Порядок проведения закрытых торгов

3340
Необходимость сохранения конфиденциальности сведений вносит изменения в порядок проведения практически каждого этапа закрытых торгов. Особенно это заметно на закрытых аукционах. Перевод торгов из электронного формата меняет стадии, сроки их проведения, устанавливает новые условия документооборота и т. д. Рассмотрим особенности каждой процедуры на разных этапах торгов.

Специфические черты проведения закрытых конкурсов (закрытых двухэтапных конкурсов и закрытых конкурсов с ограниченным участием) и закрытых аукционов встречаются на всех стадиях от подготовки к проведению до заключения контракта, в частности:

  • не допускается размещение в открытом доступе сведений, распространение которых ограничено государством, использование электронной формы документов;
  • необходимо согласование с контрольным органом способа закупки, а также отправка копий приглашений (с указанием участников, которым была направлена документация) и протоколов всех процедур;
  • от участникам закупок, указанных в пунктах 1—3 части 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ, требуют наличия доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

Закрытый аукцион и электронный (открытый) аукцион имеют принципиальные различия в порядке проведения в силу разного формата процедур. У открытых и закрытых конкурсов есть много общего. Закон № 44-ФЗ устанавливает в статье 84 лишь некоторые особенности закрытой процедуры.

Подготовка к проведению

Процедуру проведения закрытых торгов организуют так же, как и в случае открытых конкурсов и аукционов. Вместе с тем на данном этапе заказчик обязан согласовать с контрольным органом возможность применения закрытого способа для конкретной закупки (ч. 3 ст. 84 Закона № 44-ФЗ).

Напомним, правомерность выбора любого закрытого способа закупки определяет ФАС России, наделенная данным полномочием постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 331.

Оповещение участников

Возможны две формы уведомления участников о проведении закрытых закупок. В первом случае участники узнают о закупке из извещения, размещаемого в единой информационной системе (на официальном сайте), во втором — из приглашения, направляемого участникам в письменном виде.

Извещение потребуется опубликовать при закупках, сведения о которых составляют государственную тайну (п. 2 ч. 2 ст. 84 Закона № 44-ФЗ). При этом такую информацию должны содержать документация или проект контракта, но не при каких условиях извещение, размещаемое в открытом доступе. С момента публикации заказчики должны предоставить участникам как минимум 30 календарных дней на подачу заявок (ч. 3 ст. 85, ч. 4 ст. 86 № 44-ФЗ).

Приглашение к участию в торгах отправляют в случае закупок, перечисленных в остальных пунктах части 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ. Заказчик отбирает организации, которые отвечают требованиям Закона № 44-ФЗ и способны предложить необходимый объект закупки. Приглашение должно быть отправлено выбранным организациям в следующие сроки:

  • при проведении закрытого конкурса — за 20 календарных дней или более до дня вскрытия конвертов (ч. 4 ст. 85 Закона № 44-ФЗ);
  • в случае закрытого аукциона — за 10 календарных дней до дня вскрытия конвертов (ч. 5 ст. 86 Закона № 44-ФЗ).

Состав приглашения также зависит от вида торгов. Так, в документ вносят:

  • при закрытых конкурсах — сведения, указываемые в извещении (ч. 4 ст. 85 Закона № 44-ФЗ);
  • при закрытых аукционах — данные о заказчике, объекте закупки, способ получения и условия предоставления документации (ч. 6 ст. 87 Закона № 44-ФЗ).

Документация о закупке

Оба вида документации входят в список документов, которые можно предоставить только после письменного запроса (ч. 3, 5 ст. 85, ч. 4 ст. 86, ч. 3 ст. 87 Закона № 44-ФЗ). В случае закрытых закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, участникам необходимо также предоставить документы:

  • подтверждающие соответствие единым и (или) дополнительным требованиям Закона № 44-ФЗ;
  • устанавливающие право доступа к засекреченным государством сведениям.   

В данном случае документацию направят после получения запроса в течение трех календарных дней, а в остальных случаях, указанных в части 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ, — не более чем через два календарных дня.

По содержанию конкурсная документация идентична принятой для открытых закупок (ч. 1, 1.1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ). При составлении аукционной документации применяют правила, изложенные в статье 87 Закона № 44-ФЗ.

Согласно части 7 статьи 85 и части 7 статьи 86 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан проинформировать контрольный орган о том, каким участникам предложили поучаствовать в закрытых торгах и отправили документацию. Причем это нужно сделать за 20 календарных дней до момента вскрытия конвертов при проведении закрытых конкурсов, что совпадает со сроком отправки приглашений. На практике в таком случае заказчику остается только переслать необходимые копии приглашений. При закрытых аукционах информацию отправляют не позднее чем за пять календарных дней до дня вскрытия конвертов.

Особенности проведения закрытых процедур

Дальнейшее проведение закрытых конкурсов и их разновидностей осуществляют аналогично открытым процедурам, при этом учитывают положения закона. В частности:

  • при необходимости преждевременно проводят этап вскрытия конвертов, при условии наличия письменного согласования со всеми приглашенными к участию в конкурсе (ч. 6 ст. 85 Закона № 44-ФЗ);
  • любая запись процедуры вскрытия конвертов, как со стороны заказчика, так и участников, запрещена (ч. 19 ст. 85 Закона № 44-ФЗ);
  • все даты, которые при открытых процедурах полагается отсчитывать от дня размещения документов в единой информационной системе, при закрытых конкурсах (а также закрытых аукционах) рассчитывают в зависимости от даты подписания документов (например, при двухэтапном конкурсе контракт заключают через 11—20 календарных дней после подписания протокола рассмотрения и оценки заявок);
  • применяют особые правила составления и предоставления протоколов.

Закрытые аукционы имеют существенные различия с электронными торгами. Проиллюстрируем это в таблице.

Сравнительная характеристика закрытого и электронного аукциона

Электронный аукцион

Закрытый аукцион

Подача заявок

1. Выделение лотов не допускается.

2. Состав заявки предусмотрен ч. 3—5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ.

4. Заявку подают в электронной форме и заверяют электронной подписью.

5. Дату и время окончания приема заявок устанавливают в документации

1. Заявки подают в отношении определенного лота, на каждый из которых заключают отдельный контракт (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

2. Заявку составляют в соответствии с частью 2 статьи 88 Закона № 44-ФЗ. Она включает те же самые сведения, что и электронная заявка, а также цену контракта и сведения о квалификации участника.

3. Обеспечение заявки производят посредством внесения денежных средств или с помощью банковской гарантии (на усмотрение участника) (ч. 1 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

4. Предоставляют один бумажный документ, все листы которого прошивают и нумеруют. На конверте указывают опись состава заявки, ставят печать и подпись.

5. Заявки принимают до тех пор, пока не будет вскрыт первый конверт (ч. 6 ст. 88 Закона № 44-ФЗ)

Внесение изменений в документацию

Решение о внесении изменений принимают за два календарных дня до даты окончания подачи заявок. Не позднее следующего дня документ публикуют в единой информационной системе. Период подачи заявок продлевают следующим образом:

  • при закупках до 3 млн руб. — заявки принимают как минимум семь календарных дней;
  • при закупках свыше 3 млн руб. — 15 календарных дней и более

Изменения вносят не позже чем за пять календарных дней до даты приема последней заявки. Заказчик должен оповестить об этом участников в течение двух рабочих дней после принятия решения. При этом процедуру продлевают так, чтобы с момента отправки уведомления у участников осталось еще как минимум 10 календарных дней на подачу заявок (ч. 7 ст. 87 Закона № 44-ФЗ)

Вскрытие конвертов

Такая процедура не предусмотрена

Процедуру проводят в день, назначенный в приглашении к участию в торгах (ч. 6 ст. 88 Закона № 44-ФЗ). При этом порядок процедуры, включая составление протокола, статьей 88 Закона № 44-ФЗ не отрегулирован

Рассмотрение заявок

Заявки рассматривают в два этапа

Предусмотрен один этап, который длится не более 10 календарных дней с момента приема последних заявок (ч. 2 ст. 89 Закона № 44-ФЗ)

Проведение аукциона

Закупку осуществляют на электронной площадке в порядке, приведенном в статье 68 Закона № 44-ФЗ:

  • Участники устанавливают шаг аукциона, который может варьироваться от 0,5 до 5 процентов начальной (максимально) цены контракта;
  • В основной части торгов участники вносят предложение о цене контракта с учетом выбранного шага аукциона (или без него). Максимальное время для принятия решения составляет 10 минут.
  • Если по истечении 10 минут никто из участников не снизит цену, торги автоматически приостановят.
  • В дополнительные 10 минут все претенденты, кроме участника, предложившего наименьшую цену, могут улучшить свое предложение без учета шага аукциона.
  • Оператор электронной площадки формирует протокол проведения электронного аукциона и в течение 30 минут размещает его на своем сайте.
  • В дальнейшем оператор передает заказчику протокол торгов, вторые части заявок участников с лучшими предложениями (первые 10 мест), документы участников.
  • На этапе рассмотрения вторых частей заявок, комиссия определяет пятерых претендентов, с которыми возможно заключение контракта. В первую очередь такое право имеет участник, заявка которого признана надлежащей и содержит наилучшее ценовое предложение

Торги проводят в порядке, утвержденном в статье 90 Закона № 44-ФЗ:

  • Перед проведением торгов участникам или их представителям раздают пронумерованные карточки.
  • После объявления цены, которую каждый раз понижают на шаг аукциона (5 процентов начальной (максимальной) цены контракта), участники, согласные заключить контракт на таких условиях, поднимают карточки. Текущее предложение фиксируют за тем участником, который поднимет карточку первым.
  • Если от участников больше не поступает предложений, цену объявляют еще три раза (с понижением на 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта.
  • Аукцион завершают, если и после этого не поднято ни одной карточки.
  • По итогам торгов составляют протокол проведения закрытого аукциона. Его подписывают в день процедуры заказчик и присутствующие на аукционе члены комиссии (ч. 8 ст. 90 Закона № 44-ФЗ)

Проведение аукциона

  1. Заключение контракта осуществляют по правилам, приведенным в статье 60 Закона № 44-ФЗ.
  2. Процедуру проводят на электронной площадке (в дальнейшем — в единой информационной системе). Документ имеет электронную форму.
  3. Победитель торгов вправе направить заказчику протокол разногласий к проекту контракта

1. Контракт заключают согласно требованиям, приведенным в статье 91 Закона № 44-ФЗ.

2. Документ оформляют в бумажной форме.

3. Протокол разногласий к проекту контракта не предусмотрен

Хранение документов

Все документы и сведения, полученные в ходе проведения электронного аукциона, хранит у себя оператор электронной площадки. Единые требования по хранению таких данных устанавливает Минэкономразвития России

В течение трех лет заказчик хранит следующие документы (ч. 13 ст. 90 Закона № 44-ФЗ):

  • все протоколы;
  • заявки участников;
  • аукционную документацию, включая изменения и разъяснения


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.35%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.82%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.71%
  • Над налоговой отчетностью 23.53%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль