Инвентаризация: отражаем результаты

1655
Сусина Наталья Васильевна
эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях»
Перед сдачей годовой отчетности все бюджетные учреждения проводят инвентаризацию имущества и обязательств. Ее результаты необходимо корректно зафиксировать в документах, а также отразить бухгалтерскими проводками. О том, как это сделать, и поговорим.

Документальное оформление
При проведении инвентаризации комиссия вносит сведения об активах и обязательствах в специальные регистры — инвентаризационные описи. Список форм регистров можно найти на сайте www.budgetnik.ru.
Документы заполняют отдельно по каждому материально ответственному лицу и указывают места проведения инвентаризации. Кроме того, на описи должна быть расписка лица, ответственного за сохранность имущества. Заполненные документы подписывают председатель и все члены инвентаризационной комиссии учреждения.
В описях необходимо отразить в суммовом и количественном выражении сведения о фактическом наличии имущества по данным бюджетного учета, а также выявленные недостачи или излишки. Оформленные описи передают в бухгалтерию.
Если обнаружены расхождения между фактическими остатками и данными бухгалтерского учета, то суммы отклонений заносят также в специальную ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092).
На основании этого документа составляют акт о результатах инвентаризации (форма 0504835). Он утвержден в приложении 2 к Инструкции № 25н.
Обратите внимание: если в учреждении находятся, например, арендованное имущество или ценности, которые приняты на ответственное хранение, то на них составляют отдельные инвентаризационные описи (сличительные ведомости).

Регулирование выявленных разниц

Возможно, что при инвентаризации будут выявлены расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета.
Их отражают в определенном порядке. Он установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49) и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Россий-ской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).
Излишки имущества и неучтенные обязательства приходуют и соответствующую сумму зачисляют на финансовые результаты бюджетного учреждения — на увеличение финансирования. Причины их возникновения и виновное лицо устанавливают.

Инвентаризация завершена

После проведения инвентаризации необходимо:
— документально отразить соответствие фактических данных об имуществе и обязательствах записям в бухгалтерском учете либо их расхождения;
— выявить имущество, непригодное для дальнейшего использования и подлежащее списанию;
— выделить из общей массы мягкого инвентаря те предметы, которые нужно списать из-за окончания установленных законодательно сроков службы;
— проверить списание израсходованных материалов (запчастей, строительных материалов, хозяйственных средств) в соответст-вии с законодательно установленными нормами;
— выявить задолженность, которую нужно списать.
Напомним, что все имущество и обязательства, подлежащие списанию, снимаются с учета на основании письменного обоснования и распоряжения руководителя.
 


Недостачу и порчу имущества в пределах норм естественной убыли относят на уменьшение финансирования учреждения, а сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные не установлены или суд отказал во взыскании с них, то такие убытки списывают на уменьшение финансирования. Недостачи и убыль ценностей списывают по распоряжению руководителя учреждения.
Предложения о регулировании выявленных расхождений фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета представляют на рассмотрение руководи-телю.
Убыль ценностей в пределах установленных норм определяют после зачета по пересортице. Если после этого все же осталась недостача, то нормы применяют только по тем ценностям, по которым установлена недостача. При отсутствии утвержденных норм убыли недостача признается убылью сверх норм. Не забудьте, что излишки и недостачи материальных ценностей принимаются к учету по рыночной стоимости, то есть в сумме, которую можно получить в результате продажи таких активов.

Правила применения зачета при пересортице

Взаимный зачет излишков и недостач может быть сделан только в виде исключения (письмо Минфина России от 19 августа 2004 г. № 07-05-14/217).
Зачет производится:
— за один и тот же проверяемый период,
— у одного и того же ответственного лица,
— в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования,
— в тождественных количествах.
Материально ответственные лица представляют объяснения инвентаризационной комиссии о причинах допущенной пересортицы. Если при зачете стоимость недостающих ценностей выше сто-и--мости излишка, то разница взыскивается с виновных лиц. Сумму взаимного зачета при пересортице отражают в сличительной ведомости.
 


Отражение результатов в бухгалтерском учете

Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности по итогам года. Срок отражения результатов в учете нужно закрепить внутренним актом учреждения.
На основании данных ведомостей расхождений по форме 0504092 бухгалтер вносит исправительные записи и делает корректирующие проводки.
Проводки по учету излишков выглядят так:


 

Содержание операции
Дебет
Кредит
Приняты к учету излишки машин и оборудования по рыночной стоимости
101 04 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования»
401 01 180
«Прочие доходы»
Оприходованы по рыночной стоимости нематериальные активы
102 01 320
«Увеличение стоимости нематериальных активов»
401 01 180
«Прочие доходы»
Оприходованы объекты непроизведенных активов по результатам инвентаризации
103 01 330
«Увеличение стоимости непроизведенных активов»
401 01 180
«Прочие доходы»
Приняты к учету излишки материальных запасов по рыночной стоимости
105 06 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
401 01 180
«Прочие доходы»
Оприходованы неучтенные денежные документы
201 05 510
«Поступление денежных документов»
401 01 180
«Прочие доходы»
Оприходованы излишки наличных денег в кассе
201 04 510
«Поступления в кассу»
401 01 180
«Прочие доходы»


Суммы недостач также по рыночной стоимости отражают по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 209 00 560 и кредиту счета 401 01 172 (п. 161 Инст-рукции № 25н). При возмещении ущерба делают запись по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 209 00 660. Списание недостач из-за стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций отражают по дебету счета 401 01 273.

Запишем основные операции по учету недостач.


 

Содержание операции
Дебет
Кредит
По результатам инвентаризации объектов основных средств:
Отражена задолженность виновных лиц по недостаче оборудования
209 01 560
«Увеличение дебиторской задолженности по недостачам основных средств»
401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Списана остаточная стоимость оборудования
401 01 172
«Доходы от реализации активов»
101 04 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования»
Списана начисленная амортизация
104 04 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования за счет амортизации»
101 04 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования»
Внесена сумма в возмещение причиненного ущерба на расчетный счет в банке
201 01 510
«Поступления денежных средств учреждения на банковские счета»
209 01 660
«Погашение дебиторской задолженности по недостачам основных средств»
По результатам инвентаризации материальных запасов:
Отражена недостача медикаментов в пределах норм естественной убыли
401 01 172
«Доходы от реализации активов»
105 01 440
«Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств»
Отражена недостача мягкого инвентаря сверх норм естественной убыли
401 01 172
«Доходы от реализации активов»
105 05 440
«Уменьшение стоимости мягкого инвентаря»
Отражена задолженность материально ответственного лица по недостаче мягкого инвентаря и медикаментов
209 04 560
«Увеличение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов»
401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Внесена сумма в возмещение причиненного ущерба в кассу учреждения и медикаментов
201 04 510
«Поступления в кассу»
209 04 660
«Погашение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов»
По результатам инвентаризации денежных средств:
Списана сумма недостачи денежных документов в связи с не установлением виновных лиц
401 01 172
«Доходы от реализации активов»
201 05 610
«Выбытия денежных документов»
Списана недостача денежных средств в кассе
401 01 172
«Доходы от реализации активов»
201 04 610
«Выбытия из кассы»
Отражена задолженность кассира по недостаче денежных средств в кассе
209 05 560
«Увеличение дебиторской задолженности по недостачам финансовых активов»
401 01 172
«Доходы от реализации активов»
Оприходованы денежные средства в возмещение недостачи в кассу
201 04 510
«Поступления в кассу»
209 05 660
«Погашение дебиторской задолженности по недостачам финансовых активов»


Подводим итоги

По окончании инвентаризации может быть проведена контрольная проверка правильности ее проведения. Такая процедура осуществляется с участием всех членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц. Контрольные проверки возможны только до открытия склада, кладовой и аналогичных мест хранения, где только что проводилась инвентаризация. По завершении оформляют акт и результаты регистрируют в книге учета контрольных проверок.
В заключение отметим, что во время инвентаризации может выясниться, что какие-либо ценности и операции были отражены в бухгалтерском учете неверно. В этом случае бухгалтер вносит соответствующие исправления в учете.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль