Единые рекомендации по оплате труда бюджетников в 2014 году

235
Захарьин Владимир Реонадович
эксперт по бюджетному учету, к.э.н.
В текущем году при разработке Положений об оплате труда в учреждениях нужно руководствоваться Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год*. Рассмотрим, в чем их отличие от прошлогодних Единых рекомендаций.

* Единые рекомендации на 2014 год утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 года.

В.Р. Захарьин, эксперт по бюджетному учету

Общие отличия

Структурно (по составу разделов и их названиям) Единые рекомендации 2014 года по сравнению с прошлогодними не изменились. В то же время между положениями Единых рекомендаций 2013 года и новых Единых рекомендаций имеется ряд весьма существенных отличий, обусловленных следующими факторами:
1) необходимостью реализации так называемых майских указов Президента РФ и требований законодательных и нормативных актов, принятых на федеральном и региональном уровнях в развитие названных указов;
2) вступлением в силу практически в полном объеме нового Закона об образовании (с 1 сентября 2013 года);
3) дальнейшей проработкой законодательной и нормативной базы в развитие Федерального закона об охране здоровья;
4) изменением общих подходов в регулировании зарплаты работников государственных и муниципальных учреждений:  повышение значимости профстандартов, переориентация направления повышений оплаты труда (с увеличения сумм выплат компенсационного и стимулирующего характера в пользу повышения должностных окладов и тарифных ставок и т. п.);
5) постепенным переходом на трудовые отношения, основанные на положениях эффективного контракта.
В рамках одной журнальной темы подробно рассмотреть и прокомментировать все новации Единых рекомендаций не представляется возможным.
Рассмотрим общие изменения, которые, на наш взгляд, являются наиболее существенными (без учета отраслевой специфики).

Системы оплаты труда бюджетников

В разделе IV «Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений» скорректированы нормы, регулирующие правила установления и изменения систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Поправки касаются следующих моментов.
1. Документы, с учетом реализации положений которых устанавливаются и изменяются системы оплаты труда ( п. 7 Единых рекомендаций 2014 года). Этот список дополнен.
Во-первых, Указом Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно ему, предполагается доведение к 2018 году средней зарплаты педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100 процентов от средней зарплаты в соответствующем субъекте РФ.
Во-вторых, в список добавлены отраслевые и региональные планы мероприятий («дорожные карты») изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения, соцобслуживания населения, культуры, образования и науки.

Методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов РФ планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013–2018 годы)» утверждены приказом Минтруда России от 18 января 2013 г. № 21.

2. Показатели, с учетом которых устанавливаются и изменяются системы оплаты труда. Одним из таких показателей является достигнутый уровень оплаты труда. В новых Единых рекомендациях уточнено ( подп. «в» п. 7), что этот показатель берется в том числе по отдельным категориям работников (определяется на основе статистических данных Росстата).
3. Процедуры, с учетом которых устанавливаются и изменяются системы оплаты труда. Устанавливать и изменять системы оплаты труда рекомендовано с учетом совершенствования порядка установления окладов, ставок зарплаты путем перераспределения средств в ее структуре на значительное увеличение доли тарифной (постоянной) части заработка работников. Цель такого перераспределения – повышение мотивации работников и эффективности их деятельности по заданным критериям и показателям. Его проводят с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти, управляющих в соответствующих видах деятельности, а также с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Размер оклада

Установление окладов. Как прошлогодние, так и новые Единые рекомендации предусматривают установление размеров окладов (должностных окладов), ставок зарплаты с учетом обеспечения их дифференциации. Однако в прошлом году речь шла о различиях в зависимости от требований к профподготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ на основе профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих.
В Единых рекомендациях 2014 года ( п. 11) дифференциация предусмотрена:

  • в зависимости от требований к профподготовке и уровню квалификации;
  • в зависимости от сложности выполняемых работ;
  • на основе профессиональных квалификационных групп (квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп).

При этом отдельно оговорено, что по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются в зависимости от сложности труда.

Аналогичные нормы предусмотрены в пункте 33 Единых рекомендаций 2014 года в отношении установления окладов работникам региональных и муниципальных учреждений.

Указание окладов в Положении об оплате труда. Такое Положение, разрабатываемое учреждением, должно предусматривать фиксированные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп. В нем нельзя использовать:

  • термин «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов);
  • ставки зарплаты, применяемой в примерных положениях об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными госорганами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что минимальные размеры окладов, указанные в примерных положениях, утвержденных отраслевыми и ведомственными органами управления, не являются обязательными к применению всеми учреждениями отрасли.
Получается, что установление окладов или ставок в меньшем размере нарушением считаться не будет.
Разумеется, при соблюдении иных ограничений по минимальному размеру зарплаты работника, установленных законодательными или нормативными актами общего действия.
Аналогичная рекомендация в отношении положений об оплате труда в региональных и муниципальных учреждениях закреплена в пункте 35 Единых рекомендаций 2014 года.

Стимулирующие выплаты

Положения Единых рекомендаций, регулирующие общие правила установления размеров и осуществления выплат стимулирующего характера, дополнены ссылками на нормативные акты Минздрава России, Минтруда России и Минобрнауки России, принятые в 2013 году и устанавливающие принципы и подходы к разработке показателей и критериев эффективности работы.
Таким образом, на уровне учреждений ранее разработанные локальные нормативные акты в части расчетов по выплатам стимулирующего характера (например, Положения о премировании) должны быть как минимум пересмотрены и уточнены с целью обеспечения соответствия требованиям нормативных актов (методических рекомендаций), упомянутых в пункте 16 Единых рекомендаций 2014 года.

Трудовой договор

При заключении трудовых договоров с работниками рекомендуется использовать примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении № 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы.

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.

А также предлагается использовать Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденные приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н. Об этом сказано в пункте 20 Единых рекомендаций 2014 года.
Для работников учреждений регионального и муниципального уровня такая же рекомендация приведена в пункте 36 Единых рекомендаций 2014 года.

Оплата труда руководящих работников

Положения раздела, посвященного системам оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, претерпели два изменения.
Во-первых, в новых Единых рекомендациях этот раздел дополнен пунктом 25, норма которого обязывает учреждения оформлять условия оплаты труда руководителей учреждений в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. № 329.

Постановлением № 329 утверждена типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения.

Во-вторых, уточнен порядок определения предельного уровня зарплаты руководителя учреждения. Общее правило, согласно которому предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей и работников учреждения рекомендуется определять в кратности от 1 до 8, сохранено. При этом уточнено, что при определении соотношения учитывается зарплата руководителя и работников учреждения, формируемая за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемая за календарный год.

Соглашения о минимальной зарплате

В новых Единых рекомендациях появился пункт 32. В нем рекомендуется органам госвласти субъектов РФ, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей заключать в 2014 году региональные соглашения о минимальной зарплате. И действие таких соглашений должно распространяться на всех работников госучреждений субъекта РФ и муниципальных учреждений. Практическое значение данной рекомендации, по нашему мнению, в том, что соответствующее соглашение может быть заключено в течение года, что в свою очередь может обусловить необходимость пересмотра окладов и тарифных ставок по некоторым должностям (наименее оплачиваемым).

Важно запомнить

Как и прежде, предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей и работников учреждения рекомендуется определять в кратности от 1 до 8. При определении соотношения учитывается заработная плата, формируемая за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемая за календарный год.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль