Централизация бухгалтерского учета

8709
Вольхина Юлия
эксперт по автоматизации учета компании СКБ Контур
Руководители государственных (муниципальных) учреждений имеют право выбирать, каким образом вести бухгалтерский учет в учреждении: самостоятельно, создав структурное подразделение или передав бухучет на внешний либо внутренний аутсорсинг. Рассмотрим, от каких факторов зависит целесообразность централизации бухучета и как принять верное решение.

Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур

Задача – повысить эффективность деятельности учреждения

Напомним, что формат финансового обеспечения бюджетных учреждений был изменен Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. В частности, применение инструмента государственных (муниципальных) заданий, помимо прочего, призвано увязать объем финансирования учреждения с объемом оказываемых им услуг при соблюдении определенных стандартов. При этом Минфин России в своих Комментариях (комплексных рекомендациях) от 29 октября 2013 года подчеркивает, что любое учреждение вправе на договорной основе передать соответствующие функции централизованной бухгалтерии.

В соответствии с п.3 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», руководители государственных и муниципальных образовательных учреждений обязаны возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо учреждения либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. В российских регионах формируются государственные (муниципальные) задания на оказание услуг по бухучету в государственных (муниципальных) учреждениях: ведение бюджетного учета, финансовое планирование, материально-техническое обслуживание. В некоторых субъектах РФ уже действуют стандарты качества оказания государственных (муниципальных) услуг, в том числе и бухгалтерского обслуживания, для учреждений образования, здравоохранения и культуры.

Пока взаимоотношения централизованных бухгалтерий и учреждений, которым они оказывают услуги, несколько двойственные. Несмотря на то, что за организацию бухучета несет ответственность руководитель образовательного или медицинского учреждения, а значит, централизованная бухгалтерия должна быть ему подотчетна, последняя часто позиционирует себя в качестве вышестоящего органа.

Предполагается, что в дальнейшем доступ к выполнению государственных (муниципальных) заданий смогут получить и коммерческие организации, оказывающие бухгалтерские услуги. Таким образом, централизованным бухгалтериям придется работать в условиях жесткой конкуренции. Это приведет к тому, что централизованные бухгалтерии будут стараться в максимальной степени удовлетворять своих заказчиков – государственные (муниципальные) учреждения.

Суть и формы централизации учета

Централизованная бухгалтерия, как правило, представляет собой единое подразделение или организацию, специально созданные для ведения бухгалтерского и налогового учета. Основная задача такой структуры – организация учета финансово-хозяйственной деятельности нескольких учреждений или филиалов учреждения. Есть три формы централизации бухучета:

  • аутсорсинг: ведением бухгалтерского и налогового учета занимается компания, которая оказывает бухгалтерские услуги и наделена полномочиями по ведению централизованной бухгалтерии;
  • инсорсинг: бухгалтерский и налоговый учет ведется в структурном подразделении органов местного самоуправления;
  • создание органами местного самоуправления юридического лица, например, муниципального учреждения, для реализации функций централизованной бухгалтерии.
Ваших коллег сейчас больше всего интересует
• Покупки на Новый год должны быть безопасными
• Списываем основное средство: нужно ли его учесть на счете 02
• Длительный отпуск педагога: что учесть бухгалтеру

Советуем оформить подписку на журнал "Учет в образовании" до конца месяца на выгодных условиях.

Выбор способа ведения учета

Если в государственном (муниципальном) медицинском или образовательном учреждении ведется масштабная внебюджетная деятельность, то лучше, чтобы учетом финансово-хозяйственной деятельности занималась собственная бухгалтерия. В случае небольших объемов внебюджетной деятельности руководителю учреждения выгоднее передать бухучет на аутсорсинг централизованной бухгалтерии. Плюсы работы с централизованной бухгалтерией:

  • нет необходимости искать и нанимать на работу бухгалтеров;
  • руководитель не отвечает за своевременное повышение квалификации бухгалтеров;
  • учреждение не тратит средства на оплату расходов собственной бухгалтерии;
  • при проверках контролирующих органов ответственность за какие-либо нарушения руководитель учреждения делит не только с централизованной бухгалтерией, но и с органами местного самоуправления.

Но есть и минусы:

  • очень часто централизованная бухгалтерия ограничивает руководителя государственного (муниципального) учреждения в распоряжении финансами;
  • руководитель образовательного или медицинского учреждения не всегда может решать финансовые вопросы автономно: централизованная бухгалтерия может распределять средства между учреждениями в соответствии со своей внутренней стратегией;
  • руководитель не может в полной мере реализовывать мероприятия по модернизации учреждения, поскольку многие инициативы не находят одобрения в централизованной бухгалтерии.

Автоматизация работы централизованной бухгалтерии

Эффективность работы централизованной бухгалтерии во многом зависит от того, какой системой автоматизации бухгалтерского учета она пользуется. В ведении централизованной бухгалтерии находится множество учреждений, поэтому необходима программа, позволяющая обрабатывать большой объем данных с высокой скоростью и прозрачностью, вести материальный учет и учет основных средств, журнал операций, данные по кассе, банку и др. Потребность обрабатывать большие объемы данных разных учреждений предполагает, что в программе реализованы механизмы, позволяющие вести бухучет оперативно и без ошибок. Необходимый минимум:

  • подсказки еще на стадии ввода информации из документа;
  • напоминания о том, как и какую информацию заносить;
  • проверка введенных данных с оповещением о неточностях;
  • отдельный механизм контроля для руководителя централизованной бухгалтерии. Речь идет о возможности отслеживать в программе любой участок учета по любому учреждению, который обрабатывают его подчиненные, в том числе касса, банк, основные средства, материалы.

Кроме того, поскольку у образовательных и медицинских учреждений, как правило, есть свои столовая и автопарк, нужно, чтобы программа обеспечивала ведение складского учета и учета ГСМ. Очень важна для сотрудников централизованных бухгалтерий возможность использования разносторонней аналитики, формирования различных выборок.

Благодаря специализированным программам бухгалтерского учета повышается прозрачность всех процессов, и появляется возможность контроля действий бухгалтеров на любом этапе. Все это значительно минимизирует риск установления каких-либо нарушений контролирующими органами. Пока централизация большинства образовательных и медицинских учреждений происходит по приказу вышестоящего органа. Но вполне вероятно, что в ближайшем будущем руководители государственных (муниципальных) учреждений получат больше самостоятельности в части выбора способа ведения бухгалтерского учета. Это позволит школам, больницам и другим учреждениям не только экономить на издержках, но и проявлять больше инициативы в сфере управления финансовыми потоками.

Также смотрите:
– 7 причин автоматизации кадрового учета
– Идеальный путевой лист бюджетного учреждения
– Электронная отчетность в 2015 году
– Субсидии на выполнение госзадания

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль