Бюджетное учреждение не всегда должно подавать декларации по налогам

194
Королева Сусанна Павловна
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
Как показывает практика, у бюджетных учреждений часто нет объектов обложения по НДС, налогу на имущество, земельному налогу. Надо ли им сдавать нулевые декларации или можно не отчитываться в инспекцию? Давайте разбираться.

С.П. Королева, налоговый консультант

Налог на добавленную стоимость

Неясность со сдачей декларации по НДС может возникнуть в двух случаях:
1) если учреждение занимается деятельностью, которая освобождена от НДС по статье 149 Налогового кодекса РФ;
2) если учреждение освобождено от исполнения обязанностей плательщика НДС на основании статьи 145 Налогового кодекса РФ.

Освобождение по статье 149 Налогового кодекса РФ

Если все операции учреждения освобождены от налогообложения на основании указанной нормы, учреждение продолжает оставаться плательщиком в отношении НДС. А налогоплательщики должны представлять декларации на основании пункта 5 статьи 174 Налогового кодекса РФ. Исключений для учреждений, у которых операции освобождены от налогообложения, указанная статья не содержит. Так же считают и чиновники, и судьи. Подтверждением тому могут служить письмо Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 03-07-08/35, постановление ФАС Уральского округа от 24 февраля 2011 г. № Ф09-562/11-С3.
Форма декларации по НДС содержит раздел 7. Именно здесь надо записать операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
При отражении в графе 1 строки 010 операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), под соответствующими кодами операций учреждение заполняет показатели в графах 2, 3 и 4 строки 010.
В графе 2 строки 010 по каждому коду операции, не подлежащей налогообложению, отражается стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) согласно статье 149 Налогового кодекса РФ.
В графе 3 строки 010 по каждому коду операции, не подлежащей налогообложению, отражается стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом. А именно – стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса РФ.
В графе 4 строки 010 по каждому коду операции, не подлежащей налогообложению, отражаются суммы налога, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, которые не подлежат вычету в соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Форма декларации по НДС и Порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н. Начиная с декларации за I квартал 2014 года она представляется только в электронной форме (подробности – на стр. 76).

Освобождение по статье 145 Налогового кодекса РФ

Учреждения, применяющие освобождение от обязанностей налогоплательщика по статье 145 Налогового кодекса РФ, могут не представлять декларацию по НДС, если они не выставляют покупателям счета-фактуры с выделенным налогом и не являются налоговыми агентами. Эту же позицию официально высказала ФНС России в письме от 29 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/7895@.

Налог на имущество

Если у учреждения нет объекта налогообложения, оно не признается плательщиком налога на имущество и не должно сдавать расчеты по авансовым платежам и декларацию по данному налогу ( п. 1 ст. 373, п. 1 ст. 386 Налогового кодекса РФ). Это подтверждается письмами Минфина России от 17 апреля 2012 г. № 03-02-08/41, от 12 октября 2011 г. № 03-05-05-01/81.

Учреждение применяет льготы по налогу

Учреждения, имущество которых освобождено от налогообложения на основании льготы, все же являются налогоплательщиками. Ведь фактически у них есть объект налогообложения. И они обязаны сдать по итогам каждого квартала расчет по авансовым платежам, а по итогам года – налоговую декларацию ( письмо ФНС России от 15 декабря 2011 г. № ЕД-21-3/375).

Учреждение владеет имуществом с нулевой стоимостью

Нулевые налоговые декларации и расчеты по авансовым платежам должны подавать и учреждения, которые владеют недвижимым имуществом или движимыми объектами, приобретенными до 2013 года, и полностью самортизировали их. Основное средство признается объектом налогообложения вплоть до списания его с учета. А полное погашение его стоимости путем амортизации не является основанием для выбытия актива ( п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ). Поэтому, пока объект числится в учете, обязанность сдачи отчетности остается ( письмо ФНС России от 8 февраля 2010 г. № 3-3-05/128).

При представлении налоговой декларации по налогу на имущество в этом случае необходимо заполнить: титульный лист, раздел 1 и 2 декларации по налогу ( п. 1.3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895).

В случае выбытия всех объектов основных средств в течение налогового периода учреждение вправе представить в свою налоговую инспекцию декларацию по налогу на имущество досрочно, то есть до установленного срока ее представления и даже до окончания года.
Но если до истечения года учреждение купит недвижимость, облагаемую налогом, то в инспекцию надо будет сдать расчеты по авансовым платежам, а по итогам года уточненную декларацию по налогу на имущество и доплатить налог ( письмо ФНС России от 30 июля 2013 г. № БС-4-11/13835).

Если все активы – движимые и приняты на учет в 2013 году

Если в 2013 году у бюджетного учреждения на балансе учтены только движимые объекты основных средств, то отчитываться по налогу нет необходимости.
Данные активы не являются объектом обложения налогом на имущество ( подп. 8 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ). А при отсутствии объектов основных средств на балансе учреждение не признается плательщиком налога на имущество. Поэтому не возникает обязанности по представлению в налоговую инспекцию расчетов по авансовым платежам и декларации.

Земельный налог

Бюджетные учреждения так же, как и коммерческие организации, признаются плательщиками земельного налога при наличии оснований для его уплаты.
Объектом обложения земельным налогом признаются участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог ( п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ).

Участок не сформирован

Согласно статье 11.1 Земельного кодекса РФ, земельный участок – это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Следовательно, если участок не сформирован, то есть если его границы не утверждены и кадастровый номер ему не присвоен, объекта обложения земельным налогом он собой не представляет. Так же считают и чиновники, и судьи ( письмо Минфина России от 2 апреля 2009 г. № 03-05-04-02/23, п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54). А значит, по таким участкам не надо и представлять декларацию.

Материалы по теме: «Земельный налог: когда совмещение ставок обоснованно» (№ 11, 2013), «Изменение категории или вида разрешенного использования земли. Расчет налога» (№ 8, 2013), «Имущественные налоги: разъяснения по отчетности» (№ 5, 2013).

Земля изъята из оборота

Налоговые декларации по земельному налогу представляют учреждения, которые используют принадлежащие им на праве собственности или на праве пользования земельные участки в предпринимательской деятельности и которые признаются плательщиками налога ( п. 1 ст. 398 Налогового кодекса РФ).
В свою очередь налогоплательщиками признаются учреждения, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования ( п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ).
При этом в кодексе приведен перечень земельных участков, которые не признаются объектом обложения земельным налогом даже в том случае, если полностью сформированы.
Объектом обложения земельным налогом не признаются земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ ( подп. 1 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса РФ).
Следовательно, учреждения, все земельные участки которых не признаются объектами обложения земельным налогом, не признаются налогоплательщиками и не обязаны платить налог. Поэтому у них не возникает обязанности по представлению налоговой декларации.
Также считают и специалисты Минфина России ( письмо от 17 марта 2008 г. № 03-05-04-02/20).
Если бюджетное учреждение обладает на праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, часть из которых не признается объектом обложения земельным налогом, а часть облагается налогом, то в инспекцию надо сдать декларацию по земельному налогу. Об этом сказано в письме Минфина России от 14 марта 2008 г. № 03-05-05-02/13. В ней надо заполнить кадастровую стоимость только по тем участкам, которые признаются объектом налогообложения. При этом в декларацию не надо включать сведения о земельных участках, не признаваемых объектом обложения земельным налогом.

Земельные участки ограничены в обороте

Не признаются объектом обложения земельным налогом участки, ограниченные в обороте согласно законодательству РФ. В частности, которые заняты историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия ( подп. 2 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса РФ, подп. 4 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ). Для исключения земельного участка из объектов налогообложения надо подтвердить, что на нем находится особо ценный объект (письма Минэкономразвития России от 13 марта 2007 г. № Д08-840, Минфина России от 28 июня 2010 г. № 03-05-04-02/64). Если учреждение владеет только такими участками, декларацию также можно не сдавать.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль