КОСГУ 2015 и нецелевое использование средств

33876
Руденко Светлана Константиновна
эксперт по бюджетному учету
Применение бюджетной классификации РФ – одна из самых сложных тем в организации бухгалтерского учета учреждения. Нецелевое использование средств бюджета, то есть неправильное распределение расходов по статьям КОСГУ, грозит штрафными санкциями. Избежать ошибок и, следовательно, претензий поможет этот материал.

Светлана Руденко, эксперт по бюджетному учету

Бюджетная классификация РФ и типичные ошибки при применении КОСГУ

Исходя из положений ст. 23.1 Бюджетного кодекса РФ группы, статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления (далее – КОСГУ) едины для бюджетов бюджетной системы РФ. Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ утверждены приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее – Указания № 65н). При планировании и распределении бюджетных средств по статьям КОСГУ бухгалтеру необходимо строго соблюдать правила бюджетной классификации, утвержденные Указаниями № 65н.

Внимание: новое в применении КОСГУ в статье "Код классификации сектора государственного управления с 2016 года"

Все о нормативном регулировании бухгалтерского учета в учреждении – в статьях и сервисах журнала «Учет в бюджетных учреждениях». Не забудьте оформить подписку!

Если кассовые расходы проведены по статьям КОСГУ в соответствии с утвержденной сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности), но при этом, по мнению контрольных органов, их отражение по кодам бюджетной классификации не соответствует методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями №65н, это будет расценено как несоблюдение методологии применения КОСГУ. Нарушением будет считаться также, если порядок распределения кассовых расходов по статьям КОСГУ не описан в бюджетной смете (Плане ФХД).

Читайте также статью "Бюджетные бухгалтерские проводки 2016

Применение КОСГУ при заключении контракта (договора)

При заключении государственных (муниципальных) контрактов и договоров следует обращать внимание на формулировку в отношении предмета поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Часто на практике некорректная формулировка предметов государственных (муниципальных) контрактов, договоров не допускает однозначного ее отражения в классификации операций сектора государственного управления, например:

  • оказание услуг по перевозке, погрузке (выгрузке), сборке (разборке) движимого имущества, арестованного в ходе исполнительного производства;
  • оказание транспортных услуг и обеспечение найма транспортных средств;
  • предоставление в пользование легковых автомобилей, с предоставлением услуг водителей по управлению автотранспортом, услуг по технической эксплуатации (включая услуги диспетчера по оформлению путевого листа) и обеспечения.

Кроме того, возможны различные подходы к применению статей КОСГУ при отдельных хозяйственных операциях. Примером может служить оплата услуг регистрации и продления доменного имени учреждения. Услуга регистрации и продления домена представляет собой занесение в реестр доменов информации о доменном имени на основании заявки учреждения. В соответствии с Указаниями № 65н расходы на оплату договора, предусматривающего оказание услуг продления регистрации домена и делегирования доменного имени, следует относить на подстатью 226 «Прочие расходы и услуги» КОСГУ как затраты на оплату услуг в области информационных технологий. Однако судьи в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 10 июля 2013 г. по делу № А82-8668/2012 приравняли услуги регистрации домена к услугам бронирования сетевого ресурса, которые согласно Указаниям № 65н считаются услугами связи, то есть отнесли расходы к статье 221 КОСГУ. По нашему мнению, руководствоваться позицией суда не стоит. Услуги регистрации и продления домена носят совершенно иной характер и к услугам связи не относятся.

Применение группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ

На практике много вопросов возникает при определении четкой границы между статьями 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ и 340 Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, когда появляется необходимость отнести объект к основным средствам либо к материальным запасам. Важно отметить, что решение об отнесении расходов на статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ или 340 Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ учреждение принимает в соответствии с Инструкцией № 157н – и несет ответственность за правильность классификации расходов. Показывает практика, что одни и те же объекты имущества при различных обстоятельствах могут учитываться как в составе основных средств, так и в составе материальных запасов.

Для минимизации претензий со стороны органов финансового контроля рекомендуем учреждению еще на этапе принятия решения о приобретении имущества сформировать набор аргументов, обосновывающих применение соответствующей статьи КОСГУ. Итогом подобной работы будет письменное решение комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе. Рекомендуем оформлять решения комиссии протоколами. Кроме того, в учреждении нужно сформировать единый подход к отнесению приобретаемых материальных ценностей в состав основных средств или материальных запасов. Иными словами, нужно исключить случаи, когда аналогичное имущество, приобретаемое и приходуемое в разное время, относится то к основным средствам, то к материальным запасам.

Законодательство содержит ряд прямых указаний на отдельные виды предметов, которые считаются материальными запасами. В том числе Инструкцией № 157н и Указаниями № 65н к материальным запасам отнесены следующие объекты:

  • бензомоторные пилы;
  • посадочный материал многолетних насаждений;
  • спецодежда, форменная одежда, иная одежда и обувь, в том числе спортивная;
  • отопительные котлы, радиаторы;
  • посуда;
  • книжная и иная печатная и бланочная продукция, за исключением бланков строгой отчетности и библиотечного фонда;
  • средства передвижения для инвалидов;
  • имущество, функционально ориентированное на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону, в том числе предохранительные приспособления (комбинезоны, очки, шлемы, противогазы, респираторы, другие виды специальной одежды).

В учетной политике учреждения либо приказом можно зафиксировать список наиболее часто используемых в деятельности активов, которые относятся к материальным запасам.

Скачать образец приказа об отнесении активов к материальным запасам можно здесь.

Разногласия с казначейством. Как исправить кассовый расход

Общий порядок действий

На практике у учреждений нередко возникают споры с органами Казначейства России по поводу применения бюджетной классификации РФ. Для уверенного отстаивания своего мнения бухгалтеру, в первую очередь, следует четко понимать принципы классификации расходов. Если получен отказ в санкционировании оплаты денежного обязательства и бухгалтер не согласен с органом казначейства, то необходимо:

  • затребовать у органа казначейства Протокол (ф. 0531805);
  • направить в адрес руководителя органа казначейства письмо с аргументацией применения выбранной статьи КОСГУ.

Рассмотрим, как исправить кассовый расход в текущем году, если применение выбранной статьи КОСГУ все же признали неправильным. Для уточнения кода КОСГУ необходимо направить уведомление:

Тип учреждения Форма уведомления
Казенное Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, код формы по КФД 0531809
Бюджетное, автономное Уведомление об уточнении операций клиента, код формы по КФД 0531852

При этом внесение изменений в учетные записи в части изменения кодов бюджетной классификации по кассовым выплатам, произведенным клиентом Казначейства России в течение прошлых лет, не предусмотрено.

Для бюджетных и автономных учреждений

Правила изменения и уточнения кодов КОСГУ для бюджетных учреждений определяет Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденный приказом Казначейства России от 19 июля 2013 г. № 11н. Аналогичный Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами автономных учреждений утвержден приказом Казначейства России от 8 декабря 2011 г. № 15н.

Бюджетные или автономные учреждения могут вносить изменения в учетные записи в части изменения кодов КОСГУ на основании Уведомления об уточнении операций клиента, сформированного на общую сумму уточняемых операций, без привязки к уточняемому документу.

Для казенных учреждений

Казенные учреждения могут вносить изменения и уточнения в отношении кодов КОСГУ в соответствии с Порядком кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядком осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденным приказом Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н. Изменение кодов бюджетной классификации по произведенным клиентом кассовым выплатам возможно в следующих случаях:

  • при изменении Минфином России или финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) принципов назначения или структуры кодов бюджетной классификации;
  • при ошибочном указании получателем бюджетных средств (администратором источников финансирования дефицита бюджета) в заявке на кассовый расход или финансовым органом в расчетном документе кода бюджетной классификации, на основании которого была отражена кассовая выплата на его лицевом счете, в случае если такая ошибка не ведет к созданию нового бюджетного обязательства.

О правилах применения группы расходов 200 (коды КОСГУ210–260, 290) читайте в следующей статье.

Посмотрите актуальную статью в журнале «Учет в учреждении»

- Как увязать КВР и КОСГУ без ошибок

О чем пойдет речь: комбинация КВР – КОСГУ имеет закрытый перечень. Использование иных сочетаний может стать причиной нарушения методологии учета и искажения показателей отчетных форм.

- Новое в применении кодов видов расходов и КОСГУ

Что изменилось: работы по реставрации объекта капстроительства теперь нужно отражать по КВР 417.

- Дополнили коды КОСГУ, которые можно увязать с КВР 119

Код вида расходов 119 в 2016 году увязывался только с подстатьями 213 и 262 КОСГУ. С этого года по КВР 119 можно провести расходы в увязке..


Советуем оформить подписку на журнал "Учет в учреждении" до конца месяца на выгодных условиях.




Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль