Учет поступлений от предпринимательской деятельности

1278
Король Елена Анатольевна
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, к. э. н.
На вопросы бухгалтеров о порядке учета поступлений от деятельности, приносящей доход, на лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, отвечает Елена Анатольевна Король, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, к. э. н.

– Какой документ служит основанием для открытия лицевого счета по учету средств от приносящей доход деятельности в территориальных органах Федерального казначейства (ОФК)?

– Генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от внебюджетной деятельности.

Его выдает главный распорядитель средств федерального бюджета. Кроме того, этот документ регистрирует и доводит до учреждения в установленном порядке орган Федерального казначейства.

Заметим, что на основании генерального разрешения (дополнений к генеральным разрешениям) главный распорядитель (распорядитель) средств может оформить и самостоятельно довести до подведомственного ему учреждения разрешение на открытие внебюджетного лицевого счета.

Напоминаем, что формы дополнений к генеральному разрешению с 2008 года изменены. В табличной части этих документов теперь наглядно видны все изменения источников формирования и направлений использования внебюджетных средств.

– В последнее время в актах и уведомлениях органов Федерального казначейства, как правило, применяется термин «средства от приносящей доход деятельности» и отсутствует термин «средства от предпринимательской деятельности». С чем это связано?

– Дело в том, что переменились формулировки и базовые понятия, а также наименование приказа, регламентирующего порядок открытия и ведения территориальными ОФК лицевых счетов для учета внебюджетных средств. Это приказ Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н (далее Инструкция № 46н).

В настоящий момент действительны такие определения:

  • средства, полученные от приносящей доход деятельности, – это средства, полученные из внебюджетных источников, образование и использование которых установлены законодательными актами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а в отдельных случаях – нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и учредительными документами (уставами) получателей средств федерального бюджета;
  • смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности – документ, составляемый на текущий финансовый год и определяющий объемы поступлений внебюджетных средств (с указанием источников образования и направлений использования этих средств по коду главного распорядителя средств федерального бюджета и коду классификации операций сектора государственного управления). Отметим, что смету утверждают в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета.

– Возможен ли обмен информацией об операциях на внебюджетных лицевых счетах с ОФК только посредством бумажных носителей?

– Да, это возможно.

Однако такое может быть лишь при отсутствии у бюджетного учреждения соответствующей технической возможности информационного обмена в электронном виде. В остальных случаях документооборот между ОФК и учреждениями выполняется посредством электронного обмена с применением средств электронной цифровой подписи (п. 5 Инструкции № 46н).

– В каких случаях могут быть закрыты (заблокированы) лицевые счета в ОФК по учету средств от приносящей доход деятельности?

– Лицевые счета закрывают при отсутствии на них показателей и по заявлению учреждения в случаях:

  • реорганизации, изменения подчиненности главному распорядителю средств;
  • завершения работы ликвидационной комиссии;
  • перехода клиента на обслуживание в другой ОФК и его отбытия с места временной дислокации на место постоянного нахождения.

Без заявления учреждения о закрытии лицевого счета такое возможно:

  • если учреждение исключено из Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и нет показателей на лицевом счете по учету внебюджетных средств;
  • при отзыве ранее выданного разрешения на открытие лицевого счета;
  • в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами Минфина России.

– Орган Федерального казначейства предоставил учреждению для сверки расчетов за предыдущий месяц информацию (по форме 0510015) по операциям на внебюджетном лицевом счете. Бухгалтер учреждения обнаружил неточные данные. Как следует поступить?

– В такой ситуации необходимо в течение трех рабочих дней с момента поступления документа от ОФК в письменной форме заявить о неподтверждении показателей. Если предоставить такую информацию в указанные сроки, то орган Федерального казначейства и учреждение предпринимают меры по устранению несоответствий.

Иначе при отсутствии возражений учреждения совершенные операции и остатки, отраженные по названной форме, считают подтвержденными.

– Когда зачисленные на внебюджетный лицевой счет средства будут учтены в ОФК как невыясненные поступления? Как исправить ситуацию?

– Суммы поступлений учитывают как невыясненные поступления в случаях, когда они перечислены без указания (с ошибочным указанием):

  • наименования получателя средств;
  • реквизитов внебюджетного лицевого счета;
  • иной информации в поле «Назначение платежа».

Кроме того, платеж зачислят как невыясненный при отсутствии учреждения в Сводном реестре и при непредставлении им всех документов, необходимых для открытия лицевого счета. В течение 10 рабочих дней после поступления средств учреждение должно устранить указанные замечания. В противном случае ОФК возвращает данные суммы плательщику.

– Учреждению пришло уведомление о том, что зачисленные на его внебюджетный лицевой счет средства нельзя использовать. В каком случае это возможно?

– Без права расходования зачисляют суммы, когда:

  • в платежном документе отсутствует ссылка на источник образования внебюджетных средств;
  • источник образования внебюджетных средств не соответствует источникам, отраженным в разрешении на открытие счета;
  • в платежном поручении дебитора нет ссылки на номер и дату платежного поручения учреждения, на основании которого был выполнен данный платеж, либо указаны иные причины возврата средств.

Для прекращения статуса «без права расходования» таких сумм учреждение должно представить соответствующее дополнение к разрешению на открытие счета или дополнительную информацию об источнике образования внебюджетных средств. Уточняющие документы заверяют подписями руководителя и главного бухгалтера учреждения.

– Перечисляя средства с лицевого счета по приносящей доход деятельности за услуги контрагента, учреждение указало неверный код бюджетной классификации (КБК). Можно ли исправить КБК?

– Да, это возможно.

Такое право учреждениям дает пункт 22 Инструкции № 46н.

Для уточнения операции получатель средств представляет в ОФК Уведомление об уточнении кода бюджетной классификации РФ по произведенным кассовым выплатам (п. 79 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. № 142н ).

Указанные корректировки возможны только в случаях:

  • изменения, согласно бюджетному законодательству, принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ;
  • ошибочного КБК в платежном документе получателя средств, на основании которого был отражен кассовый расход на его лицевом счете.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль