Платные услуги в образовании: как рассчитать зарплату

2735
Захарьин Владимир Реонадович
эксперт по бюджетному учету, к.э.н.
С 1 сентября образовательные бюджетные учреждения должны раскрывать информацию о платных услугах на своих сайтах*. Рассмотрим нюансы начисления зарплаты в рамках приносящей доход деятельности, ведь на практике, если учреждение оказывает платные услуги, вопросов у бухгалтеров немало...

* Приказ Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. № 785 (зарегистрирован Минюстом России 4 августа 2014 года).

В.Р. Захарьин, эксперт по бюджетному учету

Что признается платной услугой

В соответствии со статьей 101 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» платные образовательные услуги представляют собой образовательную деятельность по заданиям и за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных услуг используется учреждениями в соответствии с уставными целями.
Образовательные учреждения обязаны указывать перечни платных образовательных услуг и направления расходования полученных доходов в своем уставе.
Правила оказания платных образовательных услуг утвержденыпостановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706. При этом само понятие «платные услуги» не расшифровано. Такие услуги, как правило, оказываются основным персоналом учреждения. Но не исключено также привлечение сторонних работников на условиях совместительства или договоров гражданско-правового характера.

Квалификация работников

Педагогические работники, привлекаемые для оказания платных услуг, должны обладать необходимой квалификацией в соответствующем виде деятельности. На практике данное обстоятельство позволяет устанавливать размеры окладов или ставок работников в соответствии с общими правилами – исходя из уровня их образования, стажа работы и иных факторов, влияющих на уровень оплаты труда.

Риски при оказании платных услуг

Пунктом 2 статьи 48 Закона об образовании введен прямой запрет на оказание педагогическими работниками платных образовательных услуг обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов.
В нормативных актах и разъяснениях органов государственной власти данное требование пока должным образом не детализировано. Но на практике это означает, что если в рамках приносящей доход деятельности оказываются услуги, направленные на исправление недостатков обучения, допущенных тем же специалистом при оказании обязательных образовательных услуг, то правомерность взимания платы за такие услуги может быть обжалована в судебном порядке.
Чтобы исключить подобные спорные ситуации, образовательное учреждение должно перераспределить нагрузку между педагогами одноименных специализаций. Таким образом, в рамках дополнительных услуг работник не будет заниматься с теми учениками, с которыми работает в рамках госзадания.

Тарифы, оклады

Один из принципов формирования федеральной, региональных и муниципальных систем выплат – обеспечение равной оплаты за труд равной ценности (в том числе при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера).
Также нельзя допускать какую бы то ни было дискриминацию – различия, исключения и предпочтения, не связанные с деловыми качествами работников и результатами их труда.
Иначе говоря, если платные образовательные услуги представляют собой дополнительные учебные занятия, педагогические работники, занятые их проведением, должны тарифицироваться так же, как и по основной деятельности.

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год утвержденырешением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 года.

Алгоритм установления окладов

Платные образовательные услуги могут представлять собой как обучение по дополнительным образовательным программам, оплачиваемым в зависимости от количества учебных часов, так и проведение мероприятий, оплата которых осуществляется независимо от их продолжительности – за весь объем оказанной услуги (например, специальные семинары).
При этом возникает необходимость установления для работников двух окладов – в зависимости от того, какой вид услуг оплачивается. Обе группы мероприятий могут проводиться одними и теми же работниками.
К примеру, в части оклада (ставки) для почасовой оплаты работы по оказанию дополнительных образовательных услуг может использоваться фиксированный оклад, установленный конкретному работнику при тарификации по основной деятельности. Если работник занят только в сфере оказания платных услуг, фиксированный оклад назначается по общим правилам, окончательная сумма оплаты труда рассчитывается из величины фиксированного оклада пропорционально фактической учебной нагрузке.
Базовый оклад для расчетов по оплате труда за оказание услуг, оплачиваемых независимо от количества проведенных часов, может быть определен расчетным порядком.
Если суммы дохода от оказываемых платных услуг возможно определить с достаточной степенью точности, то может быть выделена часть доходов, направляемая в фонд оплаты труда.
Размер компенсационных и стимулирующих выплат устанавливается в соответствии с коллективным или трудовым договором, а размеры должностных окладов – с таким расчетом, чтобы за счет доходов могли быть осуществлены все выплаты.

Смотрите видео по теме: запись вебинара «Оказание платных услуг государственными (муниципальными) учреждениями: нововведения, сложные вопросы» на сайте журнала в разделе «Видеосеминары».

Сложности расчетов

Основной особенностью бухгалтерского учета расчетов с работниками, занятыми оказанием платных услуг, является то, что начисленные суммы окладов, ставок, выплат компенсационного и стимулирующего характера относятся на увеличение себестоимости платных услуг, то есть отражаются по соответствующему счету, открытому к счету 2 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Суммы оплаты труда по основной деятельности относятся непосредственно на увеличение расходов образовательного учреждения (4 401 20 211–4 401 20 213).
Так как речь идет об оказании услуг, то теоретически с работниками (в том числе со штатными) можно заключать договоры гражданско-правового характера.
Данная мера позволяет обойти ряд ограничений (в частности, по размеру выплат) и в некоторой степени минимизировать общий размер расходов (например, в части отпускных или компенсаций за неиспользованный отпуск).
Однако при этом необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в абзаце 3 пункта 8 и пункте 12 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2, в соответствии с которыми, если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, а в ходе судебного разбирательства установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, то к таким отношениям в силу части 4 статьи 11 Трудового кодекса РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.35%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.82%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.71%
  • Над налоговой отчетностью 23.53%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль