Порядок уплаты страховых взносов: “обособленные” нюансы

4301
 Романова Н.А.
Генеральный директор ООО "Центр экономической информации"
В одном из предыдущих номеров журнала были рассмотрены особенности налогообложения бюджетных учреждений, имеющих обособленные подразделения, налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, налогом на доходы физических лиц и налогом на имущество. Поскольку после отмены гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ порядок уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды не регулируется налоговым законодательством, особенностям уплаты обособленными подразделениями страховых взносов посвящена отдельная статья.

В разъяснениях Минфина России, различных публикациях в прессе неоднократно обращалось внимание на то, что согласно нормам НК РФ подразделение организации признается обособленным независимо от наличия или отсутствия у него отдельного баланса и расчетного счета (см., например, письмо Минфина России от 03.08.2010 № 03-03-06/1/513).

Однако с точки зрения уплаты взносов во внебюджетные фонды факт наличия у обособленного подразделения отдельного баланса и расчетного счета имеет значение. Важно также и местонахождение обособленного подразделения. Но обо всем по порядку.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 959н "О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей и лиц, приравненных к страхователям" обязательной регистрации в качестве страхователей подлежат юридические лица по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

“Обособленная” база

Базой для начисления страховых взносов являются выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц. Это прямо следует из ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ). При этом особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного соцстрахования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ч. 3 ст. 1 Закона № 212-ФЗ):

  • Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее — Закон № 167-ФЗ);
  • Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
  • Законом РФ от 28.06.1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

В 2010 г. установлены следующие тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды:

  • в ПФР на обязательное пенсионное страхование — 20%. При этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование лиц 1966 г. рождения и старше полностью уплачиваются на финансирование страховой части трудовой пенсии;
  • лиц 1967 г. рождения и моложе в размере 14% — на финансирование страховой части трудовой пенсии и в размере 6% — на финансирование накопительной части трудовой пенсии (п. 1 ст. 33 Закона № 167-ФЗ);
  • в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%;
  • в ФФОМС и ТФОМС на обязательное медицинское страхование — 1,1 и 2,0% соответственно.

Порядок уплаты страховых взносов обособленными подразделениями организаций устанавливается ч. 11—14 ст. 15 Закона № 212-ФЗ. Итак, согласно ч. 11 ст. 15 Закона № 212-ФЗ обособленное подразделение исполняет обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения, если оно обладает следующими признаками:

  • имеет отдельный баланс;
  • имеет расчетный счет;
  • начисляет выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц.

Таким образом, все выплаты сотрудникам, произведенные с расчетного счета подразделения, формируют отдельную базу по страховым взносам (ч. 12 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Кроме того, подразделение в подобной ситуации также исполняет обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения (ч. 11 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Если у подразделения нет самостоятельного баланса и расчетного счета, то отдельную страховую базу по нему рассчитывать не нужно. В таком случае расчеты с работниками производит непосредственно головное учреждение, значит, и отчитываться по начисленным и уплаченным взносам по выплатам, произведенным в пользу работников подразделений, следует также по местонахождению учреждения. Соответствующее разъяснение дано в письме Минздравсоцразвития России от 09.03.2010 № 492-19.

Распределение страховых взносов

Учреждениям, которые имеют обособленные подразделения, важно правильно распределять суммы страховых взносов, подлежащие уплате во внебюджетные фонды, между этими подразделениями.

Алгоритм расчетов с внебюджетными фондами при наличии у учреждения обособленных подразделений выглядит следующим образом. Сначала нужно определить сумму страховых взносов в целом по учреждению. Затем необходимо рассчитать сумму взносов, приходящуюся на подразделения, которые выделены на отдельный баланс и имеют расчетные счета. После этого из первого значения вычитается второе, получившаяся разность представляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате по месту нахождения учреждения (ч. 13 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Проиллюстрируем это на конкретном примере.

Пример

Предположим, бюджетное учреждение имеет два обособленных подразделения. Подразделение "А" выделено на отдельный баланс и ему открыт лицевой счет. Подразделение "В"такими правами не наделено.

За отчетный период учреждение произвело выплаты в пользу своих работников на сумму 2 000 000 руб. При этом на подразделение "А" приходится 500 000 руб., а на подразделение "В" -300 000 руб. Для наглядности, допустим, что за этот период учреждение не выплачивало страхового обеспечения (т. е. сотрудники не болели, не уходили в декрет и т. п.). В таком случае в целом по учреждению сумма страховых взносов составит:
2 000 000 руб. X 26% = 520 000 руб.

Поскольку подразделение "В" не имеет отдельного баланса и лицевого счета, то определять сумму взносов по нему не нужно. Отдельно взносы будут уплачиваться лишь по местонахождению подразделения "А", их сумма составит:
500 000 руб. X 26% = 130 000 руб.

Таким образом, по местонахождению подразделения "А" во внебюджетные фонды будет перечислено 130 000 руб., а по местонахождению самого учреждения - 390 000 руб. (520 000 руб. − 130 000 руб.).

Если обособленные подразделения расположены за пределами Российской Федерации, то вне зависимости от наличия отдельных балансов и расчетных счетов страховые взносы платятся по месту регистрации учреждения (ч. 14 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). При этом, как отмечено в письме Минздравсоцразвития России от 12.02.2010 № 295-19, если в зарубежных подразделениях выплаты осуществляются в пользу иностранных работников, то на них начислять страховые взносы не нужно.

Внутренние переводы сотрудников

На практике довольно часто бюджетное учреждение в целях оптимизации рабочего процесса переводит сотрудников из одного подразделения в другое. Как известно, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода (ч. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). В связи с этим возникает вопрос: нужно ли учитывать в базе по взносам выплаты, которые были произведены сотруднику до его перевода в другое подразделение, или расчеты нужно производить, что называется, с нуля?

В данной ситуации важно учесть следующее. В случае если в течение года работник перешел из одного обособленного подразделения учреждения в другое, то в другом обособленном подразделении при определении базы для начисления страховых взносов должны учитываться выплаты и иные вознаграждения, начисленные данному работнику с начала расчетного периода. При этом в базе для начисления страховых взносов каждого обособленного подразделения учитываются только те выплаты, которые начислены за период работы сотрудника в данном подразделении. На это указано в письме Минздравсоцразвития России от 12.03.2010 № 551-19. Таким образом, общая база по учреждению в целом, включая обособленные подразделения, остается неизменной независимо от перемещений работников.

Итак, если с начала календарного года указанная сумма выплат превышает 415 000 руб., то взносы не начисляются. При этом положения ч. 6 ст. 15 Закона № 212-ФЗ обязывают плательщиков страховых взносов вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, индивидуально в отношении каждого физлица, в пользу которого осуществлялись выплаты. С этой целью можно использовать карточку индивидуального учета в отношении каждого физического лица, рекомендованную совместным письмом ПФР и ФСС РФ от 26.01.2010 № АД-30-24/691, от 14.01.2010 № 02-03-08/08-56П.

Она открывается на каждого работника на календарный год с разбивкой показателей по месяцам. В ней отражаются начисленные выплаты, выделяются не облагаемые взносами суммы, а также рассчитывается база страховых взносов и суммы взносов в ПФР, фонды медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС), ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Кроме того, в карточке отражаются суммы пособий, начисленных за счет средств ФСС РФ.

Контрольные даты

Соблюдение правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, в том числе обособленными подразделениями учреждения, имеющими отдельный баланс, расчетный счет и начисляющими выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, проверяется территориальными органами ПФР и ФСС РФ. В этой связи представляется целесообразным напомнить, какие обязанности возлагаются на обособленное подразделение учреждения, которое отвечает всем перечисленным признакам.

Для начала отметим, что приказом Минздравсоцразвития России от 18.11.2009 № 908н утвержден Порядок учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Согласно указанному документу страхователи обязаны вести учет:

  • сумм начисленных страховых взносов, пеней и штрафов;
  • сумм уплаченных (перечисленных) страховых взносов, пеней и штрафов;
  • сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения;
  • расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальным органом ФСС РФ по месту своей регистрации (сумм, подлежащих уплате в территориальный орган фонда, и сумм, полученных от территориального органа фонда).

В соответствии с ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов (обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, не являются исключением) должны ежеквартально представлять в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:

  • до 1 -го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование;
  • до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС РФ — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения, произведенным в счет уплаты этих взносов.

Суммы взносов, подлежащие перечислению в территориальные органы ФСС РФ, отражаются в полных рублях (значения до 50 коп. отбрасываются, а более - округляются до полного рубля), а начисленные расходы на выплату пособий - в рублях и копейках.

Выражения "до 1-го числа" и "до 15-го числа", приведенные в данной норме, означают, что срок представления расчетов в соответствующие внебюджетные фонды истекает в день, который является предыдущим первому числу второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, и соответственно 15-му числу календарного месяца, следующего за отчетным периодом. В случае, если контрольная дата приходится на выходной день, то исполнить свою обязанность по представлению отчетности обособленное подразделение должно в первый следующий за ним рабочий день. Соответствующие разъяснения даны в письме Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 № 422-19.

Иными словами, последним днем представления расчета в территориальный орган ПФР за 9 месяцев является 1 ноября, а за 2010 г. отчитаться перед ПФР нужно будет до 31 января 2011 г. включительно. Аналогично последним днем представления расчета в ФСС РФ за 9 месяцев будет 14 октября, а расчет за 2010 г. необходимо представить в фонд до 14 января 2011 г. включительно.

В свою очередь, ежемесячные обязательные платежи по страховым взносам во внебюджетные фонды нужно уплачивать не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены (ч. 5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Как и в случае с отчетностью, если крайняя дата, установленная для уплаты взносов, выпадет на выходной, то перечислить обязательный платеж можно в ближайший рабочий день.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 30.77%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 76.92%
  • Над налоговой отчетностью 7.69%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль