Государственные программы: подходы к разработке, реализации и оценке эффективности

2384
 Ловидова А.Г.
зам. начальника отдела методологии эффективности общественных финансов Департамента бюджетной методологии
Программой Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. в качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов предлагается принять программно-целевой принцип организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это означает, что финансовое обеспечение органов власти планируется осуществлять в соответствии с разработанными государственными программами, проекты госпрограмм будут положены в основу формирования структуры расходов бюджета. Рассмотрим базовые принципы разработки и реализации госпрограмм и их отличия от существующих в настоящее время целевых программ.

Правовые основы разработки госпрограмм

Понятие государственной программы приведено в Программе Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р.

Государственная программа Российской Федерации представляет собой документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, направленные на достижение целей и реализацию приоритетов, установленных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, либо обеспечивающий реализацию в установленные сроки крупномасштабных мероприятий общенационального или международного значения.

Следует учесть!

Внесение поправок в БК РФ в связи с изменением видов программ планируется в конце 2010 г. В настоящее время в БК РФ упоминаются только долгосрочные и ведомственные целевые программы. Ожидается, что государственные программы Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования сменят долгосрочные целевые программы, которые реа-лизовываются в некоторых субъектах РФ и муниципальных образованиях, но на федеральном уровне отсутствуют. Уже существующие долгосрочные целевые программы субъекта РФ могут быть взяты за основу при разработке соответствующих государственных программ. Однако при этом следует иметь в виду, что изменяется не только название программы, но и ее содержание.

Перечень государственных программ Российской Федерации, одобренный 08.09.2010 Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период, включает 39 госпрограмм. В число приоритетных программ входят "Развитие образования", "Развитие здравоохранения", "Развитие пенсионной системы", "Информационное общество", "Энергоэффективность и развитие энергетики", "Организация и проведение Олимпийских игр 2014 года", "Управление государственными финансами и государственным долгом" и пр.

Рамочные требования к разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации были заданы постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № 588. После утверждения Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Минэкономразвития России и Минфином России (IV квартал 2010 г.) федеральные органы исполнительной власти приступят к разработке соответствующих госпрограмм. Одними из базовых принципов разработки и реализации государственных программ должны стать:

  • установление для государственных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
  • охват государственными программами всех сфер деятельности органов исполнительной власти, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) инструментов для достижения целей государственных программ;
  • проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ с возможностью их корректировки или досрочного прекращения; установление ответственности должностных лиц за реализацию программ.

Основные изменения в части структуры, содержания, процедур разработки и реализации государственных программ

Государственная программа включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти.

Проект государственной программы содержит такие важные разделы, как:

  • характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы;
  • описание основных целей и задач государственной программы и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы;
  • сроки реализации государственной программы в целом, контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных результатов;
  • перечень основных мероприятий государственной программы, включая меры правового регулирования в соответствующей сфере с обоснованием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов;
  • перечень и краткое описание федеральных целевых программ и подпрограмм;
  • информация по ресурсному обеспечению государственной программы за счет средств федерального бюджета.

Одним из приоритетных разделов госпрограммы является методика оценки ее эффективности. Данная методика должна быть основана на оценке достижения запланированных результатов, с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию программы, а также социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации.

В частности, для выявления степени достижения запланированных результатов и намеченных целей фактически достигнутые результаты сопоставляются с их плановыми значениями с формированием абсолютных и относительных отклонений.

По каждому мероприятию (задаче) в случае существенных различий (как положительных, так и отрицательных) между плановыми и фактическими значениями показателей, а также показателями разных лет должен быть проведен анализ факторов, повлиявших на данное расхождение.

При этом рекомендуется выделять две группы факторов: внутренние факторы, на которые может повлиять орган исполнительной власти, и внешние, включая в том числе форс-мажорные обстоятельства.

Кроме того, в ряде случаев необходимы дополнительные разделы по государственной программе. В случае оказания федеральными государственными учреждениями государственных услуг юридическим и (или) физическим лицам дополнительно требуется прогноз сводных показателей государственных заданий (показатели объема, качества оказания государственных услуг и норматив затрат на оказание государственных услуг) по этапам реализации государственной программы.

В случае использования налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных инструментов предлагается к проекту государственной программы приложить обоснование необходимости их применения с финансовой оценкой по этапам ее реализации.

По результатам оценки эффективности государственной программы, в том числе основанной на анализе годового отчета об исполнении государственной программы, Правительство РФ может принять решение о сокращении на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию, о досрочном прекращении реализации отдельных мероприятий или государственной программы в целом начиная с очередного финансового года.

Такой годовой отчет содержит конкретные результаты, достигнутые за отчетный период; перечень мероприятий, выполненных и не выполненных (с обоснованием причин) в установленные сроки; анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы; данные об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий.

Достоверность сведений, используемых в государственной программе и годовом отчете, подтверждается данными мониторинга реализации государственной программы.

Важный нюанс

Если государственная программа направлена на достижение целей и решение задач по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, в рамках государственной программы может быть предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль