Как госучреждению купить подписку на периодику и справочные правовые системы

4131
Почти у каждого бухгалтера госучреждения рано или поздно возникает необходимость воспользоваться подсказками профессионального издания. Это может быть подписка на периодическую литературу или справочную электронную систему, покупка доступа к экспертным рекомендациям и т. д. Однако не все знают, что можно приобретать такие издания без длительной процедуры размещения госзаказа. Поговорим о том, как это возможно и какие условия соблюсти, чтобы не нарушить законодательство.

Порядок приобретения зависит от типа учреждения

Все государственные и муниципальные учреждения в настоящее время делятся на три типа: бюджетные, казенные и автономные. От того, какой именно тип у вашего учреждения, зависит и выбор способа закупки, а также его нормативное регулирование.

Больше всего в данном случае повезло бюджетным учреждениям. Почему? Они имеют право совершать закупки как по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так и по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 
Однако бюджетное учреждение как заказчик может расходовать средства на товары, услуги, работы по правилам Закона № 223-ФЗ, только если у него есть утвержденное и опубликованное положение о закупках по данному закону.
Что касается казенных учреждений, то они имеют право применять исключительно Закон № 44-ФЗ. 
А автономные учреждения, по общему правилу, обязаны использовать Закон № 223-ФЗ. На это прямо указано в части 2 статьи 1 данного закона. И у них тоже должно быть утвержденное положение о закупках.

Если какое-то учреждение решит приобрести периодику или подписку на справочную систему, то придется также учитывать планируемый источник финансирования, периодичность выхода самого издания и его цену. Конечно, от этого зависит не только порядок закупки, но и последующее отражение приобретенного актива в бухгалтерском (бюджетном) учете.
В рамках данной статьи рассмотрим далее, что учреждениям разных типов учесть при закупке периодических изданий по всем вышеперечисленным законам.

У договора на приобретение периодики есть важные особенности

Периодическими считаются те издания, которые публикуются не реже одного раза в год. Периодика может быть как в печатном, так и в электронном виде. В последнем случае файл может присылаться потребителю или размещаться на интернет-сайте с ограничением доступа.
А вот электронным изданием признается это электронный документ (или их группа), который прошел редакционно-издательскую обработку и предназначен для распространения в неизменном виде. У него должны быть выходные сведения. А если это просто аналог печатного журнала, газеты и т. д., то указываются и выходные сведения данного печатного издания. 

Договор с распространителем учреждение как заказчик в таком случае заключает по Правилам распространения периодических печатных изданий по подписке. Их утвердило Правительство РФ постановлением от 1 ноября 2001 г. № 759

Перечислим обязательные условия такого договора:

  1. правильное наименование периодического издания;
  2. точное описание его основных потребительских свойств и качеств;
  3. фиксированная цена за подписку;
  4. условия подписки (в данном случае имеются в виду правила распространения этого конкретного издания, например территория такого распространения, а также объем издания, подписные периоды, периодичность выхода, формат и другая важная информация);
  5. сведения о регистрации периодического издания;
  6. фирменное наименование того, кто издает данную периодику (или справочную систему), а также его местонахождение (то есть юридический адрес) и контактная информация (фактический адрес, телефон, сайт, сведения о редакции и т. д.;
  7. порядок оплаты;
  8. условие о доставке.

Заказчик имеет право приобрести подписку как на весь подписной срок, так и на его часть, или с перерывом срока.
Кроме того, заказчик может в какой-то момент отказаться от договора подписки на основании вышеуказанных правил. Тогда ему вернут сумму расходов за те экземпляры (номера, месяцы подписки), которые он не получил. Но такое действие возможно не всегда. Поэтому условие об отказе тоже надо прописать в договоре на приобретение подписки.

Закупка периодики по закону № 44-ФЗ: выбираем удобный способ

Государственные учреждения в такой ситуации вправе использовать различные способы закупок. Причем как конкурентные, так и закупку у единственного поставщика. Главный вопрос – какие условия им удобнее соблюсти.

Первый способ – договор с единственным поставщиком

При использовании данного способа периодику можно закупать согласно пункту 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Его положения разрешают заключить договор с единственным поставщиком без применения конкурентных способов, но не всегда. Перечислим ограничения:

  • сумма договора может составлять не более 400 тыс. руб.;
  • совокупный годовой объем таких закупок не может быть больше 50 процентов всех денежных средств, которые направляются на совершение всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и не должен составлять в год более 20 млн руб.

Также можно приобретать издания у единственного поставщика в соответствии с пунктом 4 статьи 93 Закона о контрактной системе. Но по этой норме правила еще более строгие:

  • стоимость контракта не может составлять более 100 тыс. руб.;
  • совокупный годовой объем таких закупок не может быть выше 5 процентов от всех закупок учреждения в течение года и превышать 50 млн руб. 

Хотя заказчики с небольшим объемом закупок могут применять лимит в размере 2 млн руб. без учета процентного соотношения.
Кроме того, если у издателя, изготовителя нужного издания (справочной системы, сайта с доступом и т. д.) есть исключительные права или исключительные лицензии на использование собственного продукта, то госучреждение тоже может подписать с ним договор без всяких конкурентных процедур. В данном случае обоснованием будет отсылка к пункту 14 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Но и здесь надо учесть ряд важных особенностей. Закупку все равно придется внести в план-график учреждения. После чего спустя 10 дней заказчик должен опубликовать извещение о планируемом заключении контракта. И только через пять дней после размещения извещения его можно подписать.

Второй способ – запрос котировок

Учреждение имеет право провести по Закону № 44-ФЗ запрос котировок. Преимущество данного способа – короткие сроки. Применяются в данном случае статьи 72-82.
Ограничения будут следующими:

  • начальная (максимальная) цена контракта не может быть более 500 тыс. руб.;
  • совокупный годовой объем таких закупок имеет лимит в 10 процентов от всех закупок заказчика в течение года и не должен составлять более 100 млн руб.

Третий способ – проведение электронного аукциона

Этот способ менее удобен. Используются нормы и требования статей 48-71 Закона № 44-ФЗ. Однако обратите внимание вот на что.
Услуги по подписке отнесены к коду 64.11.11.140 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Последний утвержден приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. № 329-ст.
Этот код включен в аукционный перечень, доведенный распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р. Поэтому госучреждение как заказчик не может при закупке периодики, справочных изданий и правовых систем проводить открытый конкурс!

Правила приобретения периодики по Закону № 223-ФЗ

Если учреждение использует при закупках данный закон, то обязательно должно проверить, что прописано в его положении о закупке. Ведь любой способ закупки должен регламентироваться этим положением, а не только нормами закона.
Во-первых, покупка газет, журналов и периодических публикаций относится к коду 2212000 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП). Этот документ Госстандарт России утвердил постановлением от 6 августа 1993 г. № 17.

Указанный код мы находим в Перечне товаров, работ и услуг, закупка которых происходит в электронной форме (доведен постановлением Правительства РФ от 21 июня 2012 г. № 616). Можно сделать вывод, что бюджетное или автономное учреждение имеет право применять любую конкурентную процедуру в электронной форме. Напомним, это запрос котировок, аукцион, конкурс и т. п.
Во-вторых, сами услуги по подписке на печатные издания отнесены к коду 5200180, который отсутствует в вышеуказанном перечне. Вот почему заказчик вправе закупить такие услуги не через электронные процедуры.

А как быть, если хочется упростить себе жизнь и использовать неконкурентную процедуру? Здесь важно понимать, что в отличие от закона о контрактной системе, Закон № 223-ФЗ четко не устанавливает ни максимальную стоимость закупки у единственного поставщика, ни период ее совершения.
Все зависит от того, что прописано в собственном положении о закупке госучреждения. Поэтому в данном документе нужно привести определение случаев закупки у единственного поставщика и правила их совершения, а также основания, согласно которым заказчик может применить данный способ.
Но не забудьте, что все равно нужно опубликовать в единой информационной системе сведения о такой закупке. Конечно, кроме договоров стоимостью не более 100 тыс. руб.

Однако в случае, когда за отчетный финансовый год годовая выручка учреждения составляет более 5 млрд руб., то оно вправе не размещать сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых - менее 500 тыс. руб.
Также учтите такой интересный момент. Если решено закупить периодику в электронной форме, то электронное издание отличается от печатного. На него не распространяются нормы аукционного перечня, и использовать можно любую процедуру закупки. Ориентир – то, что прописано в положении о закупке заказчика.

Расчет расходов на авансовый платеж

Так как обязательное условие договора поставки издания (приобретения услуг по подписке) – это порядок оплаты, в нем должно быть предусмотрено и положение об авансировании. И здесь тоже есть свои ограничения и лимиты.

Так, получатели средств федерального бюджета должны ориентироваться на постановление Правительства РФ от 27 декабря 2014 г. № 1563. В нем содержатся меры по реализации федерального закона о бюджете на 2015 год и на плановый период 2016–2017 годов. И согласно подпункту «а» пункта 29 данного постановления, необходимо принимать во внимание предельные размеры авансирования, которые получатели средств федерального бюджета могут установить в контрактах на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. В 2015 году и двух последующих федеральные заказчики устанавливают предоплату в сумме до 30 процентов от цены контракта. Но при этом - не более 30 процентов лимитов бюджетных обязательств. Остальную часть можно перечислить только после исполнения контракта.

Теперь перечислим исключения из этой нормы. Например, предоплата может быть в размере до 80 процентов суммы контракта. Для этого в нем прописывают условие, в соответствии с которым авансовый платеж будет перечислен на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России для учета операций со средствами юридических лиц.

Кроме того, есть возможность прописать и 100-процентную предоплату контракта. Но только если согласно его условиям поставщик, подрядчик, исполнитель выполнили свои обязательства в течение одного месяца после оплаты. Исключение - гарантийные обязательства контрагента.
Также обратимся к мнению чиновников. Федеральное казначейство указало, что казенное учреждение вправе предусмотреть 100 процентов авансирования при условии ежемесячной поставки изданий (письмо от 7 мая 2015 г. № 02-03-11/19217). 
А для бюджетных и автономных учреждений правило предельного лимита авансовых платежей по контрактам и договорам и вовсе неприменимо. Основание – статья 6 Бюджетного кодекса РФ.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль