Специальная оценка условий труда: сроки, порядок проведения

111
Чуткова Надежда Васильевна
консультант по вопросам начисления зарплаты, социальных пособий и их налогообложения
В конце прошлого года был принят Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Н.В. Чуткова, консультант по вопросам начисления зарплаты, социальных пособий и их налогообложения

В конце прошлого года был принят Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Вместо аттестации рабочих мест все работодатели с 2014 года будут проводить спецоценку условий труда. Кроме того, изменения, связанные с ее проведением, внесены и в иные законы. В частности, увеличен административный штраф за отказ от проведения спецоценки*.

* Поправки внесены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ.

Что такое спецоценка и кто ее проводит

Понятие спецоценки, порядок ее проведения, требования к оценивающей организации и ее сотрудникам определены в Законе № 426-ФЗ. Соответствующие поправки также внесены в Трудовой кодекс РФ, где само понятие «аттестация рабочих мест» теперь отсутствует.
Напомним, что в 2013 году и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест. Обязанность ее проведения была закреплена в статье 212 Трудового кодекса РФ. Теперь (с 1 января 2014 года) указанная норма содержит требование о проведении специальной оценки условий труда.
Спецоценка – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника.
По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.
Проводят оценку за свой счет все работодатели, даже те, у которых все рабочие места являются офисными. Это следует из статьи 212 Трудового кодекса РФ и из части 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ. Таким образом, специальную оценку должны проводить все без исключения учреждения.

Какие рабочие места надо оценить

Ранее аттестацию надо было проводить в отношении мест, где использовались ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства и где присутствовали источники опасности. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. То есть данные факторы не влияют на обязанность проведения оценки рабочих мест.
В отличие от аттестации, которую можно было не проводить в отношении некоторых офисных рабочих мест, спецоценку офисного персонала надо проводить в обязательном порядке.
Не надо проводить оценку условий труда надомников, а также дистанционных работников. Об этом прямо сказано в статье 3 Закона № 426-ФЗ.

Сроки проведения спецоценки

Законом № 426-ФЗ предусмотрены условия для общих случаев проведения специальной оценки условий труда ( ст. 9), а также для случаев ее внепланового проведения ( ст. 17).

Плановое проведение спецоценки

Специальную оценку необходимо проводить не реже чем один раз в пять лет. Если последняя аттестация рабочих мест проводилась менее пяти лет назад, то ее результаты приравниваются к результатам специальной оценки. Поэтому если рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации.

Внеплановое проведение спецоценки

При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока (см. табл. 1). Проводится внеплановая оценка в течение шести месяцев после наступления этих случаев.

Специальная оценка условий труда

Порядок проведения спецоценки

Шаг 1-й – создание комиссии и утверждение графика оценки. Чтобы начать спецоценку условий труда, работодатель должен создать комиссию и заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая специализируется на проведении спецоценки.
Требования к организации, проводящей спецоценку:
1) по уставным документам основным видом деятельности является специальная оценка условий труда;
2) в штате есть не менее пяти экспертов, получивших сертификаты на выполнение работ по спецоценке. И как минимум один из экспертов должен быть врачом по общей гигиене либо врачом по гигиене труда, или врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
3) в организации есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
4) организация и эксперты должны быть занесены в специальный реестр;
5) выбранная работодателем организация, проводящая спецоценку, должна быть по отношению к нему независимым лицом.
В комиссию включаются представители работодателя, представители профсоюза или иного представительного органа работников (при наличии), а также штатный или сторонний специалист по охране труда.
Возглавить комиссию должен представитель работодателя или руководитель учреждения. Кроме того, работодатель также определяет график проведения оценки.
Комиссия до начала выполнения работ определяет список рабочих мест, которые подлежат оценке.
Шаг 2-й – исследование рабочих мест. В ходе специальной оценки эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов.
Рабочие места подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего таких классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный.
В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени. Рабочие места, на которых вредные и опасные факторы не выявлены, заносятся в специальную декларацию соответствия. Эту декларацию нужно представить в трудовую инспекцию.

Форму декларации и порядок ее подачи должен разработать Минтруд России.

Шаг 3-й – составление отчета. По окончании спецоценки комиссия составляет отчет, куда включается ряд сведений. Среди них перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и иные документы. Форму отчета и инструкцию по ее заполнению также должны утвердить специалисты Минтруда России.
Шаг 4-й – ознакомление с отчетом. С отчетом работодатель должен письменно ознакомить каждого сотрудника в течение 30 дней с даты утверждения документа. А сводные данные спецоценки необходимо разместить на официальном сайте компании (при его наличии).

Для чего необходимы результаты спецоценки

Результаты проведенной специальной оценки используются для нескольких целей.
Во-первых, на основании спецоценки будут определяться дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Из части 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ следует, что в зависимости от класса и подкласса значение тарифа дифференцируется от 0 до 8 процентов (см. табл. 2).

Специальная оценка условий труда
Во-вторых, результаты спецоценки используются при заполнении формы-4 ФСС. На основании этих данных сотрудники фонда соцстрахования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам на травматизм нужно установить для того или иного страхователя. Правда, в действующей форме-4 ФСС (утверждена приказом Минтруда России от 19 марта 2013 г. № 107н) предусмотрены поля для результатов аттестации, а поля для результатов спецоценки отсутствуют. Но в ближайшее время в бланк будут внесены изменения. Проект новой формы уже есть на сайте Минтруда.
В-третьих, результаты спецоценки применяются для организации медосмотров, для разработки мероприятий по улучшению условий труда и для иных целей. Полный перечень таких целей приведен в статье 7 Закона № 426-ФЗ.

Ответственность за непроведение спецоценки

Работодателя могут привлечь к административной ответственности, если он не провел специальную оценку. Сейчас санкции за данное правонарушение предусмотрены в статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Размер штрафа составляет для руководителя от 1 тыс. до 5 тыс. руб., для самого учреждения – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Начиная с 2015 года в случае отказа от спецоценки трудинспекторы станут привлекать к ответственности по статье 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. А по этой норме величина штрафа значительно выше. Для руководителя – от 5 тыс. до 10 тыс. руб., для учреждения – от 60 тыс. до 80 тыс. руб. или предупреждение. При повторном нарушении размер санкции увеличится для руководителя от 30 тыс. до 40 тыс. руб., для учреждения – от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Причем руководителя, который повторно допустил нарушение, вместо штрафа могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность учреждения приостановить на срок до 90 суток.

Статья 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях вводится в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ.

Если же в учреждении произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. А если вина будет доказана, то руководителя могут привлечь к уголовной ответственности по статье 143 Уголовного кодекса РФ. Она предусматривает наказание от штрафа (до 400 тыс. руб.) до лишения свободы (на срок до 5 лет) в зависимости от тяжести нарушения.
Очевидно, такие строгие меры наказания заставят работодателей не игнорировать установленную обязанность.

Важно запомнить
Спецоценку условий труда надо проводить не реже чем один раз в пять лет. Если последняя аттестация рабочих мест проводилась менее пяти лет назад, то ее результаты приравниваются к результатам специальной оценки. Поэтому если рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 0%
  • Над составлением бюджетной сметы 0%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 100%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль