Важные дополнения к расчету начальной (максимальной) цены контракта

4456
В законе о контрактной системе закупок и методических рекомендациях Минэкономразвития России правилам определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта уделено максимальное внимание. Тем не менее неясные места встречаются, и по ним всегда задают вопросы.

В сфере установления начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) наиболее часто затруднения вызывают, например, такие вопросы:

  • Можно ли при обосновании цены указывать торговые знаки?
  • Обязательно ли обосновывать единичные расценки?
  • Как правильно установить и обосновать цену, если объем закупки заранее рассчитать невозможно?
  • Что делать, если сложно вписаться в рамки доведенных лимитов бюджетных обязательств?
  • Каким образом определить цену на лекарственные препараты, включенные в список жизненно важных лекарств?
  • Какой метод расчета цены контракта применим, если необходимо установить охранно-пожарную или тревожную сигнализацию?

Товарные знаки и наименования поставщиков в обосновании НМЦК

Распространенный вопрос — допускается ли при расчете НМЦК на поставку товара указывать торговую марку либо наименование организации, которые были использованы в качестве доступной информации?

Расчет начальной (максимальной) цены контракта является обязательной частью документации о закупке (а в случае запроса котировок — извещения о проведении закупки). Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ) в описание объекта закупки запрещено включать информацию, с помощью которой можно идентифицировать определенный товар или его поставщика. Соответственно, нельзя внести эти сведения и в обоснование цены.

Такой же вывод следует из пункта 2.1 приказа Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 (далее — Методические рекомендации № 567). Ведомство рекомендует при обосновании цены (если документ, в котором его приведут будет доступен для ознакомления неограниченному кругу лиц) не указывать поставщика (подрядчика, исполнителя), предоставившего данные для расчета.

Стоит отметить, что указанные запреты усложняют проверку правильности определения цены контракта, которую установил заказчик. При этом расчет цены публикуют в открытом доступе как раз для этой цели.

Единичные расценки – обязательны ли?

Зачастую предмет контракта представляет собой множество отдельных единиц продукции. Например, в документации о закупке медицинских материалов могут быть перечислены такие товары, как перчатки, бинты, шприцы и еще десятки наименований. Не понятно, можно ли обосновать только общую цену контракта или требуется сделать это в отношении каждой единицы товара.

Закон № 44-ФЗ не будет нарушен ни в том ни в другом случае. Кроме того, оба варианта расчета применимы для продукции и услуг, технологически и функционально связанных между собой, и в соответствии с Методическими рекомендациями № 567.

При принятии решения об обосновании единичных расценок заказчик должен установить, как их определять. В документации о закупке следует привести цены по каждой единице и указать, что «при заключении контракта единичные расценки определяются с сохранением пропорционального соотношения этих расценок путем применения к начальным единичным расценкам понижающего коэффициента. По­нижающий коэффициент рассчитывается путем деления цены, пред­ложенной в ходе процедуры закупки ее участником, на НМЦК».

Закупка без конкретного объема работ

В ряде случае определить объем работ сложно или попросту невозможным. Возникает законный вопрос — как в этом случае рассчитать НМЦК и обосновать ее?

Для объектов закупки, перечисленных в пункте 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ, заказчик или уполномоченный орган устанавливают цену контракта с учетом особых правил.

Так, если запланированы работы по техобслуживанию и ремонту техники или оборудования, в извещении и документации о закупке указывают не только НМЦК, но и единичные расценки на работы и запасные части, по которым и происходит расчет по контракту.

Оплачены могут быть только выполненные работы и поставленные товары. При этом за весь срок действия контракта можно приобрести столько работ и товаров, сколько позволяют выделенные на закупку лимиты бюджетных обязательств, то есть НМЦК.

Поскольку обосновать НМЦК без данных об объеме и количестве невозможно, в извещении и документации о закупке приводят расчет для каждой единицы работы и товара.

Снижение цены контракта до лимита бюджетных обязательств

Бюджетный кодекс РФ в части 5 статьи 161 устанавливает, что органы власти и другие получатели бюджетных средств могут заключать и оплачивать контракты в установленных лимитах. Что делать, если выделенных средств недостаточно? Например, каждый из поставщиков, которым был направлен запрос цен, указал в ответе цену, превышающую лимиты бюджетных обязательств. Заказчик не может рисковать и провести такую закупку с нарушением норм законодательства.

В целях установления НМЦК в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств необходимо рассмотреть возможность уменьшения количества или объема закупаемых товаров (работ, услуг), являющихся предметом закупки, либо запросить увеличение доведенных лимитов бюджетных обязательств в установленном порядке.

Лекарственные препараты

При расчете НМЦК в случае закупки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, применяют два метода:

  • тарифный метод;
  • метод анализа рынка.

Во втором случае начальную цену рассчитывают как максимальное значение зарегистрированных предельных отпускных цен производителей с прибавкой НДС. При заключении контрактов на поставку препаратов, включенных в вышеуказанный перечень, цену определяют без учета применения предельных надбавок. Такое мнение выражено в письме Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. № Д28и-11.

Монтаж охранно-пожарной и тревожной сигнализации

Некоторые заказчики при расчете НМЦК на монтаж пожарной сигнализации или тревожной кнопки применяют проектно-сметный метод. Однако нормы Закона № 44-ФЗ позволяют применять его в случаях, если предмет контракта — это строительство, реконструкция, капитальный или текущий ремонт.

Таким образом, проектно-сметный метод не может быть использован заказчиком при определении и обосновании НМЦК на проведение монтажа охранно-пожарной или тревожной сигнализации.

Вместе с тем в случае невозможности применения методов, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, учреждения могут воспользоваться затратным методом.

Он заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитывают типичные в подобных случаях прямые и косвенные затраты.

Кроме того, заказчик вправе применить иные методы, разработанные им самостоятельно. В этом случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов. Об этом сказано и в письме Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 № Д28и-2899.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.56%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.22%
  • Над налоговой отчетностью 5.56%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль