План финансово-хозяйственной деятельности учреждения

55158
Захарьин Владимир Реонадович
эксперт по бюджетному учету, к.э.н.
План ФХД – один из основных внутренних документов, которые государственные и муниципальные учреждения разрабатывают, утверждают и используют в процессе формирования доходов и расходов. Как составить План финансово-хозяйственной деятельности, каковы особенности его ведения с точки зрения организации учета и подготовки отчетности учреждения, уточняет эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Владимир Захарьин, эксперт по бюджетному учету, к.э.н.

Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности

Необходимость разработки плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также обеспечения его открытости и доступности закреплена нормой подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Из текста этой нормы также следует, что порядок разработки ПФХД учреждения утверждается учредителем в соответствии с требованиями, установленными Минфином России.

План финансово-хозяйственной деятельности учреждения T1M33S Как составить план ФХД

План финансово-хозяйственной деятельности учреждения

Все о нормативном регулировании бухгалтерского учета в учреждении – в статьях и сервисах журнала «Учет в учреждении». Не забудьте оформить подписку!

Общие правила формирования плана финансово-хозяйственной деятельности 

Общие правила составления и утверждения Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения установлены Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н (далее – Требования № 81н).

сновные изменения формирования палана ФХД на 2017 год 

Суть изменений

До внесения изменений

После внесения изменений

Новые изменения (утверждены приказом от 29 августа 2016 г. № 142н)

Обоснования (расчеты) плановых показателей по расходам:

выплаты персоналу (зарплата, командировки);

выплаты по уходу за ребенком;

страховые взносы;

социальные и иные выплаты населению;

налоги, сборы и другие платежи;

безвозмездные перечисления организациям;

прочие расходы (кроме закупок);

закупки товаров, работ, услуг

На 2017 год придется обосновать показатели проекта плана ФХД. Вместе с проектом учредителю подавайте расчеты плановых показателей.

Формы расчетов и правила, как их составлять, тоже утвердили
(подп. «г», «ж» п. 2 изменений, утвержденных приказом Минфина России от 29 августа 2016 г. № 142н)

Таблица 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)»

1. Изменили название графы 5:

«субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания»

«субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета)»

2. Изменили, как заполнять показатель поступления от грантов по строке 120 графы 10:

На 2016 год учитывали только гранты из бюджета в виде субсидий

В плане на 2017 год учитывают гранты из бюджета и гранты от физлиц, организаций (в т. ч. международных) и правительств иностранных государств

(п. 8.1 требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н)

(подп. «б», «в» п. 2 изменений, утвержденных приказом Минфина России от 29 августа 2016 г. № 142н)

Единицы измерения показателей плана для учреждений, находящихся за пределами России

Было установлено, что показатели формируются в иностранной валюте и рублях

(п. 5 требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н)

Уточнили, что в плане на 2017 год рублевый эквивалент нужно рассчитывать на дату формирования плана

(подп. «а» п. 2 изменений, утвержденных приказом Минфина России от 29 августа 2016 г. № 142н)

Что изменили ранее
(утверждены приказом от 24 сентября 2015 г. № 140н)

Соответствие расходов на закупки по плану ФХД и планам закупок у бюджетного учреждения

Сумму на закупки по плану ФХД детализировали в плане закупок учреждения по Закону № 44-ФЗ.

В плане на 2017 год сумму на закупки также детализируйте в плане закупок по Закону № 223-ФЗ (в случае его применения).

Изменения плана ФХД и Сведений (ф. 0501016) должны были соответствовать ранее произведенным кассовым выплатам

Изменения плана ФХД и Сведений (ф. 0501016) не должны противоречить ранее произведенным кассовым выплатам и показателям плана закупок

(п. 11.1, 19 требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н)

(подп. «и», «л» п. 1, абз. 2 п. 2 приказа Минфина России от 24 сентября 2015 г. № 140н)


При составлении Плана ФХД на 2017 год показатели и сведения нужно будет вносить в отдельные таблицы. Так, в таблицу 1 включают показатели финансового состояния. В том числе относящиеся к нефинансовым и финансовым активам, обязательствам, принятым на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана ФХД. В таблицу 2 вносят показатели по поступлениям и выплатам. При этом для выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг предназначена отдельная таблица 2.1. Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения, отражают в таблице 3. Для справочной же информации предусмотрена таблица 4.

Суммы оплаты по контрактам и договорам, заключенным до начала очередного финансового года, которые будут перечислены контрагентам в соответствующем году, отражают в строке 1001. При этом в графах 7–9 указывают суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. В графах 10–12 – по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Строка 2001 предназначена для отражения в разрезе года начала закупки показателей выплат, которые учреждение планирует совершить в соответствующем финансовом году. Учреждениям необходимо обеспечить контрольные соотношения. В частности, показатели по строке 0001 граф 7–9 таблицы 2.1 по каждому году не должны быть меньше тех, которые приведены по строке 260 в графах 5–8 таблицы 2 на соответствующий год.

Форму плана будет утверждать учредитель. А вот сам план ФХД – руководитель бюджетного учреждения, если иное не установлено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Ведомственные требования 

Отраслевые и ведомственные органы управления (министерства и службы) разрабатывают и утверждают дополнительные требования к Плана ФХД подведомственных учреждений с учетом отраслевых особенностей, обязательные для применения учреждениями соответствующей сферы деятельности. Кроме того, специфические требования к плану финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения могут устанавливать органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Учредитель вправе предусмотреть дополнительную детализацию показателей плана финансово-хозяйственной деятельности, установленных общими требованиями к ПФХД, в том числе утвердить какой должа быть форма Плана финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, учредитель может установить предельные сроки утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, которые обеспечат деятельность учреждений на основании Плана ФХД с самого начала очередного финансового года.

Составление и применение Плана ФХД

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения составляется:

  • на финансовый год – если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год;
  • на финансовый год и плановый период – если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

Если есть отстатки субсидий 

Во втором случае предполагается, что показатели Плана ФХД ежегодно уточняются и переутверждаются в течение планового периода. Если учреждение использует в очередном году прошлогодние остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание, нужно отразить в Плане ФХД объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых выступают такие остатки субсидий. В этой ситуации план финансово-хозяйственной деятельности учреждения также нужно утвердить заново.

Следует иметь в виду, что пунктами 21 и 22 Требований № 81н установлены различные схемы утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности (как в первоначальной редакции, так и уточненных) для бюджетных и автономных учреждений:

  • ПФХД автономного учреждения утверждается руководителем учреждения на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения;
  • план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения утверждается учредителем, однако учредитель может предоставить право утверждения Плана ФХД руководителю самого учреждения.

В соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения используют:

  • субсидии на выполнение государственного и муниципального задания (в том числе переходящие остатки субсидий);
  • субсидии на иные цели;
  • средства от оказания платных услуг;
  • поступления из других разрешенных законодательством РФ источников.

Образец заполнения Раздела 3

План финансово-хозяйственной деятельности учреждения 

Структура Плана ФХД

Требованиями № 81н определена структура Плана ФХД и общие рекомендации по группировке и детализации данных. При этом Требования № 81н содержат указания на обобщение данных по укрупненным группам доходов и расходов. В частности, формируются плановые показатели, как минимум, в разрезе следующих видов выплат (разумеется, если учреждение производит выплаты той или иной группы):

  • оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
  • оплата услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг;
  • арендная плата за пользование имуществом;
  • оплата услуг по содержанию имущества;
  • прочие услуги;
  • безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям;
  • пособия по социальной помощи населению;
  • приобретение основных средств, нематериальных активов, материальных запасов;
  • приобретение ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами);
  • прочие расходы;
  • иные выплаты, не запрещенные законодательством РФ.

Показатели по выплатам в Плане ФХД детализированы по кодам видов расходов. 

В Сведениях (ф. 0501016) указывается код по бюджетной классификации РФ исходя из экономического содержания планируемых поступлений и выплат. В частности, указывается:

  • по доходам – код КОСГУ;
  • по выплатам – коды видов расходов. Они могут быть детализированы до уровня групп и подгрупп видов расходов.

Требования № 81 не содержат указаний на необходимость составления ПФХД обособленно по каждому источнику финансирования (виду деятельности). Однако учредителям предоставлены соответствующие полномочия детализации при разработке нормативных актов, регулирующих порядок составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности.

Доходы и расходы учреждения в Плане ФХД

В общем случае доходы и расходы учреждения не связаны между собой. При этом направление сумм доходов на возмещение расходов, которые с получением этих доходов не связаны, в бухгалтерском учете требует использования счета 030406000. Подобные суммы обособленно отражаются в отчетности (в том числе, расшифровываются в Пояснительной записке).

Разделом 8 Комментариев (комплексных рекомендаций) Минфина России от 29 октября 2013 года по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разъяснено, что поступления от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания бюджетным учреждением платных услуг) поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и расходуются в соответствии с Планом ФХД. Субъект РФ или муниципалитет не вправе установить порядок расходования таких средств, поскольку планируемые поступления от оказания бюджетными и автономными учреждениями платных услуг (работ), в том числе в рамках государственного (муниципального) задания, не считаются доходами бюджета. Если основные платные услуги включены в государственное (муниципальное) задание, то размер субсидии на государственное (муниципальное) задание будет уменьшен на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей таких услуг (работ).

Российское законодательство не требует, чтобы показатели по выплатам, отраженные в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения, соответствовали по объему и назначениям нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Таким образом, учредитель не вправе требовать от учреждения расходования поступлений от приносящей доход деятельности на возмещение затрат, связанных с выполнением государственного или муниципального задания. При этом учреждение может самостоятельно менять структуру расходов в части утвержденного норматива и возмещать часть затрат за счет собственных средств.

С учетом сказанного можно заключить, что при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности по отдельным видам расходов целесообразно вводить дополнительные строки в зависимости от того, за счет средств по какому КФО будут возмещаться расходы, либо разработать дополнительные формы к Плану ФХД, в которых будут расшифровываться расходы по видам финансового обеспечения (видам деятельности).

Дополнительная группировка поступлений и выплат в ПФХД

Еще одна особенность составления плана финансово-хозяйственной деятельности и организации бухгалтерского учета для целей отчетности связана с группировкой поступлений и выплат по направлениям. В Плане ФХД поступления и выбытия группируются по счетам – открытым в территориальном органе Казначейства России и в кредитных организациях. В Отчете (ф. 0503737) введена дополнительная группировка – по поступлениям и выплатам, проводимым через кассу учреждения, а также по доходам и расходам, исполненным некассовыми операциями.

Документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в учреждениях не содержат определения и перечня некассовых операций. Некоторые виды таких операций перечислены в письмах Минфина России и Казначейства России, которые не имеют нормативного характера, но содержат разъяснения по заполнению отдельных форм отчетности. Так, в соответствии с пунктом 4.5.4 совместного письма Минфина России, Казначейства России от 29 декабря 2014 г. № 02-07-07/68722 / 42-7.4-05/2.1-823, в составе некассовых операций отражаются показатели, сформированные в результате операций:

  • по исполнению обязательств с удержанием санкций, исчисленных согласно гражданско-правовому договору (контракту) при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств;
  • по удержанию из заработной платы работников сумм возмещения недостач материальных ценностей, сумм на погашение неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или на хозяйственные расходы и иные аналогичные операции.

Кроме того, в письме Минфина России от 15 апреля 2015 г. № 02-07-07/21402 приведен пример, из которого можно заключить, что к некассовым операциям, в частности, относятся:

  • удержание из заработной платы работников сумм задолженности по авансовым отчетам;
  • зачет требований по возврату задолженности по авансу согласно авансовому отчету;
  • зачет требований по уплате пени за нарушение поставщиком сроков оказания услуг.

Таким образом, можно сделать вывод, что некассовыми считаются не только операции, которые не отражаются на счетах учета денежных средств (касса и счет учреждения в банке или казначействе), но и операции, в результате которых не возникает дебиторской или кредиторской задолженности, связанной с последующим движением денежных средств.

Еще один вывод: некассовые операции (за исключением операций по зачету взаимных требований) на этапе составления плана финансово-хозяйственной деятельности, как правило, невозможно спрогнозировать.

Тем не менее, по мнению автора статьи, подобные поступления (в частности, по удержанию сумм материального ущерба, взысканию или взаимозачету сумм финансовых и иных санкций за нарушение условий хозяйственных договоров), нужно учитывать при уточнении показателей Плана ФХД в течение календарного года. Это обусловлено тем, что полученные дополнительные доходы могут быть направлены на финансирование дополнительных расходов, которые отражаются не только в Отчете по ф. 0503737, но и в прочих формах бухгалтерской отчетности.

Также смотрите:

- Проверка ФХД бюджетного учреждения
– Методология бухгалтерского учета 2015
– Изменения в Инструкции № 157н
– Номенклатура дел учреждения
– Наличные расчеты в 2015 году

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в учреждении», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 17.39%
  • Нет 43.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 39.13%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль