Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения

13226
Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения формируется, как правило, в автоматическом режиме и сдается в составе годовой отчетности. Однако в течение года у бюджетного учреждения может появиться необходимость в сдаче промежуточного ликвидационного или разделительного балансов.

Чем руководствоваться  

В 2016 году бухгалтерам бюджетных учреждений по-прежнему следует руководствоваться Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 № 33н (далее – Инструкция № 33н). Данная инструкция регламентирует порядок составления и представления годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. Последние изменения внесены инструкцию приказом Минфина от 20 марта 2015 г. № 43н. Так, введено несколько новых строк в Справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах. При этом указанная справка входит в состав Баланса государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730). Предусмотрены новые табличные формы в составе Пояснительной записки. Введена форма 0503762 «Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания и по достижению целей, предусмотренных условиями предоставления субсидий на иные цели и субсидий на осуществление капитальных вложений».

Дело в том, что итоговые результаты деятельности бюджетных и автономных учреждений устанавливаются учредителем еще в момент выдачи им соответствующего государственного (муниципального) задания. Поэтому важно установить исполнение такими учреждениями задания учредителя по факту. Таким образом, вести подготовку к заполнению новой формы необходимо в течение года.

Как формировать отчетность при реорганизации или ликвидации

При реорганизации, изменении типа учреждения или ликвидации бухгалтерскую отчетность необходимо формировать и представлять на дату проведения этих мероприятий. В состав отчетности в обязательном порядке входит разделительный (ликвидационный) баланс (далее - форма 0503830).
Пояснительная записка к балансу бюджетного учреждения (ф.0503760) относится к формам, предусмотренным для годовой отчетности. Однако промежуточная отчетность предоставляется, как правило, в объеме годовых форм. При этом вопрос о том, что писать в пояснительной записке к балансу бюджетного учреждения в случае его реорганизации (ликвидации) стоит особенно остро.
Методические рекомендации о том, как написать пояснительную записку к балансу бюджетного учреждения, должен сформировать, прежде всего, учредитель реорганизуемого (ликвидируемого) учреждения. Общие рекомендации о том, как заполнить пояснительную записку к балансу бюджетного учреждения, даны в письме Минфина России от 22 августа 2013 г. № 03-01-11/34511.
В письме Минфина Пермского края от 14 июля 2014 г. № СЭД-39-01-13-101, например, сказано, что при реорганизации пояснительная записка должна подаваться в составе текстовой части и формы 0503773 «Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения». При этом для решения управленческих и оперативных вопросов на основании решения учредителя (финансового органа) может быть представлена иная информация.

Анализ рекомендаций различных учредителей бюджетных учреждений о том, как составить пояснительную записку к балансу бюджетного учреждения, показывает, что в текстовой части Пояснительной записки дополнительно должны быть раскрыты, например:

  • сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого (преобразуемого) учреждения в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые в суде;
  • другая информация, существенная для учредителя, которая характеризует показатели деятельности реорганизуемого учреждения за отчетный период.

Структура баланса бюджетного учреждения при его ликвидации отличается от формы 0503730. Так, например, требования кредиторов в промежуточном ликвидационном балансе учитываются:

  • в размере, признанном ликвидационной комиссией;
  • на основании документов, подтверждающих наличие обязательства и размер долга.

Кредиторы, чья задолженность не была включена в промежуточный ликвидационный баланс, могут предъявить свои требования в суде. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда отказано, считаются погашенными (п. 6 ст. 64 ГК РФ). Поэтому сверх той задолженности, которая будет зафиксирована при составлении промежуточного ликвидационного баланса, может быть истребована задолженность, присужденная к взысканию судом.
Для бюджетного учреждения самым главным должно быть понимание того, какие действия будут предприняты на основании промежуточного ликвидационного баланса. К ним относятся:

  • оценка достаточности денежных средств для расчетов с кредиторами;
  • погашение признанной ликвидационной комиссией задолженности.

Кредиторская задолженность, права на которую не предъявлены, списывается в состав чрезвычайных доходов от операций с активами. 
Расчеты с учредителями в балансе бюджетного учреждения, которое находится в процессе ликвидации или реорганизации, также не менее важны. Ведь промежуточный ликвидационный баланс учреждения утверждается органом государственной власти, принявшим решение о ликвидации. Исходя из сущности процессов реорганизации (ликвидации), реформация баланса в бюджетном учреждении при формировании формы 0503830 не проводится.

Каким образом проверить ликвидационный баланс бюджетного учреждения

Приемы, обеспечивающие успешную сдачу баланса, максимально облегчены за счет увязки между показателями. Более того, бухгалтерский баланс взаимосвязан с другими формами отчетности. Увязка выполняется в автоматическом режиме на основании таблиц соответствия. Таким образом, при проверке баланса лучше сосредоточится на анализе финансово-хозяйственной деятельности (далее – ФХД) учреждения.
Так как анализ ФХД сети подведомственных учреждений – один из методов оптимизации, то учреждению для управленческих целей также можно анализировать промежуточные балансы для оценки своих шансов не быть реорганизованным или закрытым. Особенно важен анализ промежуточного ликвидационного баланса, так как на его основе выплачиваются денежные суммы кредиторам.
Выплаты указанных сумм производятся, начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Исключение - кредиторы третьей и четвертой очереди. Таким кредиторам долги выплачиваются по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При некачественной проверке у ликвидируемого учреждения может возникнуть необходимость в каких-либо расходах после подписания промежуточного ликвидационного баланса.
Однако в некоторых случаях такие ситуации не связаны с качеством проверки. Так, например, учреждение должно оплачивать коммунальные и иные аналогичные услуги, хотя соответствующие обязательства не предусмотрены промежуточным ликвидационным балансом. В силу пункта 3 статьи 62 Гражданского кодекса РФ к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Поэтому в целях сохранности имущества и обеспечения деятельности учреждения до момента ликвидации комиссия вправе оплачивать подобные расходы. В любом случае, до составления ликвидационного баланса ликвидационная комиссия должна:

  • завершить расчеты с дебиторами и кредиторами;
  • передать материальные ценности собственнику (как правило – органу по управлению государственным или муниципальным имуществом);
  • обеспечить закрытие в установленном порядке лицевых счетов в органах федерального казначейства (в иных органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета) и в кредитных организациях.

При этом остатки неиспользованных бюджетных средств отзываются с лицевого счета ликвидируемого органа или учреждения главным распорядителем на его распорядительный счет.
Даже визуальная проверка ликвидационного баланса позволяет сделать вывод о том, осталось ли после удовлетворения требований кредиторов имущество у учреждения. Такое имущество передается собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами РФ, а также учредительными документами организации.
Только после завершения всех операций и тщательной проверки данных, ликвидационная комиссия должна составить окончательный вариант ликвидационного баланса учреждения и представить его учредителю в лице соответствующего органа власти или местного самоуправления.

Как сдать ликвидационный баланс бюджетного учреждения

Ликвидационный баланс с заявлением установленной формы и документом об уплате государственной пошлины подается в регистрирующий орган.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо, соответственно, прекратившим свою деятельность, только после внесения записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Об этом сказано в статье 22 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, который регламентирует, в частности, государственную регистрацию юридических лиц. 
Только по завершении всех процедур регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
В случае реорганизации учреждения предоставление отчетности мало отличается от ее представления в процессе ликвидации. Отчетность необходимо представить:

  • учредителю, в ведении которого учреждение находилось до реорганизации;
  • органу исполнительной власти, принявшему решение о реорганизации.

По новой ведомственной подчиненности отчетность представляется после утверждения соответствующим органом власти или бывшим учредителем (п. 75-79 Инструкции № 33н, письмо Минфина России от 22 августа 2013 г. № 03-01-11/34511).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.14%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.14%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 75%
  • Над налоговой отчетностью 17.86%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль