено, что заказчики Крыма и Севастополя публикуют планы-графики размещения заказов по общероссийским правилам на официальном сайте, в том числе:

  • государственные учреждения, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения Республики Крым и города федерального значения Севастополя – с 1 июля 2015 года;
  • муниципальные учреждения – с 1 января 2016 года.

При этом в обоих субъектах РФ используются механизмы централизации закупок, позволяющие частично передать процедурные вопросы обеспечения государственных и муниципальных нужд от учреждений соответствующим уполномоченным органам.

Также смотрите:
– Закупки 2015: специальная подборка материалов
– Правила закупок 2015
– Расчет совокупного годового объема закупок
– План-график закупок в 2015 году
– Реестр контрактов 2015
– Запрет на закупки товаров для государственных нужд

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.15%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.31%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль