"Важно не затягивать проведение реформ, а принимать решения своевременно"

4071
В январе 2011 года Валерий Валерьевич Сидоренко вступил в должность первого заместителя руководителя департамента финансов горо­да Москвы. К его компетенции относятся вопросы реформиро­вания бюджетной сферы, планирования бюджета на региональном уровне. О том, как сочетаются методологические разработки в данной обла­сти и их практическое внедрение в одном из самых высокоразвитых регионов Российской Федерации, он согласился поделиться с читателями.

- Валерий Валерьевич, как Вы оцени­ваете ход реформирования бюджетной сферы в Москве? Отличается ли он от того, что происходит на федераль­ном уровне? Было ли что-то такое, что Вас поразило, когда Вы вступили в должность и стали знакомиться с состоянием дел?

- Мне очень импонирует, как в Москве организовано взаимодей­ствие всех подразделений. Здесь создана команда — коллектив едино­мышленников, действующий, исходя из общей стратегии, общего понима­ния сути происходящих реформ. Ко­нечно, мы обсуждаем оптимальные способы достижения поставленных целей, спорим, но при этом придер­живаемся единой идеологии и мето­дологии, у нас не происходит столк­новения противоположных мнений, как, например, на федеральном уровне между Минфином и Мин­экономразвития России. Тем самым создается ощущение динамичности, движения вперед, плодотворности предпринимаемых усилий.

Разумеется, это не означает, что все проходит гладко, и реформы идут семимильными шагами. Определен­ное беспокойство вызывает большой объем работ, который еще предстоит сделать. Мало разработать и утвер­дить нормативные документы, нуж­но еще донести видение, которое в них заложено, до людей, которые будут реализовывать эти нормы на практике. В Москве 6,5 тыс. учреж­дений, у каждого должно быть чет­кое понимание, что нужно сделать, причем разъяснительные мероприя­тия необходимо провести в очень сжатые сроки, чтобы уложиться в утвержденный график. Организо­вать нужное количество совещаний, семинаров вряд ли удастся, скорее всего, они смогут охватить в луч­шем случае 5% учреждений или того меньше. Видимо, придется прини­мать какие-то нестандартные реше­ния, например создавать форум или использовать экспертную поддерж­ку. Не думаю, что эта проблема толь­ко Москвы, может быть в меньших масштабах в силу количества учре­ждений, но она свойственна всем регионам.

- Минфином России разработаны до­кументы, регламентирующие порядок создания федеральных казенных, бюд­жетных и автономных учреждений, формирования и финансового обеспече­ния государственных заданий, расчета нормативных затрат на оказание федеральными учреждениями услуг, и другие. Аналогичные по содержанию проекты модельных нормативных ак­тов были предложены субъектам РФ для их рассмотрения и утвержде­ния. Все ли необходимые документы утверждены в Москве? В основном они дублируют положения для федераль­ных учреждений или в них все же есть какие-то новшества?

- В 2010 году правительством Мо­сквы был утвержден план-график мероприятий по реализации Закона № 83-ФЗ, в соответствии с которым разрабатываются все необходимые документы. Большая их часть уже принята или сейчас находится на рассмотрении.

Главное отличие документов го­рода Москвы от федеральных за­ключается прежде всего в том, что они не носят столь обобщенный ха­рактер, а учитывают особенности деятельности конкретных учрежде­ний в определенных экономиче­ских условиях. Взять, например, тот же приказ о нормативах затрат. Мы планируем, используя возможности Интернета, собрать со всех 6,5 тыс. учреждений данные об их фактиче­ских затратах в разрезе статей и эле­ментов в расчете на единицу услуги, а также об объемах предоставляемых ими услуг и предполагаемых мощно­стях, чтобы определить фактическую стоимость однотипной услуги. Сде­лав это и проанализировав причины различий в стоимости однотипной услуги у разных учреждений, можно определить рамки стоимости этой услуги для группы учреждений.

- Каким образом в Москве произошло разделение учреждений по их типам? Сколько в процентном отношении со­ставляют казенные, бюджетные, ав­тономные учреждения? Существуют ли такие, тип которых окончательно не определен? С чем это связано?

- Как раз сейчас ведутся работы по корректировке ранее составленных предварительных списков казенных, бюджетных и автономных учрежде­ний. С приходом новой команды они серьезно пересматриваются в сторону сокращения до минимума количества казенных учреждений, ими останутся в основном органы власти. Очевидно, что их доля будет очень мала. Боль­шая часть учреждений, оказывающих услуги, будут бюджетными, прежде всего это касается сфер здравоохра­нения, образования, культуры.

Пока все работают по-прежнему, но решение будет достаточно скоро принято, и уже в этом году начнет­ся постепенный перевод, который окончательно завершится в 2012 году.

- Для формирования бюджета города Москвы характерны те же тенден­ции, что и для федерального, имеется в виду в первую очередь переход на программное управление? Есть ли ка­кие-то принципиальные различия?

- Тенденции при формировании бюджетов приблизительно одинако­вые, принципиальных различий нет. На заседании правительства Москвы мэр озвучил, что начиная с 2012 года и на плановый период 2013 и 2014 го­дов бюджет будет программным на 80—90%. Уже рассмотрен и утвер­жден перечень первоочередных про­грамм.

Безусловно, какие-то техниче­ские различия между федеральны­ми и региональными программами будут, поскольку это все же разный уровень. Однако сам принцип охва­та государственными программами всей деятельности и всех ресурсов, включая имущественные, частные и т. д., которые направлены на дости­жение установленных целей, будет единым. Графики подготовки бюд­жета и разработки программ в Мо­скве также практически совпадают с федеральными.

- Как Вы оцениваете с позиции мето­долога Минфина России, участвовавше­го в разработке нормативных правовых актов по реформированию бюджетной сферы, идет ли их реализация в Москве так, как это и задумывалось в идеа­ле? Или все же практика вносит свои существенные коррективы?

- Нужно сразу сказать, что изна­чально при совместной разработке до­кументов Минфином и Минэконом­развития России не моделировалась какая-то идеальная ситуация. Скорее, стояла цель предоставить свободу вы­бора в использовании различных ме­тодов и инструментов, основываясь на определенных принципах.

Поясню на примере финансового обеспечения выполнения госзаданий. Принципиальная позиция заключает­ся в том, что оно осуществляется исходя из объема предоставляемых учрежде­нием услуг, а не количества сотрудни­ков, площадей и т. п. Благосостояние учреждения зависит от количества по­требителей услуг — это ключевая идея реформы. То есть размер финансового обеспечения должен рассчитываться как произведение стоимости единицы услуги на ее объем в натуральном вы­ражении. Другое дело, что методы рас­чета стоимости этой услуги могут быть различными: нормативный, эксперт­ный, структурный. Субъекты РФ сами должны определить, какие методы они будут использовать.

Мы приняли решение, что в 2011 году будем определять стои­мость услуг структурным и эксперт­ным методами, а не нормативным, поскольку он требует долгой, кро­потливой работы, хотя я знаю, что некоторые регионы будут его внед­рять, потому что уже готовы к этому.

Все документы и писались для того, чтобы можно было применить наиболее удобный инструментарий в зависимости от существующих реа­лий. Нет жестких рамок, которые ме­шают работать. Наоборот, все, что мы сделали, позволяет начать структур­ную реформу по всем направлениям. Я с нетерпением жду, когда Минфин России внесет в Правительство РФ поправки в Бюджетный кодекс, ко­торые мы вместе разрабатывали по программному бюджету, с тем чтобы начинать соответствующую работу над изменением закона о бюджетном процессе города Москвы.

- Какие задачи являются первоочеред­ными в 2011 году, а какие в долгосроч­ной перспективе?

- В 2011 году первоочередными задачами для Москвы, как и для дру­гих субъектов РФ, являются проведе­ние структурной реформы бюджет­ной сети в соответствии с Законом № 83-ФЗ, а также переход на про­граммный принцип формирования бюджета, соответственно, изменение формата бюджета, порядка его рас­смотрения, работы с ним.

В самых ближайших наших пла­нах проведение инвентаризации рас­ходных обязательств города Москвы и подготовка трехлетнего бюджета на 2012 год и на плановый период. Этот процесс начинается уже весной, предстоит выполнить большой объ­ем работ. Прежде всего необходимо проанализировать обоснованность расходных обязательств, актуальность нормативных документов, которыми они установлены, и при необходимо­сти поставить вопрос о модернизации нормативной базы, а также самих мероприятий. Также мы начнем раз­работку программ, скорее всего, они будут пятилетними. Пятилетние про­граммы и бюджет под них — это задел уже на пять лет вперед.

В долгосрочной перспективе мы бу­дем работать над оценкой и повыше­нием качества финансового менедж­мента наших учреждений, особенно новых. Скорее всего, уже к концу те­кущего года мы выпустим соответ­ствующий нормативный акт, чтобы в 2012 году сразу приступить к дей­ствиям. Кроме того, в следующем году мы планируем начать масштабные работы по повышению открытости и прозрачности для внешних пользо­вателей информации об исполнении бюджета, выполнении госзаданий.

- Что бы Вы порекомендовали своим коллегам из других регионов? На что нужно обратить особое внимание? Как можно минимизировать трудоза­траты и возможные ошибки?

- На мой взгляд, самое важное — своевременно принимать все необхо­димые решения, не затягивать проведе­ние реформ. Чем раньше мы перейдем на новые рельсы, тем будет проще. При этом не нужно стремиться во что бы то ни стало угнаться за передовыми ре­гионами, например Тюменью или Та­тарстаном, перенимать их опыт. Надо реально оценить свои возможности и делать то, что вы готовы. Все норма­тивные акты на федеральном уровне для того и написаны вариативно, что­бы выбрать приемлемый способ реали­зации принятых решений.

Реформа сама по себе уже явля­ется огромным шагом вперед, и как именно она будет реализована, более сложно или более просто, на первом этапе не принципиально. Важнее все сделать вовремя. Чем понятнее и до­ступнее это будет сделано, тем лучше.

Еще я порекомендовал бы обмени­ваться опытом с коллегами как на стра­ницах печатных изданий, таких, как ваше, так и лично, не стесняться своего незнания какой-то проблемы или от­сутствия практики. Возможно, в сосед­нем учреждении уже есть ответ на во­прос, над которым вы сейчас думаете.

- В заключение, в преддверии Между­народного женского дня 8 Марта, мы хотели бы попросить Вас поздравить наших читательниц с этим заме-нательным весенним праздником. Не секрет, что в финансовой сфере женщин работает гораздо больше, поэтому им будет особенно приятно слышать теплые слова в свой адрес от коллеги-мужчины.

- Я твердо убежден: все, что дела­ют мужчины — ради женщин.

Дорогие, любимые женщины, вы вносите в нашу жизнь радость и красоту. Мы благодарны, что вы рядом с нами. Вы — тот стимул, ко­торый помогает мужчинам двигать­ся и развиваться дальше, стремиться к достижению высоких результатов. Поздравляю вас с весенним празд­ником! Пусть каждый день вы будете окружены любовью, заботой и вни­манием.

Источник: журнал "Финансовый справочник бюджетной организации" № 3-2011




Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль