О единых рекомендациях по системам оплаты труда работников бюджетных учреждений

33

Разграничение полномочий в области установления систем оплаты труда на федеральном, региональном и территориальном уровнях

Общие принципы формирования систем оплаты труда

Условия и порядок установления оплаты труда работников бюджетных учреждений

С 2005 г. Федеральными законами от 06.10.99 № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ” и от 06.10.03 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” органам государственной власти субъектов РФ предоставляется право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных учреждений, а органам местного самоуправления – размеры и условия оплаты труда работников муниципальных предприятий и учреждений.

Разграничение полномочий в области установления систем оплаты труда на федеральном, региональном и территориальном уровнях

Статьей 138 Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении из внесено дополнение в ст. 135 ТК РФ, согласно которому Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно, до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, разрабатывает единые рекомендации по системе оплаты труда (далее – Рекомендации), которые учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.

Особенность подхода к формированию систем оплаты труда заключается в том, что условия оплаты труда, установленные на федеральном уровне, не будут обязательными для регионов и территорий. При введении этих условий для государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений соблюдается принцип добровольности.

Нельзя не понимать, что самостоятельность при установлении условий оплаты труда на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и местных органов самоуправления может повлечь за собой негативные последствия. Существует опасность, что вместо действующей единой системы оценки труда работников бюджетной сферы (тарификации) в субъектах РФ могут возникнуть свои тарифные системы. Это поставит работников образования, здравоохранения, культуры и других бюджетных отраслей в условия несхожей системы оценки квалификации и сложности выполняемых работ в различных регионах страны. В этих условиях возможна частичная утрата единства образовательного пространства, предоставления медицинских услуг и т. д.

Для того чтобы предотвратить такие последствия, целесообразно сохранить единые принципы и основы регулирования оплаты труда работников бюджетных учреждений, которые не ущемляют прав регионов и территорий.

Общие принципы формирования систем оплаты труда

Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 г. утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.04, протокол № 4.

Целью разработки рекомендаций как раз и является формирование единых принципов и основ регулирования оплаты труда работников бюджетных учреждений на федеральном, региональном и местном уровнях, которые учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при подготовке нормативных правовых актов по оплате труда работников бюджетных учреждений.

Единые принципы и основы применяются при формировании систем заработной платы, предусматривающих дифференциацию размеров оплаты труда работников в зависимости от уровня образования, специального стажа, квалификации, сложности выполняемых работ и особенностей деятельности отдельных учреждений.

При разработке федеральных, региональных и территориальных систем оплаты труда рекомендуется применять следующие принципы:
     – обеспечение зависимости величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемых работ, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальными размерами;
     – систематизация выплат за выполнение работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, обеспечение единых подходов к их применению в бюджетных учреждениях;
     – единые подходы к исчислению стажа работы;
     – использование различных видов поощрительных выплат за высокие результаты и качество выполнения работы, основанной преимущественно на применении надбавок стимулирующего характера, устанавливаемых к тарифным ставкам и должностным окладам, а также премирования за достижения в труде;
     – сохранение единого порядка аттестации и квалификационного категорирования работников, установленного для соответствующих профессионально-квалификационных групп;
     – тарификация работ и работников с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, а также Единого квалификационного справочника по должностям руководителей, специалистов и служащих;
     – принцип, что вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда, включая ставки (оклады), доплаты, надбавки, повышенную оплату труда, в т. ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу на селе, и другие условия труда не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), установленных по состоянию на 31 декабря 2004 г.;
     – обеспечение повышения уровня реальной заработной платы работников бюджетных учреждений.

В Рекомендациях приводится перечень вопросов, которые должны быть предусмотрены законодательными и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Условия оплаты труда, установленные федеральными законами и указами Президента РФ, обязательны для исполнения на всей территории РФ и являются гарантией для работников всех учреждений бюджетной сферы независимо от того, являются ли они федеральными, региональными или муниципальными.

Правительство РФ устанавливает размеры и условия оплаты труда для работников федеральных государственных учреждений. Субъекты РФ самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных учреждений с учетом Рекомендаций. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений с учетом Рекомендаций.

Условия и порядок установления оплаты труда работников бюджетных учреждений

Формирование новых федеральных, региональных и территориальных систем заработной платы потребует более или менее длительного промежутка времени и определенных финансовых затрат. В этой связи на период до их введения рекомендуется ориентироваться на действующую систему оплаты труда.

В 2005 г. сохранилась система оплаты труда на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Это прежде всего значит, что оплата труда работников бюджетных учреждений осуществляется на основе тарифных ставок (окладов) и должностных окладов, которые составляют тарифные условия оплаты труда.

Тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника данного разряда в единицу времени (час, день, месяц) за выполнение нормы труда

Тарифные ставки и должностные оклады определяются на основе тарифной ставки 1-го разряда и тарифных коэффициентов ЕТС, установленных постановлением Правительства РФ с учетом мнения общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей.

Должностные оклады руководителей дифференцируются в зависимости от вида и значимости учреждения, ответственности, объема и сложности выполняемых работ. Что же касается должностных окладов специалистов и служащих, они определяются в зависимости от сложности выполняемых работ и присвоенных им квалификационных категорий в соответствии с Единым квалификационным справочником по должностям руководителей, специалистов и служащих.

Тарифные ставки (оклады) рабочих дифференцируются в зависимости от сложности выполняемых работ и присвоенных им квалификационных разрядов в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.

Сохранение системы оплаты труда на основе ЕТС также означает:
     – работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются повышенные должностные оклады и тарифные ставки (оклады);
     – доплаты устанавливаются при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий и должностей, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и других работ. Порядок установления указанных доплат определяется на основе законов и иных нормативных правовых актов;
     – надбавки к должностным окладам и тарифным ставкам (окладам), премии и другие поощрительные выплаты устанавливаются работникам бюджетных учреждений по результатам труда. Порядок их применения, а также источники указанных выплат определяются на основе нормативных правовых актов;
     – работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, повышенная оплата труда производится посредством применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в порядке и размерах, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Рекомендации содержат:
     – минимальный уровень тарифных ставок и окладов по категориям работников (профессиям) государственных и муниципальных учреждений;
     – минимальный уровень дифференциации тарифных ставок и окладов по категориям работников;
     – минимальный уровень доплат и надбавок;
     – долю средств на оплату труда, направляемую на премирование работников.

Тарифная ставка (оклад) 1-го разряда Единой тарифной сетки на федеральном уровне установлена в размере 720 руб. в месяц

В соответствии с ЕТС сохранили действие 18 разрядов и межразрядных тарифных коэффициентов, устанавливающих соотношение ставок 1-го и 18-го разрядов 1 : 4,5. Соответствующими органами власти – на федеральном, региональном и территориальном уровнях – устанавливается ставка 1-го разряда ЕТС. При наличии в соответствующих бюджетах необходимых средств органы государственной власти субъектов РФ и местные органы самоуправления могут устанавливать тарифные ставки (оклады) в более высоких размерах, чем это предусмотрено на федеральном уровне.

На основе действующих коэффициентов ЕТС будет осуществляться и повышение оплаты труда работников федеральных государственных учреждений в 2005 г.

На сегодняшний день в ряде регионов (например, в Московской области) уже разработаны системы оплаты труда работников бюджетных учреждений в соответствии с Едиными рекомендациями, но во многих регионах эта работа еще продолжается. Ожидается, что Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2006 г. будут разработаны и утверждены Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений не ранее лета следующего года.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 23.91%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.7%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.39%
  • Над налоговой отчетностью 23.91%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль