Актуальные вопросы открытия и ведения лицевых счетов

1507
 Камардина Ю.В.
Советник руководителя Федерального казначейства
При кассовом обслуживании исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов у органов Федерального казначейства и у клиентов нередко возникают вопросы по практике применения регламентирующих эту деятельность нормативных правовых актов. В данной статье мы рассмотрим наиболее актуальные вопросы, касающиеся открытия и ведения лицевых счетов.

Открытие лицевых счетов участникам бюджетного процесса субъекта РФ (муниципального образования)

Органы Федерального казначейства (ОрФК) открывают лицевые счета клиентам -участникам бюджетного процесса субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, указанным в Перечне участников бюджетного процесса субъектов РФ (муниципальных образований) (далее - Перечень участников бюджетного процесса, Перечень), представленном в ОрФК финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) .

При этом документы, подтверждающие наделение участников бюджетного процесса субъекта РФ (муниципального образования) соответствующими бюджетными полномочиями, в ОрФК не представляются.

В соответствии с положениями п. 2.77 приказа Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами" (далее - Приказ № 7н) ОрФК при приеме Перечня участников бюджетного процесса от финансовых органов субъекта РФ (муниципального образования) проверяют его только на соответствие установленной форме.

В случае несоответствия представленного Перечня утвержденной форме или наличия исправлений в документе данный Перечень регистрируется в Журнале регистрации неисполненных документов в установленном порядке и возвращается финансовому органу субъекта РФ (муниципального образования) с указанием причины возврата.

В связи с этим от ОрФК поступают вопросы о том, каким образом им следует осуществлять проверку правильности полного и сокращенного наименований клиентов, указанных в Перечне участников бюджетного процесса, поскольку предоставление ими учредительных документов для открытия соответствующего лицевого счета не требуется.

Нередко ОрФК обращаются с вопросом о необходимости проверки полномочий заказчиков-застройщиков, казенных и унитарных предприятий, указанных в Перечне участников бюджетного процесса.

Кроме того, от финансовых органов субъектов РФ поступает информация о том, что ОрФК осуществляют мониторинг представленных Перечней участников бюджетного процесса, по результатам которого настаивают на необходимости исключения из него тех участников бюджетного процесса субъектов РФ (муниципальных образований), которым не открыты лицевые счета в ОрФК.

Органы Федерального казначейства не регулируют порядок формирования Перечня участников бюджетного процесса и, соответственно, порядок исключения из него участников бюджетного процесса субъектов РФ (муниципальных образований).

Для открытия лицевых счетов участниками бюджетного процесса субъекта РФ (муниципальных образований) в ОрФК представляются Заявление на открытие лицевого счета и Карточка образцов подписей.

При этом органы Федерального казначейства при проверке данных документов сверяют наименование клиента, указанное в Заявлении на открытии лицевого счета и в Карточке образцов подписей, с наименованием, указанным в Перечне участников бюджетного процесса, и в случае их несоответствия возвращают документы клиенту для приведения в соответствие с Перечнем.

Если клиент является одновременно участником бюджетного процесса федерального уровня и участником бюджетного процесса субъекта Российской Федерации (местного бюджета), он должен представить разные Карточки образцов подписей, оформленные в порядке, установленном положениями Приказа № 7н.

При этом ОрФК формируют два дела клиента - как участника бюджетного процесса федерального уровня и как участника бюджетного процесса субъекта РФ (местного бюджета).

Нередко возникает вопрос о том, необходимо ли требовать от клиентов Заявление для открытия лицевого счета для оформления на лицевом счете бюджета и лицевом счете получателя бюджетных средств раздела для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.

Следует отметить, что в соответствии с положениями Приказа № 7н клиент представляет Заявление на открытие лицевого счета в ОрФК только для открытия ему соответствующего лицевого счета.

При этом ОрФК оформляют указанный выше раздел на лицевом счете бюджета и на лицевом счете получателя бюджетных средств на основании Соглашения о проведении и учете операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, участниками бюджетного процесса субъекта РФ (муниципального образования) и документов, представленных в ОрФК по месту обслуживания лицевого счета бюджета или лицевого счета получателя бюджетных средств финансовым органом и (или) получателем бюджетных средств соответствующего бюджета, установленных указанным соглашением.

В соответствии с положениями п. 2.33 Приказа № 7н ОрФК после открытия лицевых счетов присваивают им номера, которые указываются в соответствующих выписках. Один экземпляр выписки представляется клиенту, второй хранится в документах операционного дня.

В соответствии с положениями п. 2.36, 2.47, 2.64 Приказа № 7н ОрФК в пятидневный срок после открытия лицевого счета получателя бюджетных средств, лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения, лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств предоставляют информацию в налоговые органы, если представление такой информации в соответствии с законодательством РФ является обязательным.

Поскольку в настоящее время Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ) не предусмотрена обязанность ОрФК предоставлять информацию об открытии, закрытии и переоформлении соответствующих лицевых счетов, ОрФК должны предоставлять указанную информацию налоговым органам только после внесения соответствующих изменений в НК РФ.

Особенности открытия лицевого счета бюджета в случае осуществления финансовым органом муниципального района отдельных бюджетных полномочий финансового органа поселения

В случае передачи в соответствии с положениями ст. 9 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) отдельных бюджетных полномочий финансового органа поселения финансовому органу муниципального района на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района лицевой счет бюджета в ОрФК открывается финансовому органу муниципального района.

Финансовый орган муниципального района для открытия соответствующего лицевого счета бюджета представляет в ОрФК Заявление на открытие лицевого счета, Карточку образцов подписей и Перечень участников бюджетного процесса. При этом в строке "Наименование бюджета" Перечня должно быть указано наименование соответствующего бюджета, полномочия по обслуживанию которого переданы финансовому органу муниципального района в соответствии с упомянутым соглашением.

Следует отметить, что финансовому органу муниципального района должно быть оформлено единое дело клиента по всем открытым ему в органе Федерального казначейства лицевым счетам бюджета.

Оформление документов для открытия лицевых счетов

Поскольку очень часто возникают вопросы по оформлению документов, представляемых клиентами в ОрФК для открытия соответствующих лицевых счетов, следует остановиться на некоторых особенностях их заполнения.

Карточка образцов подписей

Наибольшее количество вопросов касается необходимости дополнительного заверения образцов подписей руководителя и главного бухгалтера клиента на лицевой стороне Карточки образцов подписей, в случае если данный документ заверен оттиском гербовой печати финансового органа.

В соответствии с положениями п. 2.20 Приказа № 7н Карточка образцов подписей для открытия лицевого счета подписывается руководителем и главным бухгалтером клиента.

Согласно п. 2.82 Приказа № 7н при открытии соответствующих лицевых счетов участникам бюджетного процесса субъекта РФ (муниципального образования) подписи должностных лиц в Карточке образцов подписей, представленной в ОрФК, заверяются в порядке, установленном для участников бюджетного процесса федерального уровня, или оттиском гербовой печати финансового органа.

Соответственно, в случае если Карточка образцов подписей заверяется на оборотной стороне оттиском гербовой печати финансового органа, дополнительное заверение подписей руководителя и главного бухгалтера клиента на лицевой стороне документа не требуется.

Немало вопросов поступает от ОрФК о порядке оформления Карточки образцов подписей, в случае если полномочия по ведению бюджетного учета переданы клиентом вышестоящему участнику бюджетного процесса, централизованной бухгалтерии и т. д.

Согласно п. 2.29 Приказа № 7н ОрФК не требуют предъявления доверенностей и других документов, подтверждающих полномочия лиц, подписи которых включены в Карточку образцов подписей.

Таким образом, при проверке Карточки образцов подписей, представленной участником бюджетного процесса субъекта РФ (муниципального образования), ОрФК осуществляют проверку правильности оформления документа в соответствии с положениями Приказа № 7н, не проверяя полномочия лиц, включенных в Карточку образцов подписей.

При этом ОрФК не имеют правовых оснований запрашивать от клиента Договор о централизованном бухгалтерском учете, Доверенность на право подписания платежных документов лицам, заявленным в Карточке образцов подписей и т. д.

Также поступают запросы о том, чьи образцы подписей (первой и второй) должны быть в карточке, представленной в ОрФК для открытия лицевого счета иного получателя бюджетных средств в случае его нахождения за пределами субъекта РФ.

Следует отметить, что в Карточку образцов подписей для открытия лицевого счета иного получателя бюджетных средств должны быть включены образцы первой и второй подписей главного распорядителя бюджетных средств, в чьем ведении находится иной получатель бюджетных средств.

Карточка образцов подписей, представленная клиентом в ОрФК для открытия ему соответствующего лицевого счета, а также новые Карточки, представленные в связи со сменой руководителя или главного бухгалтера, хранятся в деле клиента. При этом дополнительные экземпляры Карточек образцов подписей, подлежащих замене, хранятся в соответствии с правилами организации архивного дела.

Кроме того, к числу актуальных вопросов по оформлению рассматриваемого документа можно отнести вопрос о необходимости указания в графе "Должность" наименование должности руководителя и главного бухгалтера клиента, заверивших Карточку.

В соответствии с положениями п. 4.3 Приказа № 7н Карточка образцов подписей к лицевым счетам заверяется:

  • подписью руководителя клиента (или уполномоченного им лица с указанием должности) с расшифровкой подписи, содержащей полные (без сокращения) фамилию, имя и отчество;
  • подписью главного бухгалтера клиента (или уполномоченного руководителем лица с указанием должности) с расшифровкой подписи, содержащей полные (без сокращения) фамилию, имя и отчество и дату подписания Карточки образцов подписей к лицевым счетам.

Таким образом, в графе "Должность" указывается наименование должностей лиц, уполномоченных руководителем учреждения на право подписи платежных и финансовых документов. При этом данная графа может не заполняться в случае заверения Карточки образцов подписей непосредственно руководителем и главным бухгалтером клиента независимо от наименования их должностей.

Что касается соответствия даты составления документа в заголовочной части Карточки образцов подписей и даты формирования Заявления на открытие лицевого счета, то в Приказе № 7н отсутствуют положения, предусматривающие соответствие дат в указанных документах.

Заявление на переоформление лицевого счета

Положениями п. 4.17 Приказа № 7н предусмотрено, что при заполнении клиентом Заявления на переоформление лицевого счета по строке "Документ-основание для переоформления" указывается наименование документа, в соответствии с которым осуществляется переоформление лицевых счетов, с отражением в кодовой зоне номера и даты данного документа.

Соответственно по данной строке клиентом указывается наименование, номер и дата нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ (муниципального образования), которым утверждено решение о реорганизации участника бюджетного процесса субъекта РФ (муниципального образования), не связанного с изменением уровня подчиненности клиента.

На практике участники бюджетного процесса субъекта РФ (муниципального образования) в строке "Документ-основание для переоформления" Заявления нередко указывают наименование и дату учредительного документа, в который были внесены соответствующие изменения. Следует отметить, что положениями п. 2.43 Приказа № 7н не предусмотрена возможность отказа ОрФК в приеме Заявления у таких клиентов.

Кроме того, возникают вопросы о том, следует ли в заявительной надписи в Заявлении на переоформление лицевых счетов, по разделу "Прошу изменить наименование клиента и (или) номера лицевого счета", заполнять строку "Наименование клиента", если изменяется структура номера лицевого счета клиента.

Необходимо отметить, что при изменении структуры номера лицевого счета в Заявлении на переоформление лицевых счетов заполняются только строки "Вид лицевого счета" и "Номер счета".

Заявление на закрытие лицевого счета

В соответствии с положениями п. 2.80 Приказа № 7н закрытие лицевых счетов участников бюджетного процесса субъекта РФ (местных бюджетов) осуществляется на основании заявления на закрытие лицевого счета, при этом подтверждающие документы в ОрФК не представляются.

В данном случае строка "Приложения" в Заявлении на закрытие лицевого счета не заполняется.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 14.29%
  • Нет 42.86%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 42.86%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×