Проведение открытого конкурса. От вскрытия конвертов до заключения контракта

4323
Для осуществления закупки способом открытого конкурса необходимо пройти множество последовательных этапов. Первому основному этапу — размещению извещения о проведении открытого конкурса и конкурсной документации, приему заявок — посвящена предыдущая статья. Рассмотрим далее особенности процедур вскрытия конвертов с заявками, рассмотрения и оценки заявок и заключения контракта.

Вскрытие конвертов с заявками

Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе — сокращенное наименование процедуры. Поскольку наравне с бумажными версиями заявки могут быть поданы в форме электронных документов (только после введения единой информационной системы в эксплуатацию), в последнем случае корректно говорить об открытии доступа к электронным заявкам. Обе формы имеют одинаковую силу, и к ним предъявляют одни и те же требования (ст. 52 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, далее — Закон № 44-ФЗ).

Дату проведения данной стадии устанавливают в извещении и в конкурсной документации. Ее начинают не ранее чем через 20 календарных дней после размещения сведений об открытом конкурсе в единой информационной системе.

Особенности процедуры вскрытия конвертов с заявками

Процесс построен так, чтобы обеспечить полную открытость и прозрачность вскрытия конвертов. Процедуре свойственны следующие особенности:

  • до момента вскрытия первого конверта комиссия обязана принять заявку от любого участника, участник также имеет право снять свою заявку или заменить заявку новой, если ему потребуется внести изменения;
  • при вскрытии конвертов могут присутствовать не только участники закупки, но и их представители;
  • основное требование к заказчику — в ходе процедуры обеспечить всем присутствующим условия для получения полной информации о вскрытии конвертов;
  • все участники закупки должны иметь возможность присутствовать непосредственно при вскрытии конвертов, при этом допускается удаленное наблюдение за процедурой (в том числе посредством онлайн-трансляции);
  • заказчик обязан вести аудиозапись процедуры;
  • каждый участник может записать происходящее;
  • по итогам процедуры составляют протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам.

Последовательность стадии вскрытия конвертов

Процесс организован следующим образом:

  • объявляют о последней возможности предоставления заявок или их отзыва (до непосредственного начала вскрытия);
  • разъясняют ответственность участников за подачу нескольких заявок по одному лоту;
  • принимают или отзывают оставшиеся заявки от тех участников закупки, которые заявили о желании это сделать во время процедуры;
  • открывают конверты с заявками;
  • зачитывают содержимое заявок;
  • отмечают заявки, подлежащие отклонению;
  • вносят зачитанные сведения и комментарии комиссии по ним в протокол;
  • размещают протокол в единой информационной системе (в течение одного дня).

Сведения, зачитываемые во время процедуры вскрытия конвертов

Оглашению подлежат только некоторые сведения из заявок:

  • наименование организации (если заявка подана от физического лица, то его фамилия, имя и отчество);
  • почтовый адрес участника (если в заявке будет указан юридический адрес, это посчитают ошибкой; члены комиссии несут ответственность за оглашение неверных сведений в соответствии со статьей 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях);
  • наличие необходимой информации, включая документы (только установление факта наличия или отсутствия всех указанных в конкурсной документации и требуемых Законом № 44-ФЗ сведений и документов);
  • условия исполнения контракта, по которым происходит оценка заявок (как правило, зачитывают только отдельные сведения, в частности цену контракта, характеристики объекта закупки, квалификацию участника и другие данные, если они также имеют количественное выражение).

Как показывает практика, из-за невозможности детального просмотра всех заявок в режиме реального времени комиссии не всегда удается с точностью определить, что участники привели все обязательные сведения. Каждый случай необходимо прокомментировать и занести эти сведения в протокол.

Пропуск части сведений (например, описания функциональных характеристик товара) при перечислении условий исполнения контракта зачастую вынужденная мера. Комиссия идет на этот шаг, когда подают много заявок с большим количеством данных, которые она попросту не успела бы огласить. Поскольку комиссия обязана зачесть все данные (кроме сведений о квалификации), участники закупки могут обратиться с претензией в ФАС России.

Рассмотрение заявок на участие в открытом конкурсе

Комиссия рассматривает заявки в 20-дневный срок, отсчитываемый от момента проведения процедуры вскрытия конвертов. Заказчик имеет право увеличить этот срок (максимум на 10 рабочих дней), если объектом закупки является поставка товара (выполнение работы, оказание услуги) в сферах науки, культуры и искусства. В последнем случае необходимо составить уведомление о продлении срока.

При рассмотрении заявок объектами проверки являются:

  • сведения об участнике закупки;
  • информация о закупаемой продукции;
  • оформление, состав, содержание и форма заявки.

Часть заявок может не пройти эту процедуру, если по любому из этих трех пунктов выявят несоответствие требованиям конкурсной документации. Только это является основанием для отклонения заявки (ч. 3 ст. 53 Закона № 44-ФЗ). Согласно части 3.1 комментируемой статьи отстранить участника можно и на более поздних стадиях (до заключения контракта). В качестве доказательной базы заказчик или комиссия должны привести официальные ответы госорганов, производителей товаров и т. д. При несогласии с решением комиссии участники вправе его обжаловать.

Вместе с тем, чтобы заявку признали надлежащей, она должна соответствовать извещению о проведении открытого конкурса, а также части 2 статьи 53 Закона № 44-ФЗ. Можно предположить, что данное требование действует с условием, что конкурсная документация должна отвечать нормам закона.

Способы проверки информации

Комиссия использует в своей практике приемы проверки, часть из которых является обязательной, а другая — вспомогательной (ч. 1, 8 ст. 31, ч. 2—3.1 ст. 53 Закона № 44-ФЗ). Если члены комиссии вынесут решение, которое участник сможет обжаловать, и при этом окажется, что при проверке данных ими были использованы не все обязательные способы, то все голосовавшие за это решение понесут персональную ответственность согласно частям 2, 2.1 статьи 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Итак, какие действия с заявкой комиссия непременно должна совершить?

1. Более детально, чем на этапе вскрытия конвертов, рассмотреть заявки на предмет наличия в них всех указанных в конкурсной документации и требуемых Законом № 44-ФЗ сведений и документов.

2. Удостовериться, что участник не занесен в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Такое требование должно быть указано в конкурсной документации.

3. Проверить, соответствуют ли обязательные сведения и документы из заявки требованиям конкурсной документации, в том числе формальным. Например, выписка (или нотариально заверенная копия) из ЕГРЮЛ или ЕГРИП должна быть получена участником не ранее чем за полгода до размещения извещения о конкурсе.

4. Проанализировать предложение участника и выявить отклонения от требований конкурсной документации.

5. Убедиться, что заявка участника обеспечена. К этому моменту денежные средства должны быть на счете заказчика.

После проверки данных по этому списку у комиссии или заказчика могут оставаться сомнения насчет подлинности сведений и документов из заявки. Некоторые данные можно уточнить в Интернете или через компетентный орган. Возможна также проверка соответствия участника закупки единым требованиям у налоговой и других государственных служб.

Оценка заявок

Данную процедуру проводят, если после рассмотрения заявок к участию в открытом конкурсе допустили две заявки и более.

Все заявки, признанные надлежащими, оценивают с помощью критериев, которые заказчик установил в конкурсной документации.

По результатам оценки каждой заявке присваивают порядковый номер (в порядке уменьшения количества баллов). Заявке организации, предложившей лучшие условия контракта, выставляют большее количество баллов и отдают первый номер. Если окажется, что те же баллы получит заявка другого участника (или несколько заявок), то выиграет та организация, которая раньше отправила свою заявку (внесение изменений в заявку на это не влияет).

При закупке поисковых научно-исследовательских работ и в других случаях, описанных в части 10 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, когда контракт заключают сразу с несколькими организациями, первый номер будут иметь столько заявок, сколько предусмотрено конкурсной документацией.

Результаты рассмотрения и оценки заявок

По итогам процедуры составляют протокол рассмотрения и оценки заявок (рассмотрения единственной заявки) на участие в открытом конкурсе.

В случае двух и более заявок в протокол вносят все данные из части 10 статьи 53 Закона № 44-ФЗ, в том числе сведения об участниках, заявки которых были отклонены, с подробным объяснением причин снятия заявки, решение по отклоненным заявкам, принятое каждым членом комиссии, общее решение о присвоении номеров заявкам, основные данные об участниках, заявкам которых отданы первый и второй номера и т. д.

Состав протокола рассмотрения единственной заявки определен в части 11 статьи 53 Закона № 44-ФЗ.

Оба вида протокола должны включать предложения в отношении объекта закупки (в том числе цену единицы товара, сведения о стране его происхождения и производителе).

Функционалом официального сайта предусмотрено формирование протоколов в печатной форме, которую при публикации подписывают электронной подписью уполномоченного лица. Заказчик вправе разместить на официальном сайте отсканированный протокол, содержащий графическое изображение подписей всех членов комиссии. Аналогичная позиция содержится в Письме Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2878.

Пример обоснованного отклонения заявки

Предположим, в конкурсе с начальной (максимальной) ценой контракта участвует некое муниципальное унитарное предприятие. В данном случае заявка участника должна содержать решение об одобрении крупной сделки (подп. «е» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ). В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (далее — Закон № 161-ФЗ) для унитарного предприятия крупной является сделка, стоимость которой превышает 5 млн руб. Решение о ее совершении принимают с согласия собственника имущества унитарного предприятия (ч. 3 ст. 23 Закона № 161-ФЗ). Таким образом, если участник не представил данное решение, отклонение заявки правомерно. В соответствии с этими сведениями составляют обоснование отклонения и вносят его в протокол.

Аналогичное объяснение может содержать протокол о рассмотрении единственной заявки, хотя информация об отклонении не включена в список части 11 статьи 53 Закона № 44-ФЗ.

Участники, с которыми может быть заключен контракт

Заказчик обязан заключить контракт с победителем открытого конкурса, а при его отказе — с участником, заявке которого присвоили второй номер. Остальные участники претендовать на заключение контракта не могут. В таком случае заказчику потребуется, так же как при отклонении всех заявок, принять следующие меры:
  • внести изменения в план-график;
  • провести повторный конкурс либо осуществить закупку другим разрешенным Законом № 44-ФЗ способом.

Если заявка единственная и признана надлежащей, то подавший ее участник имеет полное право на заключение контракта. Это один из случаев заключения контракта с единственным поставщиком. При этом нужно соблюсти одно условие — заказчик должен согласовать такое решение с контрольным органом.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 25%
  • Над составлением бюджетной сметы 25%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 50%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль